Татьяна Старых
Сенсорное развитие дошкольников с использованием нетрадиционного дидактического пособия «Сенсорная клавиатура»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗЫВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «СЕНСОРНАЯ КЛАВИАТУРА»
Публикация «Сенсорное развитие дошкольников с использованием нетрадиционного дидактического пособия „Сенсорная клавиатура“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры с клавиатурой
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это восприятие и развитие представлений о сенсорных эталонах, внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников. Зрительное восприятие формы, цвета, размера у маленьких детей фрагментарно, несовершенно и неосознанно. Неосознанность воспринимаемого является серьезным препятствием для построения отчётливых зрительных образов формы, цвета, размера объекта. Непонимание строения и пропорций формы задерживает развитие ребенка.
Не выделяя форму, размер, цвет предметов, как существенный признак, малыш с трудом овладевает действиями с этими предметами, бытовыми и практическими навыками. Но если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. При этом активизация процесса развития восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т. п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования сензетивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной работы.
Каждый возрастной период развития ребенка отвечает за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Такое положение говорит о том, что очень важно создавать благоприятные условия для развития ребенка, которые в свою очередь приведут к успеху умственного развития и эстетического восприятия мира, зависящие от сенсомоторного развития дошкольников.
Сегодня педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением детей раннего возраста, имеют множество практического материала, который способствует не только достижению целей развития сенсорных функций, но и общему оздоровлению ребенка. Базовыми являются традиционные методы воспитания, которые сочетаются с нетрадиционными. Важно заметить, что в процессе развития сенсорных функций детей особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу, который дает возможность выбирать наиболее оптимальную и результативную методику.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, для гармоничного развития ребенка необходимо создавать предметно – пространственную среду и применять разнообразные техники сенсомоторного развития. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, коммуникативную функции. Также необходимо стимулировать самостоятельность детей. Пространство необходимо использовать гибко и вариативно, оно должно в полной мере удовлетворять потребности и интересы ребенка. Необходимо применять различные игрушки, наглядные материалы, пособия, элементы декора, различную цветовую палитру, форму.
На современном этапе роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям. С помощью предметной деятельности можно развивать представления о сенсорных эталонах, сенсомоторике, творческие способности дошкольников. Предметная деятельность позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными материалами.
Широкое распространение получили дидактические и подвижные игры. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий
Эти повседневные нагрузки имеют высокую нравственную ценность, и являются хорошей систематической тренировкой для развития мелкой моторики. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.
Одним из направлений развития сенсомоторики у детей раннего возраста выступают дидактические игры и упражнения. Важность дидактической игры в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка.
В современных условиях воспитания детей раннего возраста широко применяются так же нетрадиционные дидактические игры.
Пособие «Сенсорная клавиатура».
Позволяет достичь высоких результатов по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. При его использование педагог имеет возможность варьировать задания, учитывая возрастные особенности детей и решаемые задачи.
Инновационная направленность: предлагаемое игровое пособие заинтересует детей, т. к. компьютеры, ноутбуки, нетбуки, планшеты за последние несколько лет так прочно вошли в жизнь дошкольника.
Степень распространения: пособие может быть использовано педагогами-психологами и воспитателями дошкольного учреждения, работающими с детьми дошкольного возраста.
Необычные яркие цвета очень привлекают детей. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Именно игры и игрушки создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей.
Компьютер за последние несколько лет так прочно вошёл в нашу жизнь, что практически вытеснил телевидение и занял центральное место в доме. А чаще в семье он даже не один. Как правило, ноутбуки, нетбуки, планшеты есть сейчас почти у каждого члена семьи. Поэтому можно с уверенностью сказать, что предлагаемая мною игра заинтересует детей, но, в отличие от компьютерных игр, будет приносить только пользу, развивая пальчики, цветовое восприятие.
Использование пособия : индивидуально или в паре.
Варианты заданий:
Выполни по образцу (использование карточек).
Нажимай поочередно правой и левой рукой.
Посчитай, сколько кнопок красного цвета, желтого цвета и т. п.
Заключение
Таким образом, эффективное и полноценное сенсорное развитие ребенка протекает в процессе сенсорного воспитания, при целенаправленном формировании эталонных представлений о цвете, форме, величине, различных признаках и свойствах предметов или материалов, их положении в пространстве и т. п. При сенсорном воспитании происходит развитие всех видов восприятия, памяти и мышления, что в свою очередь дает основу для развития умственной деятельности ребенка, в частности речевого развития.
Определено, что сенсомоторное воспитание, которое направляется на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, выступает основной стороной дошкольного воспитания детей. При этом важно учитывать фактор планирования занятий по ознакомлению детей с цветом, формой и величиной предметов, выявляя их взаимосвязь с другими видами деятельности. Так же необходимо учитывать принцип последовательности, систематичности и вариативности.