Татьяна Владимировна Шергина
Сенсорная интеграция как инновационный подход в работе с детьми с ТНР в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Последние несколько лет внимание российского общества направлено на инновационные образовательные технологии. Одной из этих технологий является сенсорная интеграция. Она была разработана американским доктором- эрготерапевтом Энн Джин Айрес (1923-1988, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения.
Публикация «Сенсорная интеграция как инновационный подход в работе с детьми с ТНР в ДОУ» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Они идут в мозг будто ручейки, впадающие в озеро. Каждую секунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации, и не только от ушей или глаз, но и от всего тела.
Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, которую сообщает его тело, органы чувств. Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела. Младенец научится ползать и вставать, только если в его мозгу будет идти и развиваться активнейшая сенсорная интеграция, что и происходит в первый год жизни.
Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь на ощущениях. Поэтому первые 7 лет жизни называются периодом сенсомоторного развития.
К сожалению, с каждым годом количество воспитанников с ТНР увеличивается. У них наблюдается нарушение сенсомоторных, высших психических функций, затрудняющих социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.
Каждая сторона развития речи - звукопроизношение, лексико – грамматические категории, связность высказываний - основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них. Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на мотивацию к любой детской деятельности, в том числе на речь. Дисфункция сенсорной интеграции- одна из частых причин задержки речевого развития.
Успешность умственного, речевого, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому необходимо своевременно реагировать на особенности развития детей и во время диагностировать проблему.
В связи с этим одна из задач деятельности с детьми является развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. И в работе необходимо организовать детей так, чтобы у детей появлялась мотивация к речи.
В нашем дошкольном учреждении наряду с обычными детьми воспитываются дети с ТНР. У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.
Я считаю, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.
Метод сенсорной интеграции в моей работе предполагает стимуляцию всех органов чувств, направлен на активизацию всех сторон речи через сенсомоторное развитие. Этот метод помогает развивать психические и речевые функции, ознакомиться с предметами, которые нужны детям в жизни, осуществить процесс индивидуализации и наладить взаимодействие с окружающим миром.
Для преодоления сенсорной интеграции в своей работе использую различные игры, задания, упражнения: при развитии тактильных ощущений подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.
Развиваю мелкую моторику, работаю с материалами разной фактуры и плотности. В рамках лексических тем, детям предлагаю такие игры «Назови фрукты круглой (овальной, треугольной) формы», «Узнай овощ (фрукт) по форме (по цвету)», «Чудесный мешочек», «Узнай предмет по контуру», «Угадай какую букву напишу у тебя на спине». Еще одна игра называется «Определи на ощупь». Учим детей образовывать прилагательные среднего рода, обозначающие форму предмета (Мама хочет подарить Кате мыло, но не хочет сразу его показывать, помоги Кате определить форму мыла на ощупь). Ребенок опускает руку в коробочку, выбирает фигуру, называет ее форму и составляет фразу: «Мама подарила Кате овальное (квадратное, круглое) мыло», достает фигурку и называет ее цвет. Так же можно называть форму других предметов.
Вместе с воспитателями дети играют с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга, водой, мыльными пузырями, льдом. Игры с песком, природным материалом. Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы. Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя массажеры су-джок.
При развитии вестибулярной системы использую игры с мячом, прыжки, перешагивание через предметы, выполнение движений со словами потешек, стихов. Все эти игры проводятся во время организационных моментов, физкультминуток.
Для развития вкусовых ощущений предлагаю родителям поиграть с детьми в игру «Узнай по вкусу фрукт (овощ)».
Так же идет работа по развитию зрительных и слуховых процессов. В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.
Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас, например «Найди сходства и различия», «Найди такой же», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Продолжи ряд», «Графические диктанты», «Найди предмет» (наложенные изображения, «Почини буквы».
Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т. д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.
Например, при развитии фонематических процессов мы играем в игры «Послушай что звучит? (звуки которые издают предметы)», «Угадай, на чем играет Незнайка (звуки музыкальных инструментов, «Кто позвал?», «Звучащие баночки», «Кто как голос подает (слушают голоса животных и угадывают)».
В процессе обучения при подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения мы используем фишки разного цвета, формы для анализа слов, предложений. Играем в игры «Отгадай, какой звук произношу (артикуляция гласных звуков)», «Найди буквы» (заштрихованные, не правильно написанные).
Также наряду с сенсорными развивающими пособиями, в своей работе я использую наглядный материал, различные дидактические игры и упражнения, направленные на расширение кругозора, развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины предметов, их пространственного расположения, активизации познавательной и речевой активности.
Сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности эффективен, так как каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развитие речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение. Сенсорная интеграция – комплексный метод, который стимулирует детей на вербальную и невербальную коммуникацию, способствует развитию обучения в целом. [2]
Таким образом, игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы. Так же способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ТНР, а также этот метод требует творческого отношения педагога к процессу обучения.