Юлия Федорченко
Сенсорика и мелкая моторика в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорика и мелкая моторика в группе раннего возраста.
Аннотация: автор стать раскрывает основные подходы к развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, а также описывает особенности развития сенсорики на данном этапе развитья ребенка.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, ранний возраст, сенсорика, мелкая моторика. В настоящее время идеи раннего развития детей становятся все более популярными и приоритетными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1–3 лет сходятся во мнении, что «чем раньше начать всесторонние занятия с ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается» [4, с. 27]. Можно уверенно говорить о том, что, «создавая развивающую среду для малыша, мы даем ему шанс реализовать потенциал, данный ему от рождения» [4, с. 28]. Одним из важнейших векторов развития ребенка раннего возраста является развитие его сенсорного развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, а все другие формы (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Сенсорное развитие ребенка – это «развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными» [1, с. 25]. Мелкая моторика – это «способность манипулировать мелкими пред- метами и выполнять точные действия, тонкие движения руки. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека» [3, с. 34]. Это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия с ними. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. К мелкой моторике относится застегивание пуговиц, завязывание узел- ков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание. Ребенок начинает познавать мир с самого раннего возраста сначала с помощью ощущений (сенсорики). И «чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребенка, тем развитие ребенка происходит более эффективно. Ребенок растет, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать мир» [2, с. 15]. Развивая мелкую моторику, мы напрямую «затрагиваем сенсорное восприятие, умение различать цвет, форму, величину предмета» [2, с. 17]. В раннем возрасте ведущую роль занимает игра. Через игровую деятельность ребенок понимает и воспринимает информацию в более полном объеме и продуктивно действует на получение желаемого результата. Коллектив авторов Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик отмечают, что «дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей, помогает в процессе игры ребенку узнавать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор, способствует формированию личности» [2, с. 38]. Предлагаем несколько игр, которые помогут малышам в развитии мелкой моторики и сенсорного восприятия. Игра «Точно в цель!»
Публикация «Сенсорика и мелкая моторика в группе раннего возраста» размещена в разделах
Цель: закрепление ребенком основных цветов (красный, жёлтый, зеленый, синий).
Ход игры: на полу расставляются корзинки с обозначением цвета. Рядом с ребенком ставится корзинка с разноцветными шариками. Задача ребенка, соотнести цвет шарика и корзинки, и попасть им точно в цель. Количество цветов и расстояние для броска можно увеличивать.
Игра «Цветные вагончики»
Цель: закрепление ребенком основных цветов (красный, жёлтый, зеленый, синий).
Ход игры: к ребенку в гости «приехал» поезд с разноцветными вагончиками. Пока была остановка, все пассажиры-зайчики перепутались и теперь не знают, где их вагон. Помоги зайчатам найти свой вагон, чтобы ехать дальше. Игра «Разноцветные пуговки»
Цель: Закрепление ребенком основных цветов (красный, жёлтый, зеленый, синий).
Ход игры: на столе, перед ребенком, расставляются цветные мисочки. Рядом ставим коробочку с цветными пуговками/кружочками. Задача ребенка соотнести цвет пуговки и мисочки, и положить ее в свой домик.
Таким образом, от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Список литературы 1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. – М. : Педагогика, 2012. – 356 с. 2. Галигузова Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод. пособие для педагогов дош. образов. учреждений / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2017. – 125 с. 3. Жукова О. К. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. К. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №11. – С. 34–37. 4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года : метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / Е. А. Янушко. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 351 с. Г