Екатерина Скоробогатова
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сенсомоторных функций является «фундаментом» для речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста и представляет собой основу для формирования учебных навыков и полноценного обучения в школе.
Сенсомоторное развитие актуально для детей любого уровня развития и возраста. Однако именно в младшем дошкольном возрасте значение сенсомоторного развития наиболее благоприятно для познания окружающего мира.
Публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе; развиваются все виды восприятия, памяти, мышления, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности, речевой, в частности.
Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.
Развитие детской речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
И. П. Павлов также говорил, что речь - это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. В настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.
Тонкая моторика — основа развития всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Поэтому так важно, чтобы сенсомоторное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка. Однако полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
Основная цель сенсомоторного развития - сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с миром и самим собой.
Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсомоторному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному.
Необходимо брать во внимание то, что каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Важно знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них.
Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности, поэтому значительное место в сенсомоторной деятельности раннего возраста занимают дидактические игры. Главная цель дидактической игры – обучающая. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Но всем известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребёнка нельзя решать без участия родителей. Только совместное усилие по созданию необходимой предметно-игровой среды, как в группах ДОУ так и в домашних условиях позволяет полноценно развивать и совершенствовать сенсомоторные функции ребенка.
Литература:
Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным участием. Материалы Международной научно-практической конференции 24 – 25 мая 2010. – Челябинск: ООО МАТРИЦА. 2010