Егорова Татьяна
Семья как субъект образовательных отношений: на пути к доверительному общению
▼ Скачать + Заказать документы
Современное законодательство закрепляет ответственность за жизнь, воспитание и образование ребенка за родителями (законными представителями). Перед образовательной организацией, в свою очередь, ставятся задачи педагогической поддержки семьи в вопросах всестороннего развития, охраны физического и психического здоровья детей, повышения родительской компетентности.
Публикация «Семья как субъект образовательных отношений: на пути к доверительному общению» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Рассматривая Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) как основу для оказания адресной помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, следует подчеркнуть, что вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО является одним из основных условий эффективности сотрудничества семьи и педагога в становлении гармоничной личности дошкольника. Субъектная позиция родителей в образовательном процессе способствует оптимальной социальной ситуации развития детей.
Субъектную позицию мы понимаем как целостную характеристику активной жизненной позиции родителей по отношению к процессу становления личности ребенка и степени участия в данном процессе: а) семьи;
б) специалистов дошкольной образовательной организации.
Что касается определения субъектной позиции самих педагогов ДОО, мы трактуем ее как готовность специалистов к равноправному сотрудничеству с родителями, основанному на адресной психолого-педагогической поддержке семьи в вопросах формирования личности, охраны физического и психического здоровья, содействия развитию интересов и способностей детей на протяжении всего периода дошкольного детства.
Дошкольник как субъект образовательного процесса является центральным его звеном, а его активная жизненная позиция проявляется в ходе взаимодействия с родителями, педагогами и сверстниками через удовлетворение основной потребности ребенка – в общении (прежде всего, в
любви и внимании, которая выражается и как познавательная активность.
Таким образом, задача педагога ДОО – обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, выстроить отношения взаимного доверия и сотрудничества, необходимые для становления гармоничной личности, обеспечения всестороннего развития и социализации дошкольника, воспитания здорового и счастливого ребенка.
В соответствии с современными требованиями педагог образовательной организации должен обладать личностными качествами и профессиональными компетенциями, необходимыми для формирования детско-взрослых сообществ, эффективного сотрудничества с родителями.
Однако, как показывает практика, данное направление профессиональной деятельности является для воспитателя одним из самых сложных. По данным поросов и анкетирования, проведенных нами за последний год в педагогических коллективах ДОО Белгорода и Белгородской области, вопросы партнерства с семьей и вовлечения родителей в совместную деятельность являются для них особенно трудными. В качестве причин, как правило, называют нежелание родителей идти на контакт, высокую степень их занятости, завышенные требования семьи по отношении к педагогам, конфликтность, а подчас и агрессивность родителей.
Данные причины можно назвать объективными, но даже в этом случае профессиональные и должностные функции педагога остаются обязательными для выполнения, а значит, необходимо найти пути преодоления указанных трудностей.
Исследования ценностных ориентаций родителей, уровня воспитательного потенциала современных семей свидетельствуют о готовности последних к сотрудничеству и партнерству в вопросах развития и образования детей. К примеру, проведенный исследователями Института социологии образования РАО анализ ценностных ориентаций современных отцов и матерей показал, что более 80% из них нацелены на воспитание детей; в качестве приоритетных направлений в семейном воспитании дошкольников более 75% выделяют воспитание доброты и отзывчивости, более 42% формирование волевых качеств, более 45% воспитание уважения к старшим.
Налицо противоречие, о котором ученые в педагогических, психологических и социологических исследованиях говорят на протяжении нескольких десятилетий: партнерство и сотрудничество необходимы, но удаются лишь в единичных случаях. Причин этого много: недостаточный уровень психологической подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций; отсутствие единого понимания целей и задач семейного и общественного образования родителями и педагогами; недоверие по отношению к педагогу со стороны родителей и др.
Одной из первоочередных проблем, на решение которой необходимо направить усилия, является создание обстановки взаимного доверия между педагогами, дошкольниками и родителями. Основа взаимного доверия – общение, в котором наиболее значимым является отношение к человеку как к партнеру-исполнителю и как к источнику информации. Причем аспекты эти необходимо рассматривать в качестве обязательных как для педагога, так и для родителей.
Зададим себе простой вопрос: «Какому человеку мы можем доверять?» Что при этом для нас важно? Безусловно, его ценностные ориентации, представления об общечеловеческих нормах. Можно выделить более конкретные параметры, которые будут определять возможности взаимного доверия :
- ценности современного семейного и общественного воспитания;
- цели и задачи образования подрастающего поколения;
- понимание собственной роли в реализации этих целей и решении
задач;
- взаимные ожидания.
Первым этапом должно стать знакомство. Педагогу необходимо изучить семью воспитанника, а семье – познакомиться с педагогом, который станет в период посещения ребенком детского сада значимым для него человеком.
В современной психолого-педагогической науке существует немало способов знакомства с семьей : опрос, анкета, наблюдение, всевозможные проективные методики. Приведем несколько примеров.
Устоявшейся в практике современных педагогов формой первичного знакомства с семьей является анкетирование, позволяющее получить важные сведения:
- о составе и типе семьи, ее образовательном и социально-экономическом уровне, о воспитательном потенциале родителей;
- об особенностях развития ребенка;
- о приоритетных взглядах родителей на вопросы воспитания и образования своего ребенка;
- об ожиданиях по отношению к образовательной организации.
Более нетрадиционным и менее формальным является использование такой формы знакомства с семьей, как родительское сочинение на тему «Мой ребенок». На одной из первых встреч воспитатель может предложить мамам и папам написать сочинение в свободной форме, не предъявляя особых требований к его форме, объему и содержанию.
Содержание сочинений, безусловно, будет представлять ценную информацию, благодаря которой воспитателю легче понять особенности ребенка, взгляды родителей на многие вопросы воспитания и развития, а возможно, и выявить некоторые проблемы.
Следует помнить и о такой форме знакомства с семьей, как наблюдение в различных ситуациях:
- как общаются родители с ребенком в утренние часы, когда приводят его в группу;
- как проходит встреча ребенка с родителями вечером;
- как общаются родители со своими детьми в процессе совместных мероприятий, организуемых педагогом (праздники, развлечения, конкурсы, соревнования, акции и др.).
Для таких родителей следует предусмотреть возможность анонимной подачи информации, например, так называемый почтовый ящик, в котором родители могут оставить вопросы, мнения, замечания, пожелания. Такая информация также является ценным информационным материалом для воспитателя, заинтересованного в доверительном контакте.
Существуют и интерактивные приемы получения диагностической информации, которые можно применять в ходе непосредственного общения с родителями на мероприятиях. Приведем несколько примеров:
Круг шеринга (от англ. sharing – деление, разделение) – форма быстрого получения обратной связи в неформальной обстановке. Данная форма заимствована из технологии психологического тренинга и предполагает проговаривание в кругу своих вопросов, ожиданий или переживаний. Кроме того, круг шеринга способствует созданию более неформальной обстановки, к примеру, перед началом родительского собрания;
Игра «Ассоциации». Педагог может получить ценную для себя информацию по интересующей теме, поиграв, к примеру, в ассоциации на тему «Дошкольник»;
Игру «Скульптура семьи» можно провести в начале встречи с родителями в качестве разминки и способа снятия эмоционального зажима. Воспитатель предлагает разделиться на подгруппы (по 3-4 человека) и подготовить задание на тему «Скульптура семьи», не озвучивая при этом особых требований или ограничений; единственное требование –
«скульптура» не говорит, т. е. показывая её, участники ничего не озвучивают.
Вариант: показать ситуацию типичного семейного конфликта;
«Список покупок».
Педагог. Дорогие папы и мамы, начинается учебный год, в течение которого мы с вами вместе будем заниматься воспитанием и обучением наших детей. У всех нас могут быть разные представления о том, что важно в этом процессе, на что следует обратить больше внимания. Давайте попробуем сейчас сформулировать все это. А чтобы нам было интереснее, сделаем это в игре – представим, что пришли в супермаркет. Чтобы ничего не забыть, составим список «покупок», за которым мы пришли. Как вариант, можно ранжировать список, выделив в нем самое важное, важное, второстепенное.
Родителям – о педагоге. В начале статьи мы сказали о взаимном доверии как непременном условии эффективного сотрудничества педагога с семьей. Следовательно, и родитель должен иметь возможность познакомиться с педагогом, который работает с его ребенком. Узнать его ценностные установки, понимание целей и задач воспитания дошкольников. Рассмотрим наиболее приемлемые формы самопрезентации педагога.
Персональный сайт или страничка педагога в интернете примерно с таким же содержанием. Преимущество данной формы в том, что на сайте педагога может быть создана страница для обсуждения каких-либо вопросов (чат, форум); форма для вопросов или отзывов (обратная связь).
И наконец, применяя перечисленные выше приемы знакомства с семьей, педагог сам не должен быть только наблюдателем, оценивающим происходящее со стороны. В ходе игр нужно проявлять заинтересованность, активность и желание сотрудничать. Например, в игре «Ассоциации» после того, как выскажутся все родители, добавить: «А вот у меня возникла такая ассоциация…»; или, после сбора родительских записей в ходе составления списка «покупок», зачитать свой список. Такой подход, безусловно, поможет педагогу создать атмосферу взаимного доверия, направить сотрудничество в нужное русло, а значит, избежать недопонимания, конфликтов и других деструктивных проблем.
Список использованной литературы:
1. Крылова, Н. М. Детский сад – Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности. 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО / Н. М. Крылова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 125 с.
2. Леви, В. Л. Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей / В. Л. Леви. – М. : Книжный клуб. – 2017. – 234 с.
3. Собкин, В. С. Социология дошкольного детства / В. С. Собкин, К. Н. Скобельцина, А. И. Иванова, Е. С. Верясова // Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. – М. : Институт социологии образования РАО, 2013. – С. 231-235.
4. Холостова, Е. И. Социально-психологическая устойчивость семьи в современной России / Е. И. Холостова, Т. В. Шинина: Монография. – М. : Дашков и К., 2017. – 256 с.