Лучший педагог года

Семья как среда становления личности дошкольника

Сажина Наталья Викторовна
Семья как среда становления личности дошкольника
▼ Скачать +Заказ

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.

Публикация «Семья как среда становления личности дошкольника» размещена в разделах

В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Важным фактором, во многом определяющим развитие ребёнка, является семья. Семья в целом и характер детско-родительских отношений в частности – базовая среда, которая задаёт определённое качество жизни человека. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Влияние семьи на формирование личности растущего человека имеет особое значение. Важность семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что жизнь и благополучие ребёнка на ранних этапах развития зависят от заботы и помощи взрослых.

Основными составляющими семьи как микросреды развития можно назвать межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти компоненты выступают своеобразной питательной средой для психики ребёнка.

Важно заложить основу доверительных отношений между взрослым и ребёнком, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития последнего.

Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс.

Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.

Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Что касается непосредственного развития личности ребенка, то необходимо сказать, что в семье развиваются все стороны личности.

Так, семье отводится большая роль в формировании эмоциональной сферы ребенка. Для руководства духовным развитием своих детей, родители должны знать их переживания и эмоциональные реакции.

Если ребенок был лишен полноценного общения с семьей, то недостаток внимания, доброты, ласки ведет к усилению агрессивности, аномалиям в социальном поведении детей. Наличие же положительных семейных отношений в семье создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Поэтому семья является естественным образцом для создания условий доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка.

Важнейшая роль семье принадлежит в формировании познавательной сферы и мыслительной деятельности.

Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых знаний, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Семья оказывает влияние на умение детей строить логически свои рассуждения, на формирование понятий, на решение ими различных задач, как в бытийном, так и в учебном плане.

Для формирования собственного «я» решающим фактором также являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.

Важную роль семья играет в формировании полоролевой сферы ребенка. Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, основную роль в формировании психического пола, половой роли и полоролевой идентичности играют социальные ожидания семьи, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей.

Теория социальных ролей А. Игли подчеркивает важность разных социальных ролей, в которые включают ребенка родители. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки, и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными делами, мы делаем заключение, что они разные люди.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья как среда становления личности дошкольника
Опубликовано: 21 апреля 2024 в 20:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семья как среда становления личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Сажина Наталья Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД