Мария Рыдзилева
Семья как основополагающий фактор успешной социализации детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конец XX столетия отмечен в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Внимание ученых объясняется не только профессиональной проблематикой, но свидетельствует и о наличии значительных трудностей в развитии этого социального института. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, которым характерен высокий уровень проявления "проблемности".
Публикация «Семья как основополагающий фактор успешной социализации детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Известно, что рождение ребенка с недостатками в развитии коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие. Глубина деформирующего воздействия подобного стресса на родителей зависит от различных причин (характера и степени отклонения в развитии ребенка, наличия внешних признаков калечества и т. д.).
В нашей стране существует большое количество специализированных детских садов. Определение ребенка в специализированный детский сад не означает, что он будет обучаться в школе того же профиля. Дошкольная работа позволяет значительно продвинуть ребенка в развитии.
В последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с ЗПР – более 20% детской популяции. [1]
Задержка психического развития относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, можно попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность, не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения : так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка. [3]
В процессе социализации таких детей значительная роль отводится «средовому фактору». Доказано, что семья и образовательное учреждение, в котором находится ребенок дошкольного возраста, играют решающую роль как в замедлении темпа психического развития, так и наоборот, в коррекции недостатков нервной системы и соматической ослабленности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, А. П. Красило, К. С. Лебединский, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, И. Ф. Марковская, С. Г. Шевченко, Л. И. Шипицина и др.). Именно в семье человек приобретает первые навыки социальной жизни : «Каждый человек с первых дней своей жизни оказывается включенным в систему объективных отношений окружающих его людей к действительности. Он оказывается включенным и в систему отношений этих людей друг к другу и к нему самому…Интериоризация этих объективных отношений, как доминирующая тенденция в формировании личности постоянна». (А. А. Бодалев).[5]
В семье, уделяющей ребенку внимание, дающей общение и поддержку, следующей рекомендациям врача, педагога, психолога, задержка развития соматического генеза, а в ряде случаев – и церебро-органического, может быть в значительной мере компенсирована.
Особенности общения детей с ЗПР, сочетающиеся со сниженной познавательной активностью и спецификой умственной деятельности, препятствуют их благоприятной социализации, становлению личности.
Главными людьми, которых необходимо подготовить, обучив способам коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР, должны быть взрослые, имеющие непосредственные контакты с ребенком – его семья, близкие.
Симбиотическая привязанность к матери, сибсам, нежелание общаться с людьми, находящимися вне семейных связей, в сочетании со сниженной познавательной активностью и спецификой умственной деятельности препятствуют социализации детей с ЗПР.
Роль родителей в формировании личности ребенка очень весома и многогранна. Отношение детей с ЗПР к окружающему миру зависит не только от их интеллектуального и эмоционального развития, воспитания, но и от позиции родителей в воспитании, в содержании общения, характером детско – родительских отношений. [4]
К сожалению, значительная часть родителей, имеющих ребенка с задержкой развития, не задумывается о том, что необходимо изменить свое поведение в отношениях с ребенком, обратиться к квалифицированным специалистам – психологу, педагогу, врачу, понимающим трудности их детей. Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимися воспитания ребенка. Однако, как свидетельствует практика, такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, так как из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители ребенка с отклонениями в развитии. Решение проблемы социальной адаптации семей данной категории, обретения ими своей "социальной ниши" следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на аномального ребенка, но и на его родителей.
Литература
1. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в развитии. – «Питер», 2008.
2. Белопольская И. Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.
3. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М., Школьная пресса, 2005.
4. Егорова Т. А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с ЗПР. – Автореф. конд. дисс. – СПб., 2006.
5. Триггер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с ЗПР. – «Питер». 2008.
6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.