Зиннурова Эльза Фигатовна
Семья как агент первичной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
Актуальность работы состоит в том, что проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно остра. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других науках. И проблема эта заключается в том, что в настоящее время немало детей, независимо от степени благополучия и состава их семьи вырастают нравственно незрелыми и социально неприспособленными, а зачастую к сожалению жестокими. В связи с этим, целью семейного воспитания наряду с прочими, является формирование в личности нравственной чистоты и правильной социальной адаптации.
Публикация «Семья как агент первичной социализации» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель работы: рассмотреть семейную социализацию как процесс формирования социально компетентной личности.
Методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, аналогия
Методологической основой работы послужили теории личности и социализации, принадлежащие западным выдающимся исследователям З. Фрейду, Ж. Пиаже, Д. Смелзеру, которые не утратили актуальности и сегодня, и позволяют рассматривать процесс семейной социализации и его результаты, как позитивные, так и негативные, а также работы отечественных ученых, исследовавших важнейшую проблему функции семьи как социального института, таких, как А. Г. Харчева, М. С. Мацковецкий, А. И. Антонова, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.
Вывод: Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Поэтому ни один другой социальный институт не в состоянии заменить ребенку семью.
Ключевые слова: семья, социализация человека, личность, семья, агенты социализации.
Социализация человека - процесс, который начинается с рождения и продолжается на протяжении всей человеческой жизни, вследствие чего личность усваивает накопленный опыт в различных сферах жизнедеятельности общества и обучается исполнять жизненно важные социальные роли.
Специалисты выделяют два уровня социализации - первичный и вторичный, на каждом из которых активно действуют те или иные агенты и институты социализации. Агентами социализации являются конкретные люди и социальные группы, ответственные за передачу культурного опыта. Соответственно, институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.
Особо важную роль в становлении личности человека играет процесс первичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений и в малых группах. Целью первичной социализации является активное усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Процесс первичной социализации охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек познает социальную природу. В качестве агентов социализации здесь выступают люди из ближайшего окружения ребенка: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т. д. Общаясь с взрослеющим индивидом, они оказывают значительное влияние на формирование его личности, выполняя множество функций (так, мать – это опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т. д). Основными институтами на этом уровне социализации являются детские дошкольные учреждения, семья, школа, иные социальные учреждения.
Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья, которую следует назвать важнейшим институтом первичной социализации личности. Это объясняется, прежде всего, тем, что в семье закладываются основы формирования человека как личности, именно в ней осуществляется воспитание человека и гражданина, происходит трансляция культурных, этнических и нравственных ценностей от общества к индивиду, Эффективным приемом здесь является поведение родителей, дающее наглядный пример того, как надо вести себя в различных ситуациях. Следовательно, можно утверждать, что среди агентов первичной социализации родители находятся в превосходящей позиции.
Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье, определяющих содержание ролей, моделей ролевого поведения. Главные задачи родителей и семьи как агента социализации в целом меняются на каждом этапе детства ребенка. В младенчестве это удовлетворение его первой социальной потребности - в социальном контакте и формирование базового доверия к миру и привязанности к близким.
В раннем возрасте становится важным заложить основы предметно-орудийной компетентности ребенка, а в старшем дошкольном возрасте - социальной компетентности. В данном контексте под социальной компетентностью подразумевается формирование опыта целостного видения мира и себя в мире, позволяющего присваивать нормы и правила социального взаимодействия и саморазвиваться, что весьма затруднено в отсутствии родителей,
В младшем школьном возрасте на первый план выходят сотрудничество и поддержка ребенка со стороны семьи, родителей в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности. И, наконец, в подростковом и юношеском возрасте со стороны родителей становится важным создать условия для развития автономии и самосознания личности.
Таким образом, родители, семья несут ответственность перед обществом за организацию условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. Между тем, с течением времени происходят изменения в функциях семьи : одни утрачиваются, другие появляются, в соответствии с новыми социальными реалиями. Например, качественно изменилась функция первичного социального контроля : она заключается больше не во власти отца семейства над нижестоящими членами семьи, а мотивации их к труду и личным достижениям.
Следовательно, семья способна активно помогать обществу в реализации ряда его функций. В то же время, в современном обществе социальные институты зачастую вынуждены подменять собой семью, выполняя ранее принадлежавшие ей функции: образования и воспитания (школы и детсады, защиты и охраны (полиция и армия, проведения свободного времени (сфера организации досуга, передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). То есть, роль семьи как агента и института социализации, в том числе и первичной, существенно видоизменяется.
Эксперты убеждены, что семья является отправной точкой формирования личности, осуществляемого в процессе воспитания, обучения и совместной с родителями трудовой деятельности. При этом абсолютно преобладало мнение, что успешная социализация происходит не столько путем поучений со стороны взрослых, сколько путем интуитивного подражания их поведению. Дети перенимают от родителей необходимые навыки поведения и общения, а в дальнейшем они лишь корректируются воспитателями.
Некоторые представители ДОУ считают, что в настоящее время ДОУ и школа вынуждены брать на себя функции образования и воспитания чуть ли не целиком, подменяя собой семью. Такую точку зрения высказали,25,6% респондентов, отмечающих, что это отрицательно сказывается на первичной социализации ребенка, так как ни одно учебное или воспитательное учреждение не может заменить ребенку семью и родителей.
Эксперты уверены, что семейные особенности, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение, уровень образования родителей, формы трудовой и досуговой деятельности семьи и др., в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. При этом семья может не только формировать личность, но и разрушать ее.
Подводя итог можно сказать, что процессы, происходящие в современном социуме и семье, непосредственно отражаются на формировании личности ребенка. Прежде всего, воспитательный потенциал семьи снижают кризисные явления в социально-экономической и социокультурной сфере общества. Барьеры первичной социализации выстраиваются вследствие педагогической пассивности, низкого культурного уровня и сверхзанятости многих родителей, разрушения сложившихся моделей воспитания и образования, утраты ценностей семейного воспитания рядом семей, не выполняющих свои функции. В результате деформации детско-родительских отношений возникают нарушения, оказывающие существенное влияние на дальнейшее развитие личности ребенка.
семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андриенко Е. В. Социальная психология [Текст] / Е. В. Андриенко. — М. : Академия, 2004. — 264 с.
2. Гогузева Т. С. Особенности процесса социализации в современном российском обществе [Текст] / Т. С. Гогузева // Вестник ВЭГУ. — 2010. — № 4. — С. 91 – 96.
3. Манукян Э. А. Семья и социализация детей [Текст] / Э. А. Манукян // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 1. — С. 114 – 117.
4. Набиуллина В. Р. Основные направления анализа процессов социализации ребенка в семье [Текст] / В. Р. Набиуллина // Дополнительное образование и воспитание. — 2009. — № 6. — С. 3– 9.
© Э. Ф. Зиннурова,