Светлана Головко
Семинар «Знающий родитель — лёгкая адаптация»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара – практикума для родителей по адаптации детей раннего возраста.
«Знающий родитель - легкая адаптация».
Подготовила и провела воспитатель группы раннего возраста :
Головко Светлана Валентиновна.
Сентябрь 2019г.
Семинар практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста
Публикация «Семинар „Знающий родитель — лёгкая адаптация“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель: Выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации детей к условиям детского сада, обсудить с родителями проблемы адаптационного периода, формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, желание использовать игры адаптационного периода с детьми дома.
План проведения семинара - практикума :
1. Вводная часть: Игра знакомство «Я самая счастливая мама, потому что мой малыш. " .
2. Информационно-содержательная часть:
- ознакомление родителей с инновационной формой во время адаптации через демонстрационный экран «Вот так мы и живём».
- практический показ игр с детьми во время адаптации по типу мастер-класса - в роли детей родители (педагог – психолог).
3. Заключительная часть: итог семинара-практикума в форме игры «Ведро с водой».
1. Вводная часть.
Уважаемые родители! Я очень рада всех вас видеть!
Я воспитатель группы раннего возраста Головко Светлана Валентиновна.
Тема, которая нас с вами объединила сегодня - это адаптации наших детей.
Вы сейчас вступаете в важный период жизни вашего ребенка - он идет в детский сад.
Прежде, чем мы начать семинар, я хотела бы начать с игры: «Я самая счастливая мама, потому что мой малыш…»
Ход: каждый родитель по кругу передает мячик, называя свое имя и сообщая о психо-эмоциональном состоянии своих детей в период адаптации.
И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.
Мы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок успешно адаптировался к детскому саду.
Чтобы найти к малышу индивидуальный подход, нам необходимо знать особенности Вашего ребенка.
Поэтому приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе.
Ваши ответы помогут лучше узнать особенности и желания вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.
Спасибо за сотрудничество!
Предложенные анкеты являются продуктом сотрудничества и будут нам полезны.
Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный.
Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребенок привыкнет? Понравится ли ему?. .
С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.
Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты вы сами. Очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным.
В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.
Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев.
Но для того, чтобы он прошел без лишних потрясений, мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.
Что же для этого нужно?
Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик»
В уголке для родителей висит «режим дня» в д/саду. Это еще один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большей степени с режимом ДОУ. Стараться максимально придерживаться этого режима.
Ребенок заплакал, и у родителей возникает вопрос : «Как быть?»
Да ведь это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, «Равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребенок плачет и успокаиваются эмоционально, он дает «сигнал» обратить на него внимание.
Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.
Поэтому в период адаптации :
Меньше обращайте внимания на капризы малыша, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период
(не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т. п.)
Берегите нервную систему ребенка!
Создайте в доме максимально спокойную обстановку.
Чем меньше посторонних людей окружает малыша, тем лучше.
Не старайтесь во чтобы то ни стало настоять на своем, лучше уступите.
Одним из волнующих вопросов в период адаптации является то, чем занять ребенка дома, ведь малыш в этот период возбудим и раним.
Первые занятия и знакомства со специалистами проходят у нас в группе, поэтому малыши к новым людям привыкают постепенно.
У ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и психическое развитие. Необходимое развитие малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него - игра.
В детском саду мы постоянно играем с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой.
И родителям надо помнить, что добиваться желаемого можно через предложение: «Давай поиграем!»
В какие игры вы с ребёнком играете дома?
Ответы родителей
В играх с детьми раннего возраста лучше использовать знакомые детям игровые образы (кошечка, собачка, птичка и др.).
В процессе нашего с вами общения будут возникать различные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь, подходите и спрашивайте. Я с удовольствием на них отвечу, а если нужно, проведем консультацию. Не держите вопросы в себе, не надейтесь на советы знакомых. Имейте в виду, что пока ваш ребенок не адаптируется к детскому саду, не стоит водить его в гости. Пусть для него на это время привычными будут только стены родного дома и своей группы.
Очень хорошо поиграть с ребенком дома в подвижные игры.
Подвижная игра -источник радости, выражение своих эмоций, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Используемые в подвижных играх фольклорные мотивы и яркие образы стимулируют детскую фантазию, создают положительный эмоциональный настрой.
Предложила родителям поиграть дома с детьми в подвижные игры.
Подвижные игры:
«Соберем листочки»
«Села птичка на ладошку»
«Дождик».
П/и «Соберем листочки»
Цель: развитие двигательной активности детей, умения собирать листочки в корзинку, сенсорных эталонов: цвет (красный, желтый, размер (большой, маленький, количество (один, много, мелкой мускулатуры рук, создание положительного эмоционального настроя.
П/и «Села птичка на ладошку»
Цель: развитие двигательной активности детей, умения ходить по группе стайкой, не наталкиваясь друг на друга, искать спрятанную игрушку, проявление положительных эмоций (радость, восторг) при виде найденной игрушки.
Села птичка на ладошку,
Посиди у нас немножко,
Посиди не улетай,
Улетела птичка – ай!
П/и «Дождик»
Цель: развитие двигательной активности детей, умения собирать шарики в ведерко, мелкой мускулатуры рук, создание положительного настроя.
Ход: детям на ладошки «капает» дождик:
Дождик, дождик
Кап-кап-кап.
Мокрые ладошки.
Дети собирают мячики в ведро.
Играйте с детьми в игры с водой. Например, налейте в тазик воды, запустите туда водоплавающие игрушки - вылавливаем игрушки из тазика.
Можно устроить «фонтан» из бутылочки, «дождь» из губки.
Можно порисовать пальцем на большом листе. Важен не рисунок, а эмоциональный выплеск ребенка.
Можно поиграть в пальчиковые игры, они тоже хорошо снимают эмоциональное напряжение.
Игры с соленым тестом дома:
Берут комочек теста и просто мнут его в руках, рвут на кусочки
2. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешечки).
3. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.
4. Лепешку украшают горохом, фасолью.
Можно положить в коробку мелкие игрушки и насыпать горох, гречку (рис) и пусть малыш ищет их.
Когда игрушка найдена, ее рассматривают, если это животное, то звукоподражают. Используется художественное слово. Например:
-Посмотрите, кого нашла Маша? Кто это?
-Правильно, это собачка.
-Как собачка лает?
-Гав, гав!
-Вот собачка Жучка, хвостик закорючка, с детками играет, очень громко лает: гав, гав!
Можно дома поиграть в пальчиковые игры:
«Ладушки»
Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши)
Где были?
У бабушки.
Спали на ладошке (руки кладем на щеку)
Ели колобушки (хлопаем ладонями по коленям)
«Гули-гули»
Гули, гули, полетели (взмахните перед собой кистями рук)
На головку гули сели (положите обе руки на голову)
Сели, посидели (покачайте головой)
Опять полетели (взмахните перед собой кистями рук)
«Водичка, водичка»
Водичка, водичка, (поглаживание по голове)
Умой мое личико, (поглаживание по лбу)
Чтобы щечки краснели, (гладят щечки)
Чтобы глазки блестели (гладят бровки)
Чтоб смеялся роток, (гладят губы, подбородок)
Чтоб кусался зубок (улыбаются)
«Дай ладошечку»
Дай ладошечку, (дети подают ладошечку)
Моя крошечка,
Я поглажу тебя (взрослый гладит малыша по ладошке)
По ладошечке.
На ладошечку, (взрослый подает ладошки)
Моя крошечка,
Ты погладь меня (ребенок гладит взрослого по ладошке)
По ладошечке.
«Похлопаем в ладошки»
Похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши)
Похлопаем немножко.
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо.
И пальчики попляшут, (Размахивание пальчиками)
И пальчики попляшут
У маленьких ребят.
С. В: Если ребенок капризничает дома, не бойтесь брать его на руки, гладить – телесный контакт с вами ему необходим в этот период.
Можно сделать ребенку расслабляющий массаж: погладить спинку, ручки, ножки, животик, голову; можно включить негромко классическую, спокойную музыку на 10-20 минут; поиграть с ребенком с жатой фольгой (мягкой)
Фольгу можно сжать в комочки и сложить в бутылочку, затем высыпать и снова сложить.
А вечером обязательно спойте мелодичную, спокойную колыбельную песенку. Малыш с удовольствием заснет под ласковые слова и спокойный мамин голос.
С радостью используйте потешки и прибаутки, это позволит ребенку более спокойно и безболезненно привыкнуть к группе и воспитателю!
С. В. предложила поиграть родителям в музыкально-ритмические игры: «С. С. Железнов, Е. С. Железнова «Ладушки-Ладошки», «Попрыгаем», «Упражнение на дыхание», «Тихо-громко», «Ходим, ходим, стоп».
Заключительная часть. Сейчас уважаемые родители мы с вами посмотрим режимные моменты в детском саду, как привыкают, развиваются наши дети.
Экран «Вот так мы и живем».
Напишите, пожалуйста ваши отзывы о нашей встрече, что было интересного и нового для Вас.
И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!