Ирина Новикова
Семинар «Технология речевого развития»
▼ Скачать
Семинар
«Технология речевого развития»
Подготовила и провела :
учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 69»
Новикова Ирина Анатольевна
г. Магадан
План проведения:
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Условия успешного речевого развития.
3. Диагностика речевого развития.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста в ДОУ.
Актуальность проблемы речевого развития.
Публикация «Семинар „Технология речевого развития“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.
Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:
1. владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.
2. умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.
3. знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.
4. умеют читать.
Причины низкого уровня развития :
Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи.
• Воспитатель знает методику, но не знает технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи.
• Речевое развитие рассматривается как изолированный процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
• Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
• Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
• При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.
• Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.
• Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В странах Африки до трёх лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, - комфортное пребывание способствует успешному развитию.
II. Условия для успешного развития речи
1. Интересно организовать жизнь ребёнка.
2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.
3. Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда хорошо говорят дети.
4. Не забывать про одарённых детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.
5. Дать детям одинаковые стартовые возможности.
Речевое развитие ребёнка в дошкольном учреждении
1. В ДОУ должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
-сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
-побуждают к речевому общению между собой.
2. Взрослые задают детям образцы правильной литературной речи:
-речь сотрудников чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
-в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Специалисты обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (звукоподражательные игры, занятия по звуковому анализу слова, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
-наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учё том возрастных особенностей:
- обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи;
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Специалисты создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
-развивают у детей связную речь с учё том их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
-приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
- поощряют детское словотворчество.
III. Диагностика речевого развития
Выделяют 3 уровня:
1. Младший возраст.
Ребёнка просят рассказать знакомую сказку и по его рассказу определяют уровень речевого развития.
Низкий уровень: воспитатель начинает сказку, а ребёнок добавляет одно слово.
Средний уровень: воспитатель говорит слово, ребёнок – фразу.
Высокий уровень: сам рассказывает сказку.
2. Средний возраст:
Воспитатель просит пересказать небольшой рассказ с сюжетом
Низкий уровень: отдельные слова, повторы, небольшие паузы.
Средний уровень: воспитатель помогает словом, ребёнок продолжает рассказ.
Высокий уровень: сам рассказывает рассказ.
3. Старший возраст.
Воспитатель просит рассказать о том, что увидел.
Низкий уровень: всё время рассказывает воспитатель.
Средний уровень: небольшая подсказка.
Высокий уровень: самостоятельный рассказ по плану.
Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:
• а) владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.
• б) умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.
• в) знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.
• г) умеют читать.
Практическая часть семинара
- Назовите основные функции речи.
Функции речи:
1. Речь как средство общения.
2. Познавательная функция речи.
С помощью языка ребенок получает информацию об окружающем мире.
3. Речь как регулятор поведения и деятельности. Это руководство при помощи слов действиями («Сейчас будем кушать», «Принеси мне игрушку» - это регуляция со стороны взрослого). Саморегуляция («Я принесу тебе воды») стремление к самостоятельности.
- Назовите виды речи.
Виды речи:
1. Внутренняя.
То, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух.
2. Внешняя:
Диалогическая
Диалог - разговор двух или нескольких лиц.
Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и поправки.
Методические приёмы обучения детей диалогической речи
Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном планировании работы воспитатель намечает, какой программный материал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последовательного хода всего занятия от начала до конца. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.
Высокой побудительной силой обладает прием драматизации, который можно использовать и при рисовании, и при рассказывании сказки, и при сочинении по картине.
Развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем (прежде всего о социальных отношениях, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.
• Монологическая
Разговор одного лица
Для устной речи как монологической, так и диалогической, характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная
выразительность изложения: насыщенность поговорками, пословицами и так называемой «поговорочной мелочью»
• Эгоцентрическая
разговор с самим собой, как с воображаемым партнером это и диалог, и монолог, внутренняя и внешняя речь.
В старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2—3 раза) снижается. Причину этого некоторые авторы[5] склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Само по себе снижение речевой активности можно и не считать отрицательным явлением. Но в старшей и подготовительной группах в сравнении со средней в 1,9 раза (с 40 процентов) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению
• Письменная
речь для собеседника (монологическая, передаваемая при помощи знаков при письме.
По каким направлениям осуществляется развитие речи в детском саду?
• 1. Развитие связной речи.
(диалогическая, монологическая) Монологическая речь (описание, повествование, рассуждение
• 2. Развитие словаря дошкольника.
Обогащение, расширение и активизация словарного запаса
• 3. Формирование грамматического строя речи.
Это формирование навыков образования и употребления грамматических форм: морфология - части речи и изменение слов по родам, числам и падежам; словообразование образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний; синтаксис - соединение слов в словосочетания, предложения разных, типов (простые, сложные) и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).
• 4. Развитие звуковой культуры.
Способность слышать, распознавать фонологические средства языка: Способность слышать, распознавать фонологические средства языка: знакомство с линейными звуковыми единицами: звук слог слово фраза текст; просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).
• 5. Развитие образной речи.
Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания: содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
- Какую роль играет семья в формировании речи ребёнка?
(Варианты ответов)
Определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен вести себя. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения. Речь взрослого является эталоном для ребёнка.
Что бы вы порекомендовали родителям по формированию речи ребёнка – дошкольника?
(Варианты ответов).
Разработка рекомендаций для родителей по формированию речи ребёнка.
Факторы успешного речевого развития
(памятка для родителей)
Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
Создавать условия для общения с другими детьми.
Речь взрослого – пример для подражания.
Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи ребёнка.
Совместные игры взрослого и ребёнка.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».
Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.
Рассказывание стихов руками.
Установлено, что речевая функция и двигательная система связаны между собой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает запоминание стихов.
Попробуем рассказать стихотворение А. Барто «Звериная зарядка» при помощи движений.
Звериная зарядка А. Барто
Раз – присядка
Два – прыжок
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем всё сначала!
Потом воспитателей делят на две команды и предлагают пересказать при помощи движений другие стихи.
Утренние стихи
Как это приятно-
Проснуться
И встать,
И синее небо в окне увидать,
И снова узнать,
Что повсюду – весна,
Что солнце и утро
Прекраснее сна.
Одуванчик
Уронило солнце
Лучик золотой-
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он – большого солнца
Маленький привет.