Маликова Наталья
Семинар с воспитателями «Истерики у детей»
Истерики у детей
С детскими капризами и истериками регулярно сталкиваются все, и педагоги и родители. Эта тема актуальна и для родительского собрания и для вас. Попробуем сегодня разобраться в причинах появления истерики и разберемся как правильно на них реагировать.
Публикация «Семинар с воспитателями „Истерики у детей“» размещена в разделах
- Детские истерики. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Но хочу начать с самых азов, сначала объяснить вам нейрофизиологические механизмы возникновения истерики. В основе лежит функциональная незрелость стуктур головного мозга. В результате этой незрелости периодически накапливается нервное напряжение, которое ребенку надо сбросить. Вырабатываются гормоны стресса (адреналин и кортизол, происходит активация вегетативной нервной системы - учащается дыхание, увеличивается чсс, мышцы напрягаются и готовятся к борьбе.
Отличительная черта – непроизвольность. Ребенок не может сам запустить и закончить этот процесс, он протекает помимо его воли. Крик и плач заложен в ребенке эволюционно, чтобы на него обратили внимание, иначе ребенок бы не выжил.
Так устроен мозг ребенка, что ему всё нужно узнать. Препятствия и запреты рождают недовольство. Напрягаются мышцы, сжимает кулаки, ребенок стучит по поверхностям, швыряет вещи, дерется со взрослым. Через какое то время буря проходит, на смену злости и гнева приходит печать, горесть, тело расслабляются, текут слезы. Завершается истерика утомлением и усталостью. Это ее естественный цикл развития
Истерики бывают 2х видов - истинная истерика, или нервный срыв. Или ложная истерика, или манипуляция. Когда ребенок осознает что делает и сознательно пытается добиться своего. Хотя со стороны они часто выглядят одинаково. В зависимости от того какая это истерика и зависит что делать взрослому.
Если это демонстративная истерика, или манипуляция. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный тип поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения цели.
Если такое поведение повторяется из раза в раз, оно закрепляется и потом в подростковом возрасте выливается в не очень приятные вещи. У них остаются такие черты характера как – эгоцентризм, демонстративность, стремление привлекать внимание окружающих негативным способом.
Взрослым, сумевшим распознать манипуляцию остается только одно – не вступать в переговоры и не дать добиться своего. Это единственный способ как не закрепить подобное поведение. Как только ребенок перестанет получать то что он хочет, он перестанет это делать. По возможности нужно оставаться спокойным. Сохранять хотя бы видимое спокойствие, чтобы ребенок видел и чувствовал, что здесь главный взрослый.
Если вы считаете что ему не хватает внимания и он добивается именно его, то лучше дать ему заранее, авансом, так сказать, в спокойной обстановке. Потому что не получив положительное внимание он своего добьется всё равно, отрицательным.
А вот когда другая истерика, истинная, как нервный срыв, тут совершенно другая реакция взрослого. В этой ситуации гормоны стресса блокируют сознание, рассудок закрывается, ребенок не может контролировать свое тело и свои эмоции. Слышит ли он нас во время истерики – это важно понимать, нет не слышит.
Что делаем. Первое – установить невербальную связь – сесть на пол, на лавочку, на его уровень, прикоснитесь к рукам, к плечам. Некоторые дают себя обнимать, некоторые отталкивают. В таком состоянии нельзя оставлять одного нив коем случае, чтобы не ударился и не расшибся и не поранился. Когда успокоился, в глазах появились признаки сознания, тогда и можно обсудить, договориться. А вообще при любом типе истерик не стоит ждать быстрых результатов, потому что детскому мозгу нужно многократное повторение и многократное прохождение одни и тех же ситуаций.