Галкина Галина Петровна
Семинар «Рисуем вместе с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: объединение детей и родителей, расширение сотрудничества детского сада и семьи.
Задачи:
1. раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности;
2. познакомить родителей с нетрадиционными техниками изображения (монотипией, объёмной аппликацией из мятой бумаги, приёмами рисования мятой бумагой)
Форма проведения: семинар-практикум
Участники: воспитатели, родители, дети
План проведения
Публикация «Семинар „Рисуем вместе с мамой“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
1. Вступительная часть: разминка с мячом «Что нас объединяет»
2. Доклад «О роли рисования в жизни детей»
3. Мастер-класс для детей и родителей. Тема: «Любимое время года – лето»
4. Заключительная часть.
Ход мероприятия
Подготовительный этап
Оформление помещения, тематической выставки. Подготовка оборудования и инвентаря.
Организационный этап
В группе расставлены столы на каждую пару мама – ребенок. На столах : листы бумаги А-3, гуашь, листы тонкой бумаги, баночки с водой, кисти, цветная бумага, фломастеры, мольберт для педагога (воспитатель может выполнять работу с одним из детей)
1. Вступительная часть: разминка с мячом «Что нас объединяет»
2. Доклад «О роли рисования в жизни детей»
Воспитатель. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование. Но она несомненно была. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, ощущают. Рисуют даже запахи. Для ребёнка рисовать – значит думать. Учить ребёнка рисовать – значит учить его думать. Ощущать его внутренний мир, вызывать у него желание высказываться. Но дети не изображают реальный мир, а воссоздают на бумаге свой собственный.
Рисование для детей не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, каждому ребёнку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. Все дети с увлечением рисуют. Умение рисовать ребёнок успевает освоить задолго до того, как научится читать и писать, порою даже раньше, чем говорить, рисунке он может иногда больше сказать об окружающем и о себе, чем словами. Рисунок – это как бы второй язык ребёнка. Рисунок хорош ещё и тем, что задуманное можно сразу увидеть. В рисовании ребёнок получает изображение окружающего не в виде каких-то отвлечённых знаков, например букв, а с помощью, так называемого, прямого отображения : так, как человек видит окружающее или может его знать, сравнивая рисунок с предметами окружающего мира. Только в рисовании дети с самого начала свободны от ограничений, и поэтому рисование им ближе всего.
Рисунок позволяет действовать в таком порядке и тэмпе, которые отвечают потребностям и возможностям самого ребёнка.
Изобразительная деятельность развивает восприятие, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребёнка. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нём. Нарисовав событие, ему легче потом рассказать о нём. Таким образом, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать.
Однако, в процессе рисования не обойтись без посредника – материала, из которого надо сделать рисунок. Причём эти материалы-посредники требуют различного по сложности навыка работы. Почему же необходимо предоставлять детям разнообразные художественные материалы?
1. Они необходимы для творческого развития личности ребёнка. Рисуя только акварелью или цветными карандашами, ребёнок не может более полно, богаче передать то настроение, которое он желал бы отразить в рисунке. Например, чтобы передать теплоту тела, лучше всего рисовать коричневой сангиной. А для изображения прозрачности реки, было бы наиболее удачным применение акварели. А для передачи бархатистой кожици персика сухая пастель просто незаменима.
2. В то же время ребёнок должен уметь сочетать разные материалы и использовать различные приёмы изображения т. к. это развивает его воображение, фантазию. И, уже умея ими пользоваться, он становится смелее в осуществлении своего замысла.
3. А если ребёнку не хочется сегодня рисовать фломастерами? У него не то настроение ; он сегодня не импульсивен, не так порывист в своих желаниях, он более спокоен, чем обычно. Почему бы ему тогда не предложить восковые мелки, ведь они передают линию мягко, как бы затуманенно.
4. Применение разнообразных материалов развивает логическое мышление детей потому, что ребёнок должен выбрать материал, исходя из своего замысла.
5. Способности детей к изобразительному искусству индивидуальны. Одни остро чувствуют цвет, другие – композицию, третьи – объём предмета и т. д. Если всех обучать одними и теми же способами, давать одни и те же материалы, то многое, что присуще отдельным индивидуальностям, пропадёт, не найдёт нужной поддержки в процессе обучения. Одни и те же задания разные группы детей могут решать сообразно своим способностям тем художественным материалом, который наиболее близок к индивидуальным особенностям ребёнка.
Любой ребёнок должен иметь возможность попробовать свои силы в такой творческой области, как рисование. Взрослым нужно помочь ребёнку не только овладеть техническими навыками, но и научить вкладывать ещё в своё произведение то, что раньше называлось душой, а теперь определяется психологами как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт. Именно в этом, прежде всего, и должна заключаться помощь, которую ждёт от нас каждый ребёнок. Ведь главная цель художественного развития заключается в том, чтобы каждый человек, независимо от его будущей профессии, приобрёл способность так относиться к жизни, как относится к ней настоящий художник.
3. Мастер-класс для детей и родителей. Тема: «Любимое время года – лето»(ознакомление с нетрадиционными техниками рисования)
Предлагаю послушать, как представлено лето в поэзии и читаю отрывки из стихов С. Будковой, В. Рождественского и Г. Беляковой:
«Чуть калитка приоткрылась –
Лето в гости к нам явилось!
Неся радость за оконцем –
Улыбнулось ярким солнцем…»
«Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.»
«… Все кузнечики, жучки,
Бабочки и паучки…
Отражается в росе
Лето в сказочной красе!»
• Приглашаю участников изобразить любимое лето на бумаге, начав с ветки сирени. Для рисования сирени предлагаю использовать бумагу, которую дети затем сминают, окунают в приготовленную родителями краску на палитре и делают отпечатки на листе (под руководством взрослых).Воспитатель с одним из детей работает у мольберта.
• Далее предлагаю родителям нарисовать контур листьев сирени, а детям – их закрасить.
• Затем взрослые берут отдельный лист бумаги, сгибают его пополам. Вместе с детьми, на одну половину листа накладывают краску и, накрыв, второй половиной получают цветную бабочку (прием монотипии).
• Пока бабочка сохнет, провожу для детей физкультминутку «Бабочки» :
В ясный солнечный денек (руками рисуем большой круг)
Села бабочка на цветок. (приседаем на корточки)
Там пыльцы насобирала, (имитируем сбор, как собираем ягоды)
Крылышками замахала, (машем руками)
Над полянкой полетела, (легкий бег на носочках)
На другой цветочек села. (приседаем на корточки)
• Дети возвращаются к родителям, самостоятельно вырезают бабочку и приклеивают её на сирень.
• Затем предлагаю дополнить работу жучком из цветной бумаги. Показываю, как смять бумагу и сформировать из нее шарообразной формы божью коровку или другого жучка (мамы помогают детям). Жучок также приклеивается на ветку сирени.
• Предлагаю детям и взрослым (по желанию) пальчиковую игру «Божья коровка» :
Божья коровка, (прижать друг к другу сжатые кулачки)
Черная головка! (соединить пальцы в «замочек»)
Улети на небо, (раскрыть ладони)
Принеси нам хлеба: («лепим пирожки»)
Черного и белого, (поочередно разводим руки в стороны)
Только не горелого. (повороты головой из стороны в сторону)
• Предлагаю взрослым и детям дорисовать детали изображения цветными карандашами или восковыми мелками.
• Затем – расскладывание и рассматривание работ.
4. Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель. Что вам понравилось на собрании? Что нового и полезного узнали для себя?
Воспитатель. В заключение хочется сказать: рисуйте с детьми – помогайте детям развивать способность фантазировать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности. «Чем больше мастерства, тем умнее ребёнок» (цитата)
Примерное решение родительского собрания
1. В детском саду и дома продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, используя нетрадиционные техники рисования (монотипию, приёмы рисования мятой бумагой, дополнять детские рисунки объёмной аппликацией из мятой бумаги и т. д.)
2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности