Марина Мальцева
Семинар «Разделы работы по развитию речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар «Разделы работы по развитию речи дошкольников»
Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми имеет особое значение именно в дошкольном возрасте.
Публикация «Семинар „Разделы работы по развитию речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Работа в данном направлении должна строится по плану, охватывать весь языковой спектр и все компоненты речи.
Слайд 2
Так, система развития речи ребенка включает в себя следующие разделы
Слайд 3
Работа по звукопроизношению включает следующие задачи
• Воспитание слухового внимания
• Формирование фонематического слуха
• Развитие артикуляционного аппарата
• Работа над речевым дыханием
• Работа над произношением всех звуков
• Работа над дикцией
• Интонационная выразительность речи
Воспитание слухового внимания, формирование фонематического слуха
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Работа над речевым дыханием
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
С целью контроля рука взрослого кладется на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения взрослого.
Развитие артикуляционного аппарата
От него зависит внятность и чистота речи. Если у ребенка наблюдается вялость артикуляционного аппарата, необходимо развивать
- подвижность языка (упражнения на умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать назад вглубь рта)
- подвижность губ (вытягивать, округлять, растягивать в улыбку)
Работа над дикцией
Формирование правильного произношения всех звуков, правильное речевое дыхание, умение владеть своим голосом.
Нечеткая дикция наблюдается чаще всего у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, неусидчивых. (диктофон)
Речь педагога. Дети должны слышать только грамотную речь.
Интонационная выразительность речи
Умение точно выражать свои мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений мелодики темпа, ритма и тембра.
Работа в данном направлении ведется в основном путем подражания.
Слайд 4 Формирование грамматического строя речи
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во - вторых - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка.
Значение ГСР – овладение ГСР оказывает влияние на мышление ребенка, так как грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, так как грамматика выражает отношения между смыслами слов, что уже является продуктом мыслительной деятельности. ГСР дает ребенку – логику последовательность мышления, способность к обобщению, анализу, синтезу речевого потока.
Таким образом, на основе развитого ГСР успешнее продвигается умственное развитие ребенка, расширяются представления об окружающем, усваиваются знания.
Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания.
Причины ошибок ГСР у детей дошкольного возраста
1. Неблагоприятное влияние окружающей среды (безграмотные родители).
2. Педагогическая запущенность (речь детей никто не исправляет).
3. Психофизиологические особенности развития дошкольников – недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.
4. Возрастные несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха – дети «недослушивают» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.
.
Занятия по формированию ГСР у детей дошкольного возраста – отсутствуют. ГСР достаточно сложен, что бы его рассматривать в течении целого занятия. Игры и задания на развитие ГСР вставляют в другие занятия по развитию речи, например в занятия по формированию словаря, по развитию звуковой культуре речи, по развитию связной речи и прочее.
В течение 1-ого занятия игры и задания на развитие ГСР проводятся не более чем 10 мин.
Особенностью успешной работы по формированию грамматического строя речи является :
1. необходимость большого количества разнообразной наглядности;
2. необходимость подбирать однотипный речевой материал при отработке нового речевого навыка. Пример: столЫ + котЫ + носы, но нельзя в этот же ряд поставить «рты», так как выпадает гласная или «соки», так как получается иное окончание…
Разделы формирования грамматического строя речи
Образования множественного числа существительных (мяч-мячи)
Согласование существительных с числительными (один мяч, два мяча)
Согласование местоимений с существительными
У каждого ребенка по две картинки мужского и женского рода.
Л. Ребята, у меня есть много картинок. Я каждому дам две картинки. Вы на них внимательно посмотрите и запомните.
Раздаются картинки.
Л. Запомнили картинки? А сейчас я у вас их соберу, перемешаю и буду показывать по одной картинке. А вы скажите, чья это картинка.
Согласование прилагательных с существительными
День (какой) сыр… -
Ночь (какая) сыр… -
Утро (какое) сыр…
Усвоение смыслового значения предлогов
В русском языке простые предлоги наряду с выражением конкретных реальных отношений, прежде всего пространственных и временных, в которых отражается наибольшее богатство значений и смысловых оттенков, обозначают и множество переносных, логико-синтаксических оттенков, обстоятельственных отношений и связей между словами.
Важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в речи. Логопед учит детей дифференцировать предлоги, вслушиваться в инструкции, удерживать в памяти последовательность их выполнения.
Работа над падежными конструкциями
Слайд 5 Расширение словарного запаса
Обучение грамоте невозможно без словарной работы
Дети уточняют значение слов, узнают их смысловые оттенки, знакомятся с новыми словами, соотносят их с предметами и явлениями окружающего мира.
Важен словарный запас не сам по себе, а умение активно им пользоваться, правильно сочетать слова, образовывать новые.
Обогащение словаря ребенка прилагательными, сущ, глаголами, местоимениями происходит в процессе игр.
При знакомстве с новыми словами и их преобразовании следует обращать внимание детей на то,что один и тот же предмет может обладать разными качествами. Например, лиса может быть и хитрая и рыжая и пушистая.
Полезны речевые игры, в ходе которых ребенок учится подбирать как можно больше признаков к предмету. Словарь обогащается и за счет образования прилагательных за счет существительных (игры «из чего сделаны», «чей хвост»)
Работу над словарем можно проводить как в нод так и в процессе целого ряда дидактических и игровых упражнений.
Слайд 6 Развитие связной речи
Формирование связной речи неотделима от мира мыслей, в ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.
Формирование связной речи можно воспринимать и как цель и как средство овладения языком. Она вбирает в себя все достижения дошкольников (словарный запас, грамматический строй речи, зкр.
Дети ст. дошкольного возраста должны уметь составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенные темы.
Развитие навыков разговорной речи состоит в том, чтобы слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других людей.
Слайд 7
Существует несколько видов работ по формирования связной речи.
1 Пересказ литературных произведений
Творческое воспроизведение литературного текста. Обучаясь пересказу,дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания.
2 Рассказывание по картине
Можно использовать как предметные, так и сюжетные картины. Задача педагога научить видеть не только то, что на ней изображено, но и то, что может остаться «за кадром». Описывая картину дети часто описывают мелкие, незначительные детали, не замечая главного.
3 Рассказ из опыта ребенка
Основной темой для них может быть повседневная жизнь ребенка, впечатления об увиденном, услышанном. Ребенок самостоятельно строит рассказ, вспоминая более интересные моменты. Педагог внимательно слушает, задает вопросы, поправляет, если ребенок неправильно использует те или иные обороты или согласовывает слова в предложении.
4 Творческий рассказ
Ребенок должен самостоятельно продумать содержание рассказа. Для этого требуется большой запас слов, умение передавать замысел, что достигается путем многократных упражнение.
Слайд 8 Развитие мелкой моторики
Слайд9 Формирование навыков письма
Слабо развитые мышцы кисти рук, слабая координация движения пальцев пишущей руки приводят к тому, что дошкольник испытывает ряд трудностей.
• Умение правильно сидеть за столом
• Умение держать карандаш
• Раскрашивать рисунки, штриховать, рисовать по трафарету
• Умение ориентироваться на листе бумаги
Слайд 1 0
Традиционная система деятельности часто приводит к тому, что ребенок теряет интерес к чтению еще не научившись читать. Поэтому важно на первом этапе -
• Заинтересовать ребенка (нельзя заставить ребенка автоматически запомнить
• Игровой материал («Угадай-ка», «Прочитай слова» и т. д.)
Таким образом развитие речи предполагает постепенное и последовательное освоение ребенком разных ее компонентов. Ускорение этого процесса, как педагогами так и родителями может привести к различным речевым нарушениям речи.