Юлия Торопова
Семинар «Работа с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1 «Название темы»
Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах – Самым удивительным, «волшебным» и интересным ее видом для детей дошкольного возраста, в том числе, и для детей с интеллектуальной недостаточностью является музицирование - игра на музыкальных инструментах.
Музицирование как форма активной деятельности ребенка с самыми простыми инструментами стимулирует его социально-эмоциональное развитие: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт.
Публикация «Семинар „Работа с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Музицирование или игра на музыкальных инструментах – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности. Музицирование прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я». К тому же, принцип совместного участия, педагог всегда в музицировании вместе с детьми. Он, конечно, наблюдает, помогает, но, в первую очередь, показывает детям образец музыкального поведения – того поведения, которое инстинктивно демонстрируют нам сами дети.
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес.
У детей с нарушением интеллекта множество психических функций и навыков формируется с запаздыванием, наблюдается снижение активности, работоспособности. У некоторых детей с нарушением интеллекта наблюдается замкнутость и неконтактность. Поэтому необходима специально организованная среда, в которой ребёнок может увидеть других
детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения.
Слайд № 2
В своей работе я использую несколько музыкально - игровых технологий:
Технология Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»
Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами, с мячами, бумажный оркестр и т. д.)
Технология необычна не только тем, что основным музыкальным инструментом являются различные предметы, но прежде всего своей идеей, что звуки и музыка являются поводом для игры, дыхание которой живет в любом искусстве, даже самом серьезном.
Итак, цель технологии элементарного музицирования – помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой практике.
Основные задачи:
Творческое развитие природной музыкальности детей и первоначальных навыков музицирования; развитие индивидуальности детей, способности к спонтанному творческому поведению, создание предпосылок к формированию творческого мышления.
Формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыржения.
Слайд № 3
Сказки-шумелки С. И Е. Железновых
Содержание игровых занятий с использованием «Сказок – шумелок» (С. И Е. Железновых) и основная направленность всегда связаны с уровнем готовности ребёнка к установлению эмоционального контакта со взрослым и другими детьми Вся работа строится на принципе: от простого к сложному. Начинается знакомство с многообразием музыкальных игрушек и инструментов, простые манипуляции с ними, затем играем в игру «Найди такой же», узнаём, показываем, называем на картинках, использование музыкальных инструментах в ритмических играх и упражнениях. Далее музыкальные инструменты используются для озвучки знакомых персонажей, звуков окружающего мира и явлений природы. Следующий этап, это связь всех звуков в единый сюжет, совместное создание «Сказки – шумелки. Заключительный этап – это театрализованный показ сказки с использованием шумовых и музыкальных инструментов.
Таким образом, игровые занятия с использованием «Сказок – шумелок» способствуют:
Реализации представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;
Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;
Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;
Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;
Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;
Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;
Развиваются концентрация внимания и выдержка;
Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков;
Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, подговаривания текста сказки-шумелки;
Слайд № 4
Здоровьесберегающие технологии музицирования на свирели Э. Я. Смеловой (так как являюсь участником Всероссийской площадки «Музицирование для всех»)
Работая по данной технологии, я поняла, что игра на свирели по многим показателям помогает сохранить и улучшить здоровье. Свирель, как музыкальный инструмент, достаточно доступен для любого ребенка, удобен в использовании и легок для восприятия заданий педагога при обучении.
* Играя на свирели, мы решаем вопрос дыхательной гимнастики. Происходит интенсивный массаж внутренних органов полости живота (желудка, печени, почек и кишечника, улучшается кровообращение, происходит вентиляция легких, благодаря чему уменьшается риск заболевания астмой и происходит уменьшение частоты астматических приступов.
* Ухо, горло, нос активно участвуют в процессе при игре на свирели и получают постоянную прокачку и внимание, поэтому происходит плавное развитие этих органов.
* Благодаря игре на свирели у дошкольников развивается мелкая моторика пальцев, что способствует развитию речевых навыков у детей, благотворно влияет на работу головного мозга. На пальцах и ладонях располагаются нервные окончания, и их массаж отвечает за работу разных внутренних органов. Происходит гармоничное развитие личности ребенка, его внутреннего мира, повышается работоспособность.
* В процессе игры на свирели у детей происходит интенсивное развитие музыкального слуха, что приводит к активизации внимания. Есть вероятность, что к старшему классу ребенок запоет. Этому способствует еще тот момент, что при игре на свирели обязательно про себя нужно пропевать произведение, которое исполняешь и, следовательно, улучшается чистота интонирования.
* Благодаря музицированию на свирели совершенствуется чувство ритма.
* Метроритмическая функция, с которой связаны движения при музицировании на свирели, вызывает у дошкольника согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем, а так же оказывает положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма. Происходит снятие мышечных зажимов, напряжений, успокаиваются нервы.
* При игре на свирели укрепляется осанка, ей уделяется огромное значение. Важно крепко стоять на ногах без напряжения, спина должна быть прямая, а плечи расправлены. Также происходит увеличение двигательной активности, что необходимо детям, т. к. в школе большую часть времени, ученики проводят в положении сидя.
* Благодаря игре на свирели у детей улучшается музыкальная память и развивается артикуляционный аппарат (язык, губы, небо-все они должны быть в полной мере задействованы), поэтому игра на свирели способствует профилактике многих речевых нарушений.
* Не маловажным является тот факт, что с помощью игры на свирели имеется возможность для погружения ребенка в интонационный мир устного народного творчества и осваивания дразнилок, считалок. А знания родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.
* Свирель позволяет развивать творческий интерес детей и формировать личные качества такие как ответственность, самостоятельность, аккуратность, внимательность. Не могу не сказать, что дети становятся увереннее в себе, не боятся сцены и активнее себя проявляют.
Вывод
Таким образом, подводя итоги, я могу сказать, что занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, развивают моторику, логику, мышление, укрепляют психику и физическое здоровье детей, что особенно актуально в наше время. Кроме того, специально подобранная музыка тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости. В своей работе я постаралась показать, как через обучение игры на свирели можно сохранить и укрепить здоровье учащихся. Проведя теоретический анализ, опираясь на опыт работы, я могу с уверенностью сказать, что использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях позволяет сохранить здоровье детей, создать условия для их полноценного психического развития, обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
И так, особенности музицирования придают ему важное коррекционное и педагогическое значение: Музицирование как фактор развития ребёнка. Музицирование как деятельность общения. Способ приобщения ребёнка к миру музыкальной и общей культуры. Щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным для него умениям и навыкам. Способ ознакомления ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности. Мягкая коррекционная направленность в соответствии с особенностями развития ребёнка. Деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребёнка. Способ подарить ребёнку радость от игры и общения с музыкой.
Предлагаю Вам, уважаемые коллеги принять участие в совместном музицировании и приглашаю к игре в оркестре «Мишка с куклой» (муз. Качурбиной!
Слайд № 5 «Спасибо за внимание!»