Григорьева Татьяна
Семинар-практикум «Звуковая культура речи — это очень важно»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для воспитателей
«Звуковая культура речи – это очень важно»
Цель: Оказание помощи педагогам в планировании работы по воспитанию ЗКР у детей на различных возрастных периодах.
Я: Прежде чем приступить к обсуждению темы, проведем разминку. Назовите свое имя и подберите прилагательное, которое характеризует вас положительной стороны, но прилагательное должно начинаться с первого звука вашего имени.
(Выполнение разминки)
Публикация «Семинар-практикум „Звуковая культура речи — это очень важно“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Я: Выберите картинку и определите позицию звука (Т) в слове. За 1 стол сядут педагоги, если звук находится в начале слова. За 2 стол – в середине слова. За 3 стол – звук находиться в конце слова.
(Воспитатели рассаживаются за столы)
Я: Сегодня наш семинар посвящен звуковой культуре речи.
Считаем данную тему достаточно актуальной. В подготовительной к школе группе возникают проблемы по обучению грамоте.
Проблемы: Деление слов на слоги, придумывание слов на заданный звук, определение позиции звука в слове, составление предложение, составление слов из звуков и слогов, выделение последовательности звуков в простых словах.
Я: Что такое звуковая культура речи?
- Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т. д.);
- Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.);
- Двигательные средства выразительности (мимика, жесты);
- Элементы культуры речевого общения (общая тональность, двигательные навыки в процессе разговора);
- Речевой слух и речевое дыхание;
- Лексический запас;
- Грамматические формы.
Я: Если очень кратко то, ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух. Сегодня хотелось бы остановиться на трех основных составляющих входящих в понятие ЗКР включает – развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и фонематический слух.
Я: Давайте вспомним, какая работа должна вестись с детьми по воспитанию ЗКР? (выдержки из программы)
• Группа раннего возраста – развивать органы артикуляционного и голосового аппарата; речевого дыхания и слуховое внимание; изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и соноров); звукоподражания; формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.
• Младшая группа – уточняем и закрепляем артикуляцию звуков; изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме шипящих, соноров); вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи.
• Средняя группа – отрабатывать четкое произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков; развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук; знакомство с понятием звук, слово.
• Старшая группа – дифференциация звуков (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твердые и мягкие, учить определять место звука в слове, знакомить с понятием предложения; учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
• Подготовительная группа - находить слова с заданным звуком в предложении; упражнять в составлении предложении, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности; учить делить 2х – 3х сложные слова на слоги; учить составлять слова из слогов; учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Я: Вывод: ЗКР одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее удачным для ее решения.
Я: У вас на столах символы звуков. Выстройте алгоритм ознакомления детей, со звуком начиная с раннего возраста. (символы - З, Ш, Л).
Я: Ознакомление со звуком происходит поэтапно от простого к сложному. Проводится не от случая к случаю, а систематически. Воспитание ЗКР осуществляется во время всех режимных моментах (речевой гимнастики, повседневном общении и т. д.)
Артикуляционная гимнастика.
Рекомендации к этому виду работы:
- ввести артикуляционную гимнастику в ежедневное исполнение, на занятиях, в режимные моменты;
- создать и пополнять картотеку картинок и сказок к выполнению артикуляционной гимнастики (ресурсы Интернета);
- постоянно повышать свой профессиональный уровень по данному направлению работы.
Я: Вывод: Артикуляционная гимнастика нужна не только детям, она полезна и взрослым. Совершенствуются подвижность органов речи, тем самым улучшается дикция.
Дыхательная гимнастика.
Я: Следующее, к чему подходим это речевое дыхание. Думаю, все знакомы с этим понятием?
Речевое дыхание отличается от физиологического. Если при физиологическом дыхании: вдох – выдох – пауза и все эти промежутки одинаковы, то при речевом: короткий вдох, пауза и удлиненный выдох. Наша речь происходит на выдохе. Вы наверняка замечали у детей затруднения в произнесении длинных фраз, ребенок вынужден добирать воздух, присутствует «захлебывание» воздуха во время чтения стихотворений. Вот именно укороченный выдох заставляет детей говорить быстро, без соблюдения логических пауз. Замечали? Задача воспитателя: используя игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох (это мыльные пузыри, дудочки, дутье на подвесные снежинки, листочки, бабочек, «морские гонки», вертушки, «задувание свечи», «Понюхай цветок» и пр.) Вдох на счет 1,2,3 выдох на 4,5, 6 и. 15. Произносить на выдохе с, ф, ш.
Практическое выполнение дыхательных упражнений:
- воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;
- выдох должен быть длительным, плавным;
- ребенок не должен надувать щеки;
- не переусердствуйте, 3-5 повторений, иначе будет головокружение.
Речевое дыхание полезно тренировать и нам. Хорошо тренированное речевое дыхание пригодиться вам, когда вы выступаете публично. Ведь очень важно чтобы и дыхание и голос был подчинен вам, чтобы не возникали не логические паузы, чтобы не затухал голос. Иначе речь становится не мелодичной, не интересной.
Рекомендации к данному направлению работы:
- дыхательные упражнения также необходимо включать ежедневно в занятия, на прогулке, в режимные моменты
- д. б. создана картотека дыхательных упражнений (согласно лексическим темам, времени года и т. д)
Фонематический слух (игры).
Я: Теперь о фонематическом слухе или ещё его называют речевым слухом. Что это такое?
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем.
Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.
Я: Предлагаю немного поиграть.
1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки.
И. П. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук «Б», хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, булка, почка, бочка, полка, дубы, зуб, барабан, корабль, вата, подарок, суп, дуб).
И. П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).
2. А теперь о фонематической функции на занятиях по математике.
Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком «Л», положите палочку перед собой:
«У кролика Тепы именины. Он пригЛасиЛ в гости ежика и беЛку. Кролик украсиЛ норку коЛосками и цветами. Тепа поставиЛ на стоЛ грибы и ябЛоки. «Просим к стоЛу» - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.
Я: Сколько слов со звуком Л вы услышали? (8, в одном слове звук встречался дважды)
Я: Игра с мячом. Первый называет любое слово, передает мяч своему соседу, который должен назвать уже слово, которое бы начиналось на последний звук предыдущего слова, например молоток, корова, автобус и. т.
Подведение итогов:
Я: В завершение ко всему хочу сказать, что работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы вы увидите. Основная ваша цель состоит в том, чтобы научить ребенка к 5 годам правильно произносить все звуки (т. е вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем лучше.