МААМ-картинки

Семинар-практикум «Звуковая культура речи — это очень важно»

Григорьева Татьяна
Семинар-практикум «Звуковая культура речи — это очень важно»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум для воспитателей

«Звуковая культура речи – это очень важно»

Цель: Оказание помощи педагогам в планировании работы по воспитанию ЗКР у детей на различных возрастных периодах.

Я: Прежде чем приступить к обсуждению темы, проведем разминку. Назовите свое имя и подберите прилагательное, которое характеризует вас положительной стороны, но прилагательное должно начинаться с первого звука вашего имени.

(Выполнение разминки)

Публикация «Семинар-практикум „Звуковая культура речи — это очень важно“» размещена в разделах

Я: Выберите картинку и определите позицию звука (Т) в слове. За 1 стол сядут педагоги, если звук находится в начале слова. За 2 стол – в середине слова. За 3 стол – звук находиться в конце слова.

(Воспитатели рассаживаются за столы)

Я: Сегодня наш семинар посвящен звуковой культуре речи.

Считаем данную тему достаточно актуальной. В подготовительной к школе группе возникают проблемы по обучению грамоте.

Проблемы: Деление слов на слоги, придумывание слов на заданный звук, определение позиции звука в слове, составление предложение, составление слов из звуков и слогов, выделение последовательности звуков в простых словах.

Я: Что такое звуковая культура речи?

- Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т. д.);

- Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.);

- Двигательные средства выразительности (мимика, жесты);

- Элементы культуры речевого общения (общая тональность, двигательные навыки в процессе разговора);

- Речевой слух и речевое дыхание;

- Лексический запас;

- Грамматические формы.

Я: Если очень кратко то, ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух. Сегодня хотелось бы остановиться на трех основных составляющих входящих в понятие ЗКР включает – развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и фонематический слух.

Я: Давайте вспомним, какая работа должна вестись с детьми по воспитанию ЗКР? (выдержки из программы)

• Группа раннего возраста – развивать органы артикуляционного и голосового аппарата; речевого дыхания и слуховое внимание; изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и соноров); звукоподражания; формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

• Младшая группа – уточняем и закрепляем артикуляцию звуков; изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме шипящих, соноров); вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи.

• Средняя группа – отрабатывать четкое произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков; развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук; знакомство с понятием звук, слово.

• Старшая группа – дифференциация звуков (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твердые и мягкие, учить определять место звука в слове, знакомить с понятием предложения; учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

• Подготовительная группа - находить слова с заданным звуком в предложении; упражнять в составлении предложении, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности; учить делить 2х – 3х сложные слова на слоги; учить составлять слова из слогов; учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Я: Вывод: ЗКР одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее удачным для ее решения.

Я: У вас на столах символы звуков. Выстройте алгоритм ознакомления детей, со звуком начиная с раннего возраста. (символы - З, Ш, Л).

Я: Ознакомление со звуком происходит поэтапно от простого к сложному. Проводится не от случая к случаю, а систематически. Воспитание ЗКР осуществляется во время всех режимных моментах (речевой гимнастики, повседневном общении и т. д.)

Артикуляционная гимнастика.

Рекомендации к этому виду работы:

- ввести артикуляционную гимнастику в ежедневное исполнение, на занятиях, в режимные моменты;

- создать и пополнять картотеку картинок и сказок к выполнению артикуляционной гимнастики (ресурсы Интернета);

- постоянно повышать свой профессиональный уровень по данному направлению работы.

Я: Вывод: Артикуляционная гимнастика нужна не только детям, она полезна и взрослым. Совершенствуются подвижность органов речи, тем самым улучшается дикция.

Дыхательная гимнастика.

Я: Следующее, к чему подходим это речевое дыхание. Думаю, все знакомы с этим понятием?

Речевое дыхание отличается от физиологического. Если при физиологическом дыхании: вдох – выдох – пауза и все эти промежутки одинаковы, то при речевом: короткий вдох, пауза и удлиненный выдох. Наша речь происходит на выдохе. Вы наверняка замечали у детей затруднения в произнесении длинных фраз, ребенок вынужден добирать воздух, присутствует «захлебывание» воздуха во время чтения стихотворений. Вот именно укороченный выдох заставляет детей говорить быстро, без соблюдения логических пауз. Замечали? Задача воспитателя: используя игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох (это мыльные пузыри, дудочки, дутье на подвесные снежинки, листочки, бабочек, «морские гонки», вертушки, «задувание свечи», «Понюхай цветок» и пр.) Вдох на счет 1,2,3 выдох на 4,5, 6 и. 15. Произносить на выдохе с, ф, ш.

Практическое выполнение дыхательных упражнений:

- воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;

- выдох должен быть длительным, плавным;

- ребенок не должен надувать щеки;

- не переусердствуйте, 3-5 повторений, иначе будет головокружение.

Речевое дыхание полезно тренировать и нам. Хорошо тренированное речевое дыхание пригодиться вам, когда вы выступаете публично. Ведь очень важно чтобы и дыхание и голос был подчинен вам, чтобы не возникали не логические паузы, чтобы не затухал голос. Иначе речь становится не мелодичной, не интересной.

Рекомендации к данному направлению работы:

- дыхательные упражнения также необходимо включать ежедневно в занятия, на прогулке, в режимные моменты

- д. б. создана картотека дыхательных упражнений (согласно лексическим темам, времени года и т. д)

Фонематический слух (игры).

Я: Теперь о фонематическом слухе или ещё его называют речевым слухом. Что это такое?

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем.

Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.

Я: Предлагаю немного поиграть.

1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки.

И. П. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук «Б», хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, булка, почка, бочка, полка, дубы, зуб, барабан, корабль, вата, подарок, суп, дуб).

И. П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).

2. А теперь о фонематической функции на занятиях по математике.

Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком «Л», положите палочку перед собой:

«У кролика Тепы именины. Он пригЛасиЛ в гости ежика и беЛку. Кролик украсиЛ норку коЛосками и цветами. Тепа поставиЛ на стоЛ грибы и ябЛоки. «Просим к стоЛу» - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.

Я: Сколько слов со звуком Л вы услышали? (8, в одном слове звук встречался дважды)

Я: Игра с мячом. Первый называет любое слово, передает мяч своему соседу, который должен назвать уже слово, которое бы начиналось на последний звук предыдущего слова, например молоток, корова, автобус и. т.

Подведение итогов:

Я: В завершение ко всему хочу сказать, что работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы вы увидите. Основная ваша цель состоит в том, чтобы научить ребенка к 5 годам правильно произносить все звуки (т. е вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем лучше.

Публикации по теме:

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алтайского края Хабарского района с. Хабары Конспект ООД по развитию.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук [Ф]» в младшей группе Конспект НОД по развитию речи. Звуковая культура речи: Звук [Ф]. В младшей группе Составила: воспитатель Воложанина Альбина Васильевна Программное.

Конспект занятия по развитию речи «Формирование словаря и звуковая культура речи» 1. Развивающая речевая среда. Цель. Обогатить и уточнить представления детей о предметах ближайшего окружения. Дидактическая игра «Чудесный.

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи — звук «С» и С’» в средней группе Цель. 1. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи, упражнять.

Проект во второй младшей группе «Семья «Семья для каждого — это очень важно» Проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!» МБДОУ «Детский сад 8 Воспитатель Черникова Т. Л Актуальность:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [с]-[с’]» Тема: «Звуковая культура речи: звуки С и СЬ» Программное содержание: • Образовательные: объяснить детям артикуляцию звука С, упражнять.

Развитие речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ш]»Развитие речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ш]» Воспитатель: Ребятки, подойдите все ко мне! Давайте улыбнемся друг другу, посмотрим какие мы все красивые, у всех хорошее настроение (садятся.

Технологическая карта ООД по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [З]» Вид ООД. Развитие речи. Тема ООД. «Звуковая культура речи: звук з» Задачи: Упражнять детей в четком произношении звука з. Интеграция ОО.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ч]» Тема: звуковая культура речи: звук ч. Цель: обучение правильному произношению звука ч. Задачи: познакомить с новым звуком [ч]; отработать.

Звуковая культура речи «Звук [Ф]» Конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]» Цель: Учить отчетливо и правильно произносить изолированный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Звуковая культура речи — это очень важно»
Опубликовано: 26 октября 2018 в 11:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Звуковая культура речи — это очень важно»» (включая файлы) размещена пользователем Григорьева Татьяна (УИ 1701259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД