Виргиния Лобачева
Семинар — практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.
Образовательные задачи:
1. Познакомить с разными техниками рисования.
Публикация «Семинар — практикум „Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.
3. Формировать умение создавать яркую, вызывающую эстетическое чувство радости картину.
Воспитательная задача:
1. Воспитывать бережное отношение, любовь к живой природе, аккуратность, внимательность
Развивающие задачи :
1. Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге.
2. Повысить уровень мастерства педагогов.
3. Способствовать развитию интереса к художественно–эстетической деятельности.
Методы и приё мы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, акварель, альбомные листы, баночки с водой, кисти для рисования, фломастеры, маркеры, соль, пряжа, вилки, втулки, свечи, тарелочки, ватные палочки.
Вступительное слово
Добрый день, уважаемые коллеги! Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисование необычными способами и использование при этом материалов, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей положительные эмоции.
Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Любому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. В нетрадиционном рисовании результат виден достаточно быстро, поэтому у ребенка появляется радость от законченной работы, и нет переутомления, что способствует формированию здоровья ребёнка. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует :
- сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
- развитию связной речи, вниманию и усидчивости;
- развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- развитию пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- развитию изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, что оказывает положительное воздействие на здоровье, так как нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка.
На первом этапе дети знакомятся с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это рисование пальчиками, ладошкой, крупой, пряжей, воздухом, «монотипия». Дети осваивают один вид техники совместно с педагогом, и им предоставляется возможность самостоятельно повторить данный способ на практике.
На втором этапе обучения дети знакомятся с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо смешивать краску с другими материалами (рисование воском, наносить один изобразительный материал на другой (рисование пластилином, мозаика). На занятиях дошкольники сравнивают различные виды техники, учатся сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными способами.
На третьем этапе используют смешанные техники в самостоятельном и коллективном рисовании (рисование пластилином и бросовым материалом, рисование по мокрому слою бумаги и цветным целлофаном). Дети развивают умение анализировать, комбинировать образы, общаться.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- оказание помощи;
- музыкальное сопровождение.
Кроме того, желательно эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как всё легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. Здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети получают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что - огорчает. Все эти нетрадиционные техники и приёмы рисования благотворно влияют на развитие здоровья детей, на их эмоционально – психическое развитие.
СЛАЙД 1
Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.
Рисование нитью
Альбомный лист сложить пополам. Опустить нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.
СЛАЙД 2
Рисование пряжей
Нарисовать на листе карандашом контур рисунка. Нарезать пряжу разных цветов. Приклеить клеем ПВА пряжу на рисунок.
СЛАЙД 3
Рисование крупой
Нарисовать на листе карандашом контур рисунка. Приклеить клеем ПВА крупу: рис, горох, гречку, подсолнечник и т. п.
СЛАЙД 4
Рисование пластилином
На плотный лист бумаги или картон нанести карандашом контур. Рисовать по нему теплым пластилином. В пластилин можно вдавить разноцветные колечки от коктейльной трубочки, нарезанные шириной 0,5 см.
СЛАЙД 5
Монотипия
Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.
СЛАЙД 6
Кляксография
Тушь или акварельную краску, разведенную водой, накапать в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Дошкольникам дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали.
СЛАЙД 7
Рисование тычком
Карандашом нарисовать контур изображения. Кисть из щетины держать вертикально и опускать на бумагу, расплющивая о нее ворс. Делать тычки по контуру рисунка, не оставляя пробелы. Затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Беличьей кистью подрисовать тонкие линии.
СЛАЙД 8
Рисование пальчиком
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях и пальчиках находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами тела. Массируя эти точки можно добиться улучшения состояния организма в целом.
Ребенок опускает в краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
СЛАЙД 9
Рисование ладошкой
Ребенок опускает в краску ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Рисование увлекает детей, они с большим желанием рисуют, создают что-то новое сами. Творческий процесс - это настоящее чудо! Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности! Они осознают, что ошибка - это всего лишь шаг к чему-то новому. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. В этих условиях одаренные скорей найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, укрепление здоровья детей.
СЛАЙД 10
Рисуем солью.
Классический способ рисования солью и акварельными красками выглядит так: нужно нарисовать контур рисунка клеем ПВА. Обильно посыпать рисунок солью. Через 5-7 минут стряхнуть остатки, которые не приклеились.
Кисточкой или пипеткой набрать разведенную водой акварель. Слегка притронуться краской к рисунку. Соленый клей быстро впитает пигмент. Рисование по смеси соли и клея ПВА.
СЛАЙД 11
Рисуем вилкой.
Для детей лучше приготовить одноразовые пластиковые вилки, они более гибкие и безопасные. Предварительно разводим гуашь. Набираем обратной стороной вилки жёлтую гуашь и отпечатываем на лист бумаги.
СЛАЙД 12
Рисуем втулкой
С одной стороны картонную втулку нарезать тонкими полосками, как бахрому. Развести гуашь в неглубокой ёмкости, диаметром больше, чем картонная втулка. Можно разводить краску на листе фольги. Распушить бахрому на втулке и окунуть в краску. Выбор цвета краски для цветов зависит от вашего желания и фантазии. У меня сине-голубой оттенок и немного фиолетового. Воды для разведения гуаши надо немного. На листе бумаги сделать отпечатки картонной втулкой.
СЛАЙД 13
Рисуем на банке
Хорошо отмойте банку от бумажных этикеток и клея. Обезжирьте поверхность банки. Для этого можно использовать спирт и спиртовые настойки, ацетон, жидкость для снятия лака и т. д. Определитесь с рисунком. Лучше всего прорисовать рисунок на бумаге и приложить с внутренней стороны банки. Через прозрачное стекло вы увидите, как будет смотреться работа в итоге.
Впоследствии этот рисунок вы можете использовать как трафарет для нанесения узора. Трафарет можно прикрепить обычным или двухсторонним скотчем, просто вложить или нарисовать на тонкой бумаге, намочить её и приклеить к банке.
Используйте специальные краски - акриловые или витражные - строго по инструкции. Эксперименты, конечно, никто не отменял. Но если вы делаете работу "на результат", то тут эксперименты можно и отложить для другого раза.
Если вы расписываете банку в несколько этапов, то обязательно высушивайте каждый слой. Смазанный рисунок очень может испортить внешний вид законченной работы.
СЛАЙД 14
Рисуем свечкой и красками
Для начала необходимо на белом листе бумаге нарисовать рисунок свечой. Берем кусочек свечи и создаем начертание будущего рисунка. Кстати, можно рисовать не только свечой, но и восковыми карандашами, эффект будет тот же. Поскольку дети не знают о свойстве воска отталкивать воду, для них такой способ рисования покажется волшебным и невероятным.
Чтобы было легче создать эскиз, перед тем как перейти ко второму шагу работы – рисование акварелью, можно предложить вашему малышу сначала нарисовать рисунок простым карандашом, а уже затем обвести его по контуру свечкой. А можно еще больше упростить задачу – взять обычную раскраску и обвести ее по контуру кусочком воска или свечки.
Рефлексия
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомним притчу о «зарытых талантах».
«Притча о таланте, зарытом в землю»
Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея [6, стихи 15-30]. В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.
«. Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
Подолгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошел получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».
Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью; возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».
Мораль: любой талант требует развития и постоянного вложения труда.
А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Благодарю за внимание!