Папки-передвижки

Семинар — практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Виргиния Лобачева
Семинар — практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Образовательные задачи:

1. Познакомить с разными техниками рисования.

Темочки:

2. Научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

3. Формировать умение создавать яркую, вызывающую эстетическое чувство радости картину.

Воспитательная задача:

1. Воспитывать бережное отношение, любовь к живой природе, аккуратность, внимательность

Развивающие задачи :

1. Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге.

2. Повысить уровень мастерства педагогов.

3. Способствовать развитию интереса к художественно–эстетической деятельности.

Методы и приё мы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, акварель, альбомные листы, баночки с водой, кисти для рисования, фломастеры, маркеры, соль, пряжа, вилки, втулки, свечи, тарелочки, ватные палочки.

Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги! Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисование необычными способами и использование при этом материалов, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей положительные эмоции.

Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Любому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. В нетрадиционном рисовании результат виден достаточно быстро, поэтому у ребенка появляется радость от законченной работы, и нет переутомления, что способствует формированию здоровья ребёнка. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует :

- сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;

- развитию связной речи, вниманию и усидчивости;

- развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- развитию пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- развитию изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, что оказывает положительное воздействие на здоровье, так как нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка.

На первом этапе дети знакомятся с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это рисование пальчиками, ладошкой, крупой, пряжей, воздухом, «монотипия». Дети осваивают один вид техники совместно с педагогом, и им предоставляется возможность самостоятельно повторить данный способ на практике.

На втором этапе обучения дети знакомятся с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо смешивать краску с другими материалами (рисование воском, наносить один изобразительный материал на другой (рисование пластилином, мозаика). На занятиях дошкольники сравнивают различные виды техники, учатся сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными способами.

На третьем этапе используют смешанные техники в самостоятельном и коллективном рисовании (рисование пластилином и бросовым материалом, рисование по мокрому слою бумаги и цветным целлофаном). Дети развивают умение анализировать, комбинировать образы, общаться.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- оказание помощи;

- музыкальное сопровождение.

Кроме того, желательно эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как всё легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. Здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети получают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что - огорчает. Все эти нетрадиционные техники и приёмы рисования благотворно влияют на развитие здоровья детей, на их эмоционально – психическое развитие.

СЛАЙД 1

Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Рисование нитью

Альбомный лист сложить пополам. Опустить нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

СЛАЙД 2

Рисование пряжей

Нарисовать на листе карандашом контур рисунка. Нарезать пряжу разных цветов. Приклеить клеем ПВА пряжу на рисунок.

СЛАЙД 3

Рисование крупой

Нарисовать на листе карандашом контур рисунка. Приклеить клеем ПВА крупу: рис, горох, гречку, подсолнечник и т. п.

СЛАЙД 4

Рисование пластилином

На плотный лист бумаги или картон нанести карандашом контур. Рисовать по нему теплым пластилином. В пластилин можно вдавить разноцветные колечки от коктейльной трубочки, нарезанные шириной 0,5 см.

СЛАЙД 5

Монотипия

Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.

СЛАЙД 6

Кляксография

Тушь или акварельную краску, разведенную водой, накапать в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Дошкольникам дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали.

СЛАЙД 7

Рисование тычком

Карандашом нарисовать контур изображения. Кисть из щетины держать вертикально и опускать на бумагу, расплющивая о нее ворс. Делать тычки по контуру рисунка, не оставляя пробелы. Затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Беличьей кистью подрисовать тонкие линии.

СЛАЙД 8

Рисование пальчиком

Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях и пальчиках находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами тела. Массируя эти точки можно добиться улучшения состояния организма в целом.

Ребенок опускает в краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

СЛАЙД 9

Рисование ладошкой

Ребенок опускает в краску ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Рисование увлекает детей, они с большим желанием рисуют, создают что-то новое сами. Творческий процесс - это настоящее чудо! Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности! Они осознают, что ошибка - это всего лишь шаг к чему-то новому. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. В этих условиях одаренные скорей найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, укрепление здоровья детей.

СЛАЙД 10

Рисуем солью.

Классический способ рисования солью и акварельными красками выглядит так: нужно нарисовать контур рисунка клеем ПВА. Обильно посыпать рисунок солью. Через 5-7 минут стряхнуть остатки, которые не приклеились.

Кисточкой или пипеткой набрать разведенную водой акварель. Слегка притронуться краской к рисунку. Соленый клей быстро впитает пигмент. Рисование по смеси соли и клея ПВА.

СЛАЙД 11

Рисуем вилкой.

Для детей лучше приготовить одноразовые пластиковые вилки, они более гибкие и безопасные. Предварительно разводим гуашь. Набираем обратной стороной вилки жёлтую гуашь и отпечатываем на лист бумаги.

СЛАЙД 12

Рисуем втулкой

С одной стороны картонную втулку нарезать тонкими полосками, как бахрому. Развести гуашь в неглубокой ёмкости, диаметром больше, чем картонная втулка. Можно разводить краску на листе фольги. Распушить бахрому на втулке и окунуть в краску. Выбор цвета краски для цветов зависит от вашего желания и фантазии. У меня сине-голубой оттенок и немного фиолетового. Воды для разведения гуаши надо немного. На листе бумаги сделать отпечатки картонной втулкой.

СЛАЙД 13

Рисуем на банке

Хорошо отмойте банку от бумажных этикеток и клея. Обезжирьте поверхность банки. Для этого можно использовать спирт и спиртовые настойки, ацетон, жидкость для снятия лака и т. д. Определитесь с рисунком. Лучше всего прорисовать рисунок на бумаге и приложить с внутренней стороны банки. Через прозрачное стекло вы увидите, как будет смотреться работа в итоге.

Впоследствии этот рисунок вы можете использовать как трафарет для нанесения узора. Трафарет можно прикрепить обычным или двухсторонним скотчем, просто вложить или нарисовать на тонкой бумаге, намочить её и приклеить к банке.

Используйте специальные краски - акриловые или витражные - строго по инструкции. Эксперименты, конечно, никто не отменял. Но если вы делаете работу "на результат", то тут эксперименты можно и отложить для другого раза.

Если вы расписываете банку в несколько этапов, то обязательно высушивайте каждый слой. Смазанный рисунок очень может испортить внешний вид законченной работы.

СЛАЙД 14

Рисуем свечкой и красками

Для начала необходимо на белом листе бумаге нарисовать рисунок свечой. Берем кусочек свечи и создаем начертание будущего рисунка. Кстати, можно рисовать не только свечой, но и восковыми карандашами, эффект будет тот же. Поскольку дети не знают о свойстве воска отталкивать воду, для них такой способ рисования покажется волшебным и невероятным.

Чтобы было легче создать эскиз, перед тем как перейти ко второму шагу работы – рисование акварелью, можно предложить вашему малышу сначала нарисовать рисунок простым карандашом, а уже затем обвести его по контуру свечкой. А можно еще больше упростить задачу – взять обычную раскраску и обвести ее по контуру кусочком воска или свечки.

Рефлексия

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомним притчу о «зарытых талантах».

«Притча о таланте, зарытом в землю»

Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея [6, стихи 15-30]. В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.

«. Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

Подолгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошел получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью; возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».

Мораль: любой талант требует развития и постоянного вложения труда.

А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

Фотоотчёт «Мастер-класс для воспитателей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования»Фотоотчёт «Мастер-класс для воспитателей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования» На моём мастер-классе я рассказала и показала педагогам какие бывают техники нетрадиционного рисования. Нетрадиционные техники рисования.

Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками»Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками» Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 февраля 2021 в 18:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар — практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Виргиния Лобачева (УИ 1116479) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД