Дарья Рыгалова
Семинар-практикум «Создание здоровьесберегающего пространства «Детский сад — семья»» часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие регламентируется следующими документами:
– Законом РФ “Об образовании”, ст. 12, п. 8;
– Приказом Минобразования и науки РФ № 655 от 23.11.09.
В статье № 18 Закона РФ “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте”
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается, что семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт – интимно-личностную связь и начальное единство с родными.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семинар, практикум
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОУ, так как детский сад посещают дети с ослабленным иммунитетом. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей и возможностей. Прежде всего здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микроклимата, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Однако можно констатировать явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании и укреплении здоровья детей (результаты мониторинга). С этой позиции более полноценное физическое развитие и оздоровление детей возможно при сотрудничестве семьи и детского сада, как двух основных социальных структур, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительно делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов». Всё это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.
Даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщения и взрослых и детей к здоровому образу жизни.
Единство, которое достигается в том случае, цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям. Семья знакомится с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом, в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и особенностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
Интеграция общественного и семейного воспитания.
Важный субъект начального звена системы – семья как основа психотелесного здоровья ребенка. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Признание приоритета семейного воспитания требует таких воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребёнка.
Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях:
Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
В этих целях используются различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, конференции, совместные праздники, тестирование, анкетирование. При поступлении в детский сад родителям предлагается информация о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей. Выясняются отношения пап и мам к различным формам закаливания. Проводятся дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с малышами, показываем разнообразные физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Приглашаем родителей к участию в жизни группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе работают рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Наши родители охотно принимают участие в физкультурно-массовых мероприятиях и в трудовых десантах.
ЗАДАЧИ ДОУ:
Налаживать эффективное взаимодействие с родителями по пропаганде здорового образа жизни, осознанию важности гигиенической и двигательной культуры, необходимости выполнения закаливающих мероприятий.
Приобщить родителей к жизнедеятельности ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.
Важнейшие принципы интеграции:
- Открытость ДОУ для семьи;
- Обеспечение психологического благополучия ребенка и удовлетворение психических, эмоциональных и социальных потребностей ребенка в группе и семье;
- Уважение личности ребенка в семье и специалистами ДОУ;
- Взаимообогащение и учет специалистами ДОУ условий семейного воспитания, а родителями - условий общественного воспитания;
- Педагогическое сопровождение семейного воспитания.
Условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи :
- Единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи;
- Преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи, формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче;
- Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей;
- Планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь различных форм;
- Наличие в ДОУ документации, раскрывающей работу педагогов с родителями протоколы родительских собраний, консультаций, наличие материалов, наглядной педпропаганды;
- Подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам: памятки, вопросники, консультации, личный опыт семейного воспитания;
- Участие педагога- психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей.
Что могут делать родители воспитанников
Понимать, чувствовать и любить своего ребенка, опираться на его достоинства, а не на его недостатки.
Вести здоровый образ жизни, показывая тем самым пример ребенку (соблюдать режимные моменты, делать зарядку, заниматься закаливанием, спортом, ходить в походы, общаться с природой в любое время года, чаще ходить на прогулки).
Заниматься профилактикой заболеваний в семье.
Заботиться о нравственном, психическом и физическом здоровье ребенка.
Осуществлять духовное общение с ребенком, оказывать помощь в освоении различных уровней культуры (бытовой, здорового образа жизни, социальной, национальной, гражданской, культуры пола).
Интересоваться проблемами ребенка, оказывать ему своевременную помощь в их решении.
Уметь встать на место ребенка в той или иной ситуации для верного ее разрешения.
Научить верить в себя и свои возможности, способствовать реализации заложенных в ребенке способностей.
Учиться вместе с ребенком:
- владеть своими чувствами;
- регулировать свое самочувствие.
Своевременно информировать учителей о проблемах здоровья ребенка, обращаться за помощью к врачам.
Организовать полноценный досуг ребенка.
Заключение
В работе нужно опираться на то, что родители, педагогический персонал и общественные организации являются партнёрами с единым пониманием целей и задач педагогического процесса. Максимально использовать воспитательный потенциал семьи и ДОУ в совместной работе с детьми, ставит для себя целью реализовать в ближайшем будущем следующие перспективные направления:
Создание консультативного центра по вопросам воспитания и образования дошкольников для жителей микрорайона
Расширение содержания работы с социумом
Привлечение средств массовой информации к проблемам дошкольного воспитания
Организация мастер-классов педагогов и специалистов для родителей воспитанников (по запросу родителей)
Занятия по физкультуре с малышами.
Утренняя зарядка со старшей группой «Колобок»
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»
Гимнастика для глаз с детьми 1 «А» младшей группой.
Дыхательная гимнастика «Выше папы, выше мамы»
Профилактика плоскостопия «Дорожки здоровья»
Профилактика сколеоза «Кошечка»
Массаж «Чудо су-джок»
Релаксация «Колыбельная для зайчика»