Людмила Уварова
Семинар-практикум «Технология ТРИЗ в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧАСТЬ 1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
Публикация «Семинар-практикум „Технология ТРИЗ в детском саду“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.
ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.
Они учат детей:
выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Основные функции ТРИЗ
1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
3. Развитие качеств творческой личности.
Принципы построения занятий по ТРИЗ.
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.
- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
- Обязательная активизация творческого воображения.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Что дает творчество ребенку?
Дает возможность проявить себя.
- Стремление получать новую информацию об окружающем.
- Развивает потребность в познавательной деятельности.
- Дает возможность созидать, творить.
- Способствует развитию аналитических способностей.
- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.
При проведении занятий можно применять следующие формы работы с детьми:
беседу,
сюжетно-ролевые и дидактические игры,
Прослушивание музыки,
инсценирование и моделирование ситуаций,
выполнение практических работ.
Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.
В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.
Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.
В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ :
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинно-следственного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
ЧАСТЬ 2 ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Обучение решению творческих изобретательских задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем "плохо”, дети "хорошо”. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет "хорошо”, другая - "плохо”, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства ("В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?").
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение.
Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в воображении, в придумывании чего-то нового.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.
Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.
Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.
ЧАСТЬ 3 МЕТОДЫ ТРИЗ
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
1. Постановка задачи. 2. Выдвижение идей. 3. Обсуждение идей. 4. Принятие решения.
- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Дети старшего возраста выбирают случайных героев окружающей природы, используя книгу. Текст сказки состоит из 8-10 предложений. С детьми младшего возраста работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки - объекты для составления двух-трех предложений связного текста с помощью вопросов. Для составления сказок с детьми старше 4-х лет используют незнакомые им тексты. В процессе составления сказки можно использовать фрагменты разных видов игр, имитационные движения, физкультминутки. После сочинения сказки можно предложить продуктивную деятельность, превратиться в художников-иллюстраторов и нарисовать (слепить, вырезать) картинки в сочиненной сказке. С целью создания мотивации к деятельности занятие можно начать так: – ко мне обратилась за помощью воспитатель соседней группы сочинить сказку, в которой добро побеждает зло и которая научит воспитанников любить природу.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Алгоритм работы по МФО Из условий задачи выделить объект (прототип, подлежащий усовершенствованию (ФО, уточнить цель. Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.). Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения Результат Идеи и предложения по новым модификациям объекта.
- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
«Системный оператор» – это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему.
Системный оператор позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх. Он позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.
Регулярное использование приёма «системный оператор» формирует у ребёнка навыки системного анализа, системное многоэкранное мышление. Дети моей группы знают «Волшебный экран» уже почти три года. На первом этапе обучения для детей младшего дошкольного возраста я использовала горизонтальные и вертикальные «трёхэкранки». В средней группе было введено пять экранов. Для детей старшего дошкольного возраста уже доступен самый распространённый вариант – девять экранов.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
МЗР – метод последовательного приближения к решению, способ рассуждения, который помогает преодолеть психологическую инерцию «невозможности» решения и позволяет свести большую задачу к маленькой, часто решаемой.
Если решение какой-то проблемы кажется неосуществимым, цель выглядит недостижимой, нужно представить (разложить) требуемую ситуацию в виде двух частей – реальной и фантастической. Оказывается, любая ситуация не полностью нереальна, а только частично. Отбрасываем реальную часть, как исполнимую, и получаем новую задачу – тоже невыполнимую, но другую.
К новой задаче относимся как к невыполнимой, и снова стараемся разложить ее на две части – реальную и фантастическую, выполнимую и невыполнимую. При этом опять получаем новую задачу.
Свое название метод получил по первому примеру, в отношении которого он был осуществлен – сказке А. С. Пушкина.
«Жил старик со своею старухой У самого синего моря;»
Мог старик жить со старухой у моря? Конечно, мог.
«Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.»
Тоже все вполне реально – жили в землянке, старик ловил рыбу, старуха пряла пряжу.
«Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, Пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною рыбкой,»
До сих пор все вполне реальные события, которые могли быть на самом деле
«С непростою рыбкой, — золотою.»
Здесь возникает первый вопрос: могла ли рыбка быть золотой? Инерция мышления подсказывает, что в наших северных морях золотые рыбки не водятся. Но ведь нигде нет указания на то, на берегу какого моря жил старик.
Кроме того, золотые рыбки выведены искусственно, для аквариумов, поэтому встретить их в море невозможно. Но действительно ли невозможно? Что можно предположить? Например, кто-то разбил аквариум на корабле, и рыбки попали в воду. Или кто-то специально выпустил их в море, потому что слишком много расплодилось в аквариуме.
Или, может быть, все еще проще – в солнечном свете чешуя отливала золотом, из-за чего и показалось, что рыбка золотая.
Таким образом, золотая рыбка действительно могла попасть в сети к старику.
«Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим.»
Могла ли рыбка взмолиться? Мы знаем, что некоторые рыбы издают звуки, и даже более того – некоторые виды рыб общаются друг с другом при помощи звуков. Но говорить человечьим языком точно не могут.
Это и есть тот фантастический нерешаемый остаток. Хотя… Представьте – старик на берегу моря, с рыбкой, поблескивающей золоченой чешуей, слышит человеческий голос… Попробуйте покрутить слои реальности – возможно, вы сможете и этому найти объяснение.
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приё мы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Прием «Наоборот»
Способствует выделению определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Предложить детям охарактеризовать время суток, погоду, персонажей, их действия. Затем ввести волшебника «Наоборот» (перевертыша, в следствие чего все резко меняется на противоположные свойства и функции. Возникающие при этом проблемные ситуации и способы их решения обязательно обсуждаются с детьми. Данный прием развивает диалектическое мышление, учит детей поиску противоположных качеств, помогает сочинять сказки на новый лад.
Наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
Зарядка «Наоборот» : педагог предлагает сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть — привстать, повернуться направо — повернуться налево и т. д.).
Игра «Волшебный лес» Волшебник задумал создать инверсный лес, в котором все-все должно быть наоборот. Она просит описать, как будет выглядеть такой лес.
Прием «Могу только –Могу все»
С помощью волшебников «Могу все» (универсал) и «Могу только» (специал) рассматриваемый объект выполняет либо множество функций и даже ему не свойственных, либо имеет в рамках только его функций.
Например: утюг гладит все – одежду, собаку, траву во дворе, выравнивает поверхности земли, выравнивает овраги и холмы. При этом дети должны объяснить как выглядит этот фантастический утюг, какого он размера, какие у него приспособления, полезность и вред такой многофункциональности.
Аналогичные преобразования с волшебником «Могу все», «Могу только» находим в литературных произведениях:
Русс. Нар сказка «По щучьему велению» (всё могу)
В. П. Катаев «Цветик- семицветик» (могу всё)
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке о рыбке» (всё могу)
Г. Яглфельд «Волшебная лампа Алладина» (всё могу)
П. П. Бажов «Серебряное копытце» (могу только)
Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди» (могу только)
Прием «Дробление - объединение».
Волшебники дроби и объединяй способны делить и соединять самые невообразимые предметы, могут все, что угодно, разделить на части, объединить с чем-нибудь другим.
Например, разделить хлеб на кусочки или объединить его с маслом, чтобы получился бутерброд или если волшебник «Дробления-Объединения» коснулся твоей машины, то она распадётся на части и соберётся в другом варианте, но при этом у неё появится крылья и (или) пропеллеры, дополнительные колёса и др.
Игра «Я предмет, а ты моя частичка».
Волшебник бросает кому-то из детей мячик, и говорит слово, например, «дом». Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта (Например, «крыша»).
Прием «Ускорение - замедление».
Волшебник времени многофункционален и предполагает преобразование временных процессов. Волшебник Быстрых минут ускоряет процессы, происходящие в самом объекте, его частях и вокруг него, а Волшебник медленных минут делает все наоборот.
Например: На картинке изображена ранняя весна. Прилет птиц. Что будет, если весна длится день, час, минуту. Преобразования, которые совершают волшебники времени, носят фантастический характер, так, как меняется какой-либо закон жизнеустройства.
Обобщё нный образ волшебников Времени включает в себя семь преобразований:
Волшебник Быстрых минут,
Волшебник Медленных минут.
Волшебник Остановки времени,
Волшебник Обратного времени,
Волшебник Перепутывания времени,
Машина времени.
Прием «увеличение – уменьшение».
Волшебник может увеличивать или уменьшать объекты, его части. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.
Некоторые задания (игры) :
1. Что бывает сначала большим, а потом маленьким?
Ответ: помидор, свеча, мороженое, воздушный шарик.
2. А что бывает сначала маленьким, а потом большим?
Ответ: человек, растения, животные, снежный ком.
3. Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы:
— достать до Луны;
— покататься на кошке;
— сдвинуть звёзды и т. д.
— выросла репка маленькая-премаленькая.
Продолжи сказку.
Прием «оживление –окаменение (динамика – статика)»
Выполняет следующие фантастические преобразования: при встрече с волшебником Оживления все неживое становится живым, живые организмы при этом начинают обладать свойствами человека, а человек становится максималь- но подвижным. Волшебник Окаменения действует в обратном направлении – живое лишает возможности двигаться, а неживое при этом вообще невозможно сдвинуть с места. Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
Например, Буратино - живое дерево;
Снегурочка - живой снег;
Колобок - живое тесто и т. д.).
Игра «Ожившие дома»
Как-то однажды решил Замри-Отомри сделать подвижными дома. Просто так, чтобы интересно было. Но какие неприятности могут возникнуть? (Скользящие дома могут переносить людей в различные места. Но как быть, если разным жителям нужно «ехать» в разные стороны? Как быть?
ТАКЖЕ СУЩЕСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ ТРИЗ, о которых мы расскажем коротко
- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается по возможности большее количество известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения, в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались.
Последовательность действий при морфологическом анализе:
1. Точно сформулировать проблему.
2. Определить важнейшие элементы.
3. Определить варианты исполнения элементов.
4. Занести их в таблицу.
5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
6. Выбрать оптимальный вариант.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
Метод ММЧ – уникален. Уникальность его в том, что с помощь него ребенку можно не только объяснить окружающие его явления, но и наглядно показать его изменения. Для моделирования будем использовать символических заместителей- маленьких человечков. Почему человечков, а не вещества, микробы, атомы? Потому что человечки могут думать, производить действия, вести себя по разному. Но во всем этом моделировании есть определенные правила, которым нужно следовать :
• Так как деревянные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством- держать форму, то они держаться за руки, руки опущены вниз.
• Человечки молока, чая, воды, киселя и т. д. - это человечки капельки, они принимают форму того сосуда, в котором их наливают. Эти человечки не держатся за руки, руки у них на поясе.
• Воздушные человечки постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят (газ, дым, пар, запах). Обозначения у них любые, главное чтобы они были в движении.
Для моделирования ребенку можно предложить не только картинки с изображением МЧ, но и кубики, где модель будет строиться картинкой к себе, а с другой стороны появится модель-загадка «Что там?»
Детям так же не можно предложить самим нарисовать изображение-обозначение МЧми.
Можно в роли М. Ч. использовать самих детей. Дети через движения, взаимодействие чувствуют перемены, переход из одной роли в другую, попутно идет отработка мимики, движений, жестов.
- Мышление по аналогии. Аналогии – инструмент, позволяющий активизировать все интеллектуальные способности человека и направить их на решение поставленной задачи, будь она творческой, или технической.
Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.
Цель применения этого приема – максимально расшевелить мозг, преодолеть психологическую инерцию, выйти за привычные рамки.
Например
Упражнение «Образ звука»
Выберите любой знакомый вам звук, например, шуршание конфетного фантика, и постарайтесь создать красочный, живой образ этого звука. Визуализация звука – дело непривычное, поэтому чтобы облегчить задачу, начните с ответов на следующие вопросы:
• Какие эмоции вызывает у вас этот звук?
• На что он похож?
• Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите этот звук?
• Какого он цвета? Какие цветовые ощущения возникают у вас, когда вы слышите этот звук?
• Какой он на вкус?
• Какой он формы?
• Если бы звук был живым существом, то где бы он жил? Чем питался? Что делал?
В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.