Ольга Уварова
Семинар-практикум «Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Публикация «Семинар-практикум „Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Теоретическая часть.
- Свое выступление хотелось бы начать со слов В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл своими цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на “открытие нового”, которая развивает продуктивные формы мышления.
Задачи поисково- исследовательской деятельности :
• Создать условия для формирования у дошкольников познавательной активности;
• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
• Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы;
• Развивать познавательную инициативу дошкольников, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослыми;
• Расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.
Успешная реализация программы может быть благоприятной при условии создания оптимальной развивающей среды, а так же спокойной, доброжелательной атмосферы, в которой появятся задатки и способности воспитанников. Для этого в нашей группе для детей созданы :
Мини лаборатория, которая включает:
• Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты, микроскопы).
• Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы.
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки и листья деревьев, мох, семена и т. д.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
• Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
• Макеты бактерии, вируса, макет солнца и земли, насекомых, набор исследователя «Наука о море», глобус, «Робот- акробат», «НЛО со звуковым управлением», «Водяная ракета», дидактические игры.
В мини-лаборатории детей встречает робот Промобот.
В уголке представлены тематические альбомы, энциклопедии, познавательные книги. Картотеки игр-экспериментов и опытов, алгоритмы опытов.
2. Практическая часть.
В ходе изучения темы «Перелетные птицы», детям было предложено посмотреть видеоролик «Перелет птиц». (Познавательный мотив)
У Егора возник вопрос: Почему птицы могут летать?
От детей прозвучали ответы: Потому что у птиц есть крылья.
Мы выдвинули гипотезу : Птицы летают, потому что у них есть крылья.
Я последовала методике 3 вопросов:
1. Что мы знаем про это? (Птицы летают. У птиц есть крылья)
2. Почему птицы летают и что помогает им летать?
Воспитатель: Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно собрать всю доступную информацию о птицах и обработать ее, как это делают ученые.
3. Как вы думаете с чего начинает исследование ученый?
Перечисление методов исследования:
• Сначала надо подумать (Подумать самостоятельно);
• Спросить у родителей или другого человека;
• Посмотреть по ТV
• Попросить прочитать взрослых энциклопедию
• В интернете
• Понаблюдать
• Провести эксперимент
Воспитатель: Начинаем собирать материал. Что мы знаем о птицах?
Дети: Птицы летают, у них есть крылья.
Воспитатель: Что мы еще знаем?
Дети: Птица летает, потому что ей помогает лететь воздух
Дети: Птице помогают лететь ее крылья
Дети (Гордей) : Мы с мамой читали энциклопедию о строении оперения птиц.
Оказывается стержень у пера «пустой» (полый, в нем есть воздух, а перо состоит из маленьких волосков, которые соединяются между собой с помощью крючков.
Воспитатель: Давайте попробуем с вами узнать как воздух помогает лететь птице? Пройдите в лабораторию. (Дети переходят к столам).
Опыт 1: Возьмите на ладошку перо. Как можно доказать, что перо легкое и может летать?
Дети: нужно на него подуть (Дети берут перо и дуют на него.)
Воспитатель: - Что с ним происходит? ( Ответы детей: перо летает). Воспитатель: - Что мы делали? – Какое перо? ( Ответы детей: Мы дули воздухом на перо, оно легкое).
ВЫВОД: Воздух помогает летать легким предметам.
Воспитатель: А почему перья легкие?
Опыт 2: У вас на столе лежат маховые перья птиц. За что вы держите перо?
Дети: За стержень
Воспитатель: Обратите внимание какой он?
Дети: Стержень у пера «Пустой» (полый, в нем находится воздух.
Воспитатель: У вас на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Как с помощью этих пакетов мы можем доказать, что есть воздух? Дети предлагают варианты исследования. (Детям предлагается резким движением провести пакетом в воздухе и закрыть рукой пакет).
Воспитатель: Мы видим, что пакет надулся, а что же в пакете? ( Ответы детей: воздух)
ВЫВОД: воздух есть, стержень у перьев наполнен воздухом. Перья помогают птице быть легкой.
Опыт 3: Вы сказали, что птице помогают лететь ее крылья. Я даю вам ровный лист бумаги и смятый лист бумаги. Как мы можем доказать это?
(Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья). Воспитатель: - Какой лист бумаги летит дольше? Почему? ( Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает. Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?
ВЫВОД: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.
Воспитатель: Гордей сказал, что птицы имеют особенное строение перьев. В чем же их особенность?
Опыт 4: Воспитатель: - У вас на подносах перья птиц. Возьмите большое перышко. Как оно называется?
Дети: Маховое.
Воспитатель: Как можно проверить раскрывается перо птицы во время полета или нет?
Дети: нужно помахать им.
Воспитатель: Что происходит с волосками на пере?
( Ответы детей: волоски на пере не расходятся, сомкнуты).
Воспитатель: Дети возьмите пожалуйста лупу и рассмотрите перо под лупой. Какие особенности строения пера вы увидели?
( Ответы детей: видно крючки на волосках).
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны эти крючки?
Дети: чтобы перо не раскрывалось
ВЫВОД: Птице помогает лететь особенное строение пера. Чем длиннее и шире маховое перо, тем шире размах крыльев, птица дольше будет лететь. ИТОГ: Мы узнали почему птицы могут летать:
1. помогает птице воздух,
2. чем шире крылья, тем птица может дольше и выше лететь.
Итог семинара-практикума :
1. Расширил знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
2. Сформировал представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
3. Уточнил знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.