Марухина Наталия
Семинар-практикум «Современные подходы в воспитании детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»
Семинар - практикум
«Современные подходы в воспитании детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»
План семинара – практикума :
1. Теоретические аспекты воспитания дошкольников в соответствии с ФОП ДО, Марухина Н. Г., руководитель РМО музыкальных руководителей ДОУ Моздокского района;
Публикация «Семинар-практикум „Современные подходы в воспитании детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Практическая часть: игровые ситуации в ООД, практические задание для музыкальных руководителей.
3. Подведение итогов семинара.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитания дошкольников с учетом ФОП.
Задачи:
• Обобщать и повышать знания музыкальных руководителей по решению воспитательных задач дошкольников : усвоении детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций; формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретении социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений.
• Развивать практические умения музыкальных руководителей по применению методов воспитания, образовательных технологий (игровые, метод проектов).
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, человеку труда и старшему поколению; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания детей заключаются в усвоении детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество; в формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретении социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.
Решение задач по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, использованию исторического и культурного наследия для воспитания и образования детей, цифровая трансформация (масштабное внедрения информационно-телекоммуникационных технологий, адаптация в социуме детей с ОВЗ (через приобщение к культуре и раскрытие творческого потенциала личности) в работе музыкального руководителя ДОО возможно при обновлении методов воспитания и наполнении новым содержанием образовательных технологий.
Основной формой воспитания и обучения детей в работе музыкального руководителя является ООД. Воспитательный потенциал на музыкальных занятиях складывается из множества компонентов: психологический климат во время ООД; содержание учебного материала; методы и формы обучения; личность педагога. Этот потенциал может быть максимально эффективен при условии грамотного использования определённых подходов к проектированию и реализации воспитательного процесса.
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними. В ходе ООД дошкольники : усваивают знания, имеющие воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору.
Источником формирования у детей этических установок, личностных позиций и норм поведения становятся получение на музыкальном занятии информации о правилах поведения и коммуникации во время занятий, праздничных мероприятий, об авторах и содержании музыкальных произведениях (во время их прослушивания и исполнения, информации о традициях народного творчества, об истории возникновения государственных или региональных праздников, ознакомление с биографиями деятелей музыкальной культуры и т. д.
Решение задач создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности осуществляется на каждом занятии. Музыкальный руководитель видит и отмечает успехи детей, обеспечивает понимание детьми того, что личные и коллективные достижения являются воплощением национальных ценностей, что в их деятельности и результатах находят своё выражение традиции, которые выработало российское общество. На это должны быть направлены ритуалы и обращения к государственной и национальной символике в ходе церемоний награждения, проведения праздников, конкурсов, концертов и др.
Ключевой формой воспитания детей является организация их взаимодействий во время музыкально-ритмических упражнений, игр, танцев, других видах музыкальной деятельности, в подготовке и проведении праздников, выступлений в детском саду и социуме. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их активностей. В пении, коммуникативных танцах, подвижных музыкальных играх проявляются и развиваются личностные качества: нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Дети обозначают свое отношение к изучаемому материалу, к целям и результатам собственных действий, демонстрируют результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами (целеустремлённостью, дисциплинированностью, умением действовать в коллективе).
Педагогу следует продумать и запланировать особые методы и средства решения воспитательных задач в целях установления эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими; формирования доброжелательного отношения к сверстникам; построения воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка; обеспечения тесного взаимодействия с семьями обучающихся. В воспитательной деятельности с детьми используются методы воспитания : метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение, метод положительного примера (музыкального руководителя и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Для решения задач воспитания необходимо создавать и поддерживать определённые условия для социализации, самореализации, творчества детей. В этих целях в каждой дошкольной организации разработан календарный план воспитательной работы. Разработка календарного плана воспитательной работы подразумевает установление связей между содержанием программы и значимыми событиями (государственные, региональные, городские, внутрисадовские праздники и памятные даты). Участие детей в праздничных и досуговых мероприятиях способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Для обновления содержания методов обучения необходимо привлекать ресурсы учреждений культуры и образовательных организаций при сетевой форме реализации ООП ДОО и формировать единое культурно-образовательное пространство.
Перспективные технологии обучения
Игровые технологии
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО) особо подчеркивается, что игра занимает центральное место в жизни ребенка и музыкальный руководитель, учитывая воспитательный потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, максимально использует все варианты ее применения в образовательном процессе.
К сожалению, сюжеты современных детских игр не всегда соответствуют целям и задачам воспитания детей. Современная действительность характеризуется усиливающимися тенденциями разрушения дворовых разновозрастных сообществ, ограничением свободной активности детей, повышением запроса родителей на развивающие образовательные занятия. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость создание условий для игровой деятельности детей в детском саду. Обновление содержания игровой технологии обучения на музыкальных занятиях поможет решить вопросы воспитания дошкольников средствами музыки.
Игровые технологии – это обширная группа методов и приемов взаимодействия педагога с детьми в форме различных игр, отличающихся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом. Игровые технологии стимулируют активное участие обучающихся в процессе, превращая их из объекта в субъект познавательной деятельности.
Характеристика игровых технологий для детей дошкольного возраста :
1. Игровые ситуации организуются музыкальным руководителем, который ставит игровую задачу, задает воображаемую ситуацию и ведет ребенка к результату.
2. Создание воображаемой ситуации и принятие детьми игровой роли.
3. Наличие и выполнение правил/заданий, «зашитых» в роли и образе.
4. Использование игровых ситуаций, моделирующих разные жизненные и воображаемые истории.
5. Перенос игровых моделей решения задач, форм поведения в самостоятельную деятельность ребенка и закрепление в разных жизненных ситуациях.
Конкретизация содержания этапов
На этапе создания целостной воображаемой ситуации важно создать у ребенка мотивацию и интерес к заданию, задаче, сформировать личностный смысл заданной деятельности. Можно подобрать соответствующие игровые образы, персонажи, ситуацию.
На этапе решения образовательных задач взрослый предлагает ребенку наглядное, игровое решение задачи, а роль обеспечивает принятие образца и усвоение. На этом этапе могут использоваться дидактические, подвижные, имитационные, сюжетно-ролевые игры. Важно, что образовательные задачи решаются в рамках игрового моделирования.
На этапе присвоения и закрепления целостных форм поведения происходит перенос навыка в повседневную жизнь, самостоятельную творческую и познавательную деятельность. Для детей до 3–5,5 лет целесообразно сохранять образ как поведенческий ориентир. Для детей 6–7 лет в реальной ситуации выделяются прямые правила реализации целостных форм поведения.
Таким образом, используя предложенный алгоритм создания и совершенствования игровых технологий, педагог может решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, получая результат, соответствующий поставленной цели.
Игровая ситуация «Чебурашка пришел в детский сад»
Образ. Чебурашка, которому дети рассказывают о родном городе.
Роли: экскурсовод, водитель транспорта, кассир, кондуктор, Чебурашка.
Проблема. Что интересного в нашем городе?
Способы актуализации технологии. Через проигрывание ситуации помощи Чебурашке, который приехал к детям в город в гости, формируется интерес к родному городу, гордость за родной город способность увидеть знакомые места с позиции их исторической и патриотической значимости.
Моделирование технологии. Воображаемая ситуация: к детям в гости приходит Чебурашка (можно актуализировать персонаж через видеофрагменты из художественного фильма) и просит их рассказать про родной город. Задает вопросы об исторических местах города с позиции «незнающего», а детям предоставляется позиция компетентных знатоков.
Игра состоит из двух частей. Перед игрой готовятся иллюстрации достопримечательностей родного города.
Первая часть. Дети показывают Чебурашке иллюстрации и рассказывают о достопримечательностях.
Вторая часть. Воспитатель организует игру : экскурсия. Все дети отправляются на экскурсию. Кто-то изображает экскурсовода, кто-то кассира, кондуктора, водителя транспорта. В ходе экскурсии дети исполняют муз. - ритмическое упражнение «Марш», «Бег», «Хороводный шаг», песню «Прогулка» муз. и сл. Л. Филатовой (иллюстрации «роща», «площадь»); песню «Наш Коста» муз. и сл. С. Гарбузян (иллюстрация «аллея писателей в Парке Победы, памятник Коста Хетагурову»); слушание «Терек» Р. Цорионти (иллюстрация «река Терек», слушание песен военных лет (иллюстрация «вечный огонь», игра «Летчики, на аэродром» (иллюстрация «памятник «самолет»»).
Варианты развития темы: Чебурашка заблудился, Чебурашка хочет пожить в детском саду, узнать о нашем городе.
1. Актуализация полученных представлений в реальной жизни. Обсуждать в повседневной жизни: что дети хотели бы показать/рассказать Чебурашке; какую песню спеть, какой исполнить танец, какой игре хотели бы научить.
Игровая ситуация «В моздокском лесу»
1. Задача музыкального развития согласно ФОП ДО: способствовать дальнейшему развитию певческих навыков. Формировать чувство любви к родной природе.
2. Подготовка и реализация игровой технологии.
Образ. Детям предлагается выполнить роли вокальных исполнителей, помочь сказочнице (музыкальному руководителю) рассказать вокальную сказку, спеть голосом.
Роли: Сказочница (педагог) и ее помощники (дети).
Проблема. Как можно рассказать музыкальную сказку о родной природе?
Моделирование технологии. Сказочница предлагает детям сочинить сказку, только сказку не простую, а музыкальную. Дети помогут Сказочнице ее спеть (в тех местах, где стоят точки, музыкальный руководитель делает паузу, а дети голосом исполняют вокальные примеры - импровизации). Сказочница (музыкальный руководитель) : «Наступило утро. Выглянуло солнышко. Сначала оно своим первым лучом разбудило птиц в моздокском лесу – … Застучал дятел –. , запела кукушка –. , послышалось пение иволги –. Затем солнышко ласково – дотронулось до ручейка, и он весело зажурчал – … Побежал ручеек к Реке Терек - … А на реке спокойно бежит вода - … Разбудило солнышко теплый ветерок, и он тут же зашумел в зеленых листьях деревьев – …. Потом ветерок качнул маленькие лиловые колокольчики, и они запели свою песенку… Ну вот ветер усилился -, пригнал тучи, и пошел дождик –. Потом тучка ушла, вновь выглянуло солнышко, застрекотали кузнечики –. , загудели шмели –. , запели птицы –. , весь моздокский лес запел – … Замечательная у нас получилась сказка».
Способы актуализации технологии. Формулировка проблемной задачи, постановка проблемно-игровой ситуации, разработка подсказок, условий по ходу игровой ситуации, формулировка вопросов детям.
3. Актуализация полученных представлений в реальной жизни. Проявляет любовь к родному краю. Проявляет творческую активность и интерес певческой деятельности в самостоятельной деятельности и в ходе досугов и развлечений. Во время пения поет спокойно, без крика, без напряжения.
Метод проектов
В детских сада активно применяется метод проектов. Участие в проектах способствует формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. Воспитательное значение активностей детей наиболее наглядно проявляется в социальных проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической, патриотической деятельности.
Примерный перечень совместных медиапроектов с участием музыкального руководителя, родителей и детей дошкольного возраста, направленных на духовно-нравственное воспитание, развитие познавательных и творческих
способностей, актуальной и потенциальной одаренности ребенка
Тема: «Мама, папа, я – музыкальная семья»
Форма проведения проекта: конкурс семейных музыкальных выступлений в режиме видеоконференций;
Цель: поддержка взаимодействия с семьей и воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста через реализацию совместных медиапроектов
Задачи: освоение цифрового образовательного пространства,
Форма реализации медиапроекта: размещение видео, аудио на сайте ДОО и социальных сетях.
Тема: «Музыка Осетии»
Цель проекта: воспитывать уважительное отношение к своей республике, к людям разных национальностей, проживающим на территории Осетии,их культурному наследию. Поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в произведениях музыкального искусства.
Форма реализации медиапроекта: цифровые/видео экскурсии по учреждениям культуры, праздничным мероприятиям родного города, края;
Тема: «Подвиг героев (от былинных богатырей до наших дней)» : «День Защитников
Отечества», «День Победы»
Цель проекта: знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны.
Форма реализации медиапроекта: выступления воспитанников (представленных в любом виде медиатехнологий) в цифровом пространстве (сайт ДОО, соцсети и т. д.)
Фестиваль «Наши таланты», «Лесенка успеха»; «Мир моих увлечений»
Цель медиапроекта: выявление и поддержка одаренных детей.
Задача: организация и проведение праздника, на котором дети представляют свои умения в разных областях: хореография, вокал, игра на музыкальном инструменте и т. д.
Форма реализации медиапроекта: праздник с фото и видео фиксацией, награждение участников. Размещение материалов фестиваля в цифровой среде ДОО и соцсетях
Форма реализации медиапроекта: создание цифровой творческой работы с последующим просмотром
Медиаобразование и воспитание дошкольников
Развитие информационных технологий и становление нового информационного общества способствует обновлению традиционной системы образования. Вследствие системного возрастания роли медиа в обществе появляются новые направления в педагогике. Таковым в последние десятилетия является медиаобразование.
Сформированная в процессе медиаобразования медиаграмотность/медиакомпетентность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры.
Медиаобразовательная среда – культурно-образовательная среда, основными объектами взаимодействия в которой являются электронно - образовательные ресурсы (ЭОР, преимущественно, в форме мультимедиа (система современных аппаратных и программных средств, позволяющих работать в интерактивном режиме с текстом, графикой, звуком и изображением в едином комплексе).
В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечено, что Правительству Российской Федерации к 2024 году необходимо обеспечить: «. создание условий для развития детей в возрасте от 0 до 7 лет, реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование с ориентацией на ресурсы медиа и средства массовой коммуникации».
Отвечая запросам информационного общества и научно технического прогресса, в современных дошкольных образовательных учреждениях для развития детей уже применяются медийные и интерактивные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы воспитания и получения знаний, игровые технологии с применением цифровых устройств и т. д.
Необходимо добавить, что дошкольники сталкиваются с постоянно растущим потоком информации от неконтролируемого использования средств мультимедиа. Следовательно, возникает необходимость обучать детей дошкольного возраста грамотному общению с современными медиа. Поэтому в дошкольном образовании должна предоставляться помощь ребенку в овладении основами информационной культуры.
Применение медийных и интерактивных технологий, проектной деятельности поможет приобщить ребенка к семейным ценностям и воспитать духовно-нравственные качеств личности, развить творческие способности ребенка.
В образовательной деятельности ДОО могут применяться:
демонстрация мультимедийных презентаций;
игры в дополненной реальности (интерактивные столы, интерактивный пол);
просмотр отрывков из мультипликационных фильмов;
создание вместе с детьми собственных мультипликационных фильмов с использованием мультстудии;
использование цифровых изображений для оформления игровых замыслов;
применение развивающих компьютерных игр;
создание цифровых фотоколлажей из жизни группы или ДОО, семьи и другие.
Форматы цифрового контента для детей дошкольного возраста
В области дошкольного образования рекомендовано использовать следующие форматы цифрового контента: Образовательный (Education); Развлекательный (Entertainment); Образовательно-развлекательный (Edutainment).
Итоги
Основные направления обновления образовательных технологий: активизация образовательной деятельности обучающихся, когда преобладающая роль отводится практико-ориентированным методам, стимулирующим инициативу и самостоятельность обучающихся (исследовательская деятельность, метод проектов, индивидуализация образовательного процесса, в том числе разработка (совместное с обучающимися определение образовательных целей и результатов) и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
расширенное использования игровых технологий (ролевые игры, моделирование ситуаций,
включение обучающегося в образовательные программы в качестве помощника педагога; консультанта, наставника для младших обучающихся и сверстников;
использование технологий неформального общения участников образовательных отношений (конструирование клубных пространств);
реализация форматов, предусматривающих взаимодействие детей и взрослых в качестве обучающихся, в том числе ориентированных на семьи (семейные клубы и др.);
использование технологии социального проектирования, в основе которого лежит взаимодействие с местным сообществом, предполагающее вовлечение обучающихся в общественные мероприятия. Участие в общественных мероприятиях поможет детям лучше понять, как навыки, которые они осваивают, могут быть применены к ситуациям в повседневной жизни. Такой подход усиливают мотивацию и одновременно формирует гражданскую идентичность, чувство солидарности;
использование сетевых информационно-коммуникационных технологий (реализация сетевых проектов по обмену информацией (знаниями, совместное творчество (исследование и проектирование);
использование технологий группового (социального) действия и событийной педагогики (флешмобы, акции).
Набирают скорость «цифровые социальные инновации», основанные на совместной работе в интернет пространстве, на базе онлайн-платформ: совместное творчество, массовые открытые онлайн-конкурсы, открытые мастерские для творчества и другие.