Папки-передвижки

Семинар-практикум «Современные подходы в воспитании детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»

Марухина Наталия
Семинар-практикум «Современные подходы в воспитании детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»

Семинар - практикум

«Современные подходы в воспитании детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»

План семинара – практикума :

1. Теоретические аспекты воспитания дошкольников в соответствии с ФОП ДО, Марухина Н. Г., руководитель РМО музыкальных руководителей ДОУ Моздокского района;

Публикация «Семинар-практикум „Современные подходы в воспитании детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность“» размещена в разделах

2. Практическая часть: игровые ситуации в ООД, практические задание для музыкальных руководителей.

3. Подведение итогов семинара.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитания дошкольников с учетом ФОП.

Задачи:

• Обобщать и повышать знания музыкальных руководителей по решению воспитательных задач дошкольников : усвоении детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций; формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретении социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений.

• Развивать практические умения музыкальных руководителей по применению методов воспитания, образовательных технологий (игровые, метод проектов).

В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, человеку труда и старшему поколению; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания детей заключаются в усвоении детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество; в формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретении социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.

Решение задач по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, использованию исторического и культурного наследия для воспитания и образования детей, цифровая трансформация (масштабное внедрения информационно-телекоммуникационных технологий, адаптация в социуме детей с ОВЗ (через приобщение к культуре и раскрытие творческого потенциала личности) в работе музыкального руководителя ДОО возможно при обновлении методов воспитания и наполнении новым содержанием образовательных технологий.

Основной формой воспитания и обучения детей в работе музыкального руководителя является ООД. Воспитательный потенциал на музыкальных занятиях складывается из множества компонентов: психологический климат во время ООД; содержание учебного материала; методы и формы обучения; личность педагога. Этот потенциал может быть максимально эффективен при условии грамотного использования определённых подходов к проектированию и реализации воспитательного процесса.

Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними. В ходе ООД дошкольники : усваивают знания, имеющие воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору.

Источником формирования у детей этических установок, личностных позиций и норм поведения становятся получение на музыкальном занятии информации о правилах поведения и коммуникации во время занятий, праздничных мероприятий, об авторах и содержании музыкальных произведениях (во время их прослушивания и исполнения, информации о традициях народного творчества, об истории возникновения государственных или региональных праздников, ознакомление с биографиями деятелей музыкальной культуры и т. д.

Решение задач создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности осуществляется на каждом занятии. Музыкальный руководитель видит и отмечает успехи детей, обеспечивает понимание детьми того, что личные и коллективные достижения являются воплощением национальных ценностей, что в их деятельности и результатах находят своё выражение традиции, которые выработало российское общество. На это должны быть направлены ритуалы и обращения к государственной и национальной символике в ходе церемоний награждения, проведения праздников, конкурсов, концертов и др.

Ключевой формой воспитания детей является организация их взаимодействий во время музыкально-ритмических упражнений, игр, танцев, других видах музыкальной деятельности, в подготовке и проведении праздников, выступлений в детском саду и социуме. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их активностей. В пении, коммуникативных танцах, подвижных музыкальных играх проявляются и развиваются личностные качества: нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Дети обозначают свое отношение к изучаемому материалу, к целям и результатам собственных действий, демонстрируют результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами (целеустремлённостью, дисциплинированностью, умением действовать в коллективе).

Педагогу следует продумать и запланировать особые методы и средства решения воспитательных задач в целях установления эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими; формирования доброжелательного отношения к сверстникам; построения воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка; обеспечения тесного взаимодействия с семьями обучающихся. В воспитательной деятельности с детьми используются методы воспитания : метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение, метод положительного примера (музыкального руководителя и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

Для решения задач воспитания необходимо создавать и поддерживать определённые условия для социализации, самореализации, творчества детей. В этих целях в каждой дошкольной организации разработан календарный план воспитательной работы. Разработка календарного плана воспитательной работы подразумевает установление связей между содержанием программы и значимыми событиями (государственные, региональные, городские, внутрисадовские праздники и памятные даты). Участие детей в праздничных и досуговых мероприятиях способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.

Для обновления содержания методов обучения необходимо привлекать ресурсы учреждений культуры и образовательных организаций при сетевой форме реализации ООП ДОО и формировать единое культурно-образовательное пространство.

Перспективные технологии обучения

Игровые технологии

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО) особо подчеркивается, что игра занимает центральное место в жизни ребенка и музыкальный руководитель, учитывая воспитательный потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, максимально использует все варианты ее применения в образовательном процессе.

К сожалению, сюжеты современных детских игр не всегда соответствуют целям и задачам воспитания детей. Современная действительность характеризуется усиливающимися тенденциями разрушения дворовых разновозрастных сообществ, ограничением свободной активности детей, повышением запроса родителей на развивающие образовательные занятия. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость создание условий для игровой деятельности детей в детском саду. Обновление содержания игровой технологии обучения на музыкальных занятиях поможет решить вопросы воспитания дошкольников средствами музыки.

Игровые технологии – это обширная группа методов и приемов взаимодействия педагога с детьми в форме различных игр, отличающихся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом. Игровые технологии стимулируют активное участие обучающихся в процессе, превращая их из объекта в субъект познавательной деятельности.

Характеристика игровых технологий для детей дошкольного возраста :

1. Игровые ситуации организуются музыкальным руководителем, который ставит игровую задачу, задает воображаемую ситуацию и ведет ребенка к результату.

2. Создание воображаемой ситуации и принятие детьми игровой роли.

3. Наличие и выполнение правил/заданий, «зашитых» в роли и образе.

4. Использование игровых ситуаций, моделирующих разные жизненные и воображаемые истории.

5. Перенос игровых моделей решения задач, форм поведения в самостоятельную деятельность ребенка и закрепление в разных жизненных ситуациях.

Конкретизация содержания этапов

На этапе создания целостной воображаемой ситуации важно создать у ребенка мотивацию и интерес к заданию, задаче, сформировать личностный смысл заданной деятельности. Можно подобрать соответствующие игровые образы, персонажи, ситуацию.

На этапе решения образовательных задач взрослый предлагает ребенку наглядное, игровое решение задачи, а роль обеспечивает принятие образца и усвоение. На этом этапе могут использоваться дидактические, подвижные, имитационные, сюжетно-ролевые игры. Важно, что образовательные задачи решаются в рамках игрового моделирования.

На этапе присвоения и закрепления целостных форм поведения происходит перенос навыка в повседневную жизнь, самостоятельную творческую и познавательную деятельность. Для детей до 3–5,5 лет целесообразно сохранять образ как поведенческий ориентир. Для детей 6–7 лет в реальной ситуации выделяются прямые правила реализации целостных форм поведения.

Таким образом, используя предложенный алгоритм создания и совершенствования игровых технологий, педагог может решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, получая результат, соответствующий поставленной цели.

Игровая ситуация «Чебурашка пришел в детский сад»

Образ. Чебурашка, которому дети рассказывают о родном городе.

Роли: экскурсовод, водитель транспорта, кассир, кондуктор, Чебурашка.

Проблема. Что интересного в нашем городе?

Способы актуализации технологии. Через проигрывание ситуации помощи Чебурашке, который приехал к детям в город в гости, формируется интерес к родному городу, гордость за родной город способность увидеть знакомые места с позиции их исторической и патриотической значимости.

Моделирование технологии. Воображаемая ситуация: к детям в гости приходит Чебурашка (можно актуализировать персонаж через видеофрагменты из художественного фильма) и просит их рассказать про родной город. Задает вопросы об исторических местах города с позиции «незнающего», а детям предоставляется позиция компетентных знатоков.

Игра состоит из двух частей. Перед игрой готовятся иллюстрации достопримечательностей родного города.

Первая часть. Дети показывают Чебурашке иллюстрации и рассказывают о достопримечательностях.

Вторая часть. Воспитатель организует игру : экскурсия. Все дети отправляются на экскурсию. Кто-то изображает экскурсовода, кто-то кассира, кондуктора, водителя транспорта. В ходе экскурсии дети исполняют муз. - ритмическое упражнение «Марш», «Бег», «Хороводный шаг», песню «Прогулка» муз. и сл. Л. Филатовой (иллюстрации «роща», «площадь»); песню «Наш Коста» муз. и сл. С. Гарбузян (иллюстрация «аллея писателей в Парке Победы, памятник Коста Хетагурову»); слушание «Терек» Р. Цорионти (иллюстрация «река Терек», слушание песен военных лет (иллюстрация «вечный огонь», игра «Летчики, на аэродром» (иллюстрация «памятник «самолет»»).

Варианты развития темы: Чебурашка заблудился, Чебурашка хочет пожить в детском саду, узнать о нашем городе.

1. Актуализация полученных представлений в реальной жизни. Обсуждать в повседневной жизни: что дети хотели бы показать/рассказать Чебурашке; какую песню спеть, какой исполнить танец, какой игре хотели бы научить.

Игровая ситуация «В моздокском лесу»

1. Задача музыкального развития согласно ФОП ДО: способствовать дальнейшему развитию певческих навыков. Формировать чувство любви к родной природе.

2. Подготовка и реализация игровой технологии.

Образ. Детям предлагается выполнить роли вокальных исполнителей, помочь сказочнице (музыкальному руководителю) рассказать вокальную сказку, спеть голосом.

Роли: Сказочница (педагог) и ее помощники (дети).

Проблема. Как можно рассказать музыкальную сказку о родной природе?

Моделирование технологии. Сказочница предлагает детям сочинить сказку, только сказку не простую, а музыкальную. Дети помогут Сказочнице ее спеть (в тех местах, где стоят точки, музыкальный руководитель делает паузу, а дети голосом исполняют вокальные примеры - импровизации). Сказочница (музыкальный руководитель) : «Наступило утро. Выглянуло солнышко. Сначала оно своим первым лучом разбудило птиц в моздокском лесу – … Застучал дятел –. , запела кукушка –. , послышалось пение иволги –. Затем солнышко ласково – дотронулось до ручейка, и он весело зажурчал – … Побежал ручеек к Реке Терек - … А на реке спокойно бежит вода - … Разбудило солнышко теплый ветерок, и он тут же зашумел в зеленых листьях деревьев – …. Потом ветерок качнул маленькие лиловые колокольчики, и они запели свою песенку… Ну вот ветер усилился -, пригнал тучи, и пошел дождик –. Потом тучка ушла, вновь выглянуло солнышко, застрекотали кузнечики –. , загудели шмели –. , запели птицы –. , весь моздокский лес запел – … Замечательная у нас получилась сказка».

Способы актуализации технологии. Формулировка проблемной задачи, постановка проблемно-игровой ситуации, разработка подсказок, условий по ходу игровой ситуации, формулировка вопросов детям.

3. Актуализация полученных представлений в реальной жизни. Проявляет любовь к родному краю. Проявляет творческую активность и интерес певческой деятельности в самостоятельной деятельности и в ходе досугов и развлечений. Во время пения поет спокойно, без крика, без напряжения.

Метод проектов

В детских сада активно применяется метод проектов. Участие в проектах способствует формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. Воспитательное значение активностей детей наиболее наглядно проявляется в социальных проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической, патриотической деятельности.

Примерный перечень совместных медиапроектов с участием музыкального руководителя, родителей и детей дошкольного возраста, направленных на духовно-нравственное воспитание, развитие познавательных и творческих

способностей, актуальной и потенциальной одаренности ребенка

Тема: «Мама, папа, я – музыкальная семья»

Форма проведения проекта: конкурс семейных музыкальных выступлений в режиме видеоконференций;

Цель: поддержка взаимодействия с семьей и воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста через реализацию совместных медиапроектов

Задачи: освоение цифрового образовательного пространства,

Форма реализации медиапроекта: размещение видео, аудио на сайте ДОО и социальных сетях.

Тема: «Музыка Осетии»

Цель проекта: воспитывать уважительное отношение к своей республике, к людям разных национальностей, проживающим на территории Осетии,их культурному наследию. Поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в произведениях музыкального искусства.

Форма реализации медиапроекта: цифровые/видео экскурсии по учреждениям культуры, праздничным мероприятиям родного города, края;

Тема: «Подвиг героев (от былинных богатырей до наших дней)» : «День Защитников

Отечества», «День Победы»

Цель проекта: знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны.

Форма реализации медиапроекта: выступления воспитанников (представленных в любом виде медиатехнологий) в цифровом пространстве (сайт ДОО, соцсети и т. д.)

Фестиваль «Наши таланты», «Лесенка успеха»; «Мир моих увлечений»

Цель медиапроекта: выявление и поддержка одаренных детей.

Задача: организация и проведение праздника, на котором дети представляют свои умения в разных областях: хореография, вокал, игра на музыкальном инструменте и т. д.

Форма реализации медиапроекта: праздник с фото и видео фиксацией, награждение участников. Размещение материалов фестиваля в цифровой среде ДОО и соцсетях

Форма реализации медиапроекта: создание цифровой творческой работы с последующим просмотром

Медиаобразование и воспитание дошкольников

Развитие информационных технологий и становление нового информационного общества способствует обновлению традиционной системы образования. Вследствие системного возрастания роли медиа в обществе появляются новые направления в педагогике. Таковым в последние десятилетия является медиаобразование.

Сформированная в процессе медиаобразования медиаграмотность/медиакомпетентность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры.

Медиаобразовательная среда – культурно-образовательная среда, основными объектами взаимодействия в которой являются электронно - образовательные ресурсы (ЭОР, преимущественно, в форме мультимедиа (система современных аппаратных и программных средств, позволяющих работать в интерактивном режиме с текстом, графикой, звуком и изображением в едином комплексе).

В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечено, что Правительству Российской Федерации к 2024 году необходимо обеспечить: «. создание условий для развития детей в возрасте от 0 до 7 лет, реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование с ориентацией на ресурсы медиа и средства массовой коммуникации».

Отвечая запросам информационного общества и научно технического прогресса, в современных дошкольных образовательных учреждениях для развития детей уже применяются медийные и интерактивные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы воспитания и получения знаний, игровые технологии с применением цифровых устройств и т. д.

Необходимо добавить, что дошкольники сталкиваются с постоянно растущим потоком информации от неконтролируемого использования средств мультимедиа. Следовательно, возникает необходимость обучать детей дошкольного возраста грамотному общению с современными медиа. Поэтому в дошкольном образовании должна предоставляться помощь ребенку в овладении основами информационной культуры.

Применение медийных и интерактивных технологий, проектной деятельности поможет приобщить ребенка к семейным ценностям и воспитать духовно-нравственные качеств личности, развить творческие способности ребенка.

В образовательной деятельности ДОО могут применяться:

демонстрация мультимедийных презентаций;

игры в дополненной реальности (интерактивные столы, интерактивный пол);

просмотр отрывков из мультипликационных фильмов;

создание вместе с детьми собственных мультипликационных фильмов с использованием мультстудии;

использование цифровых изображений для оформления игровых замыслов;

применение развивающих компьютерных игр;

создание цифровых фотоколлажей из жизни группы или ДОО, семьи и другие.

Форматы цифрового контента для детей дошкольного возраста

В области дошкольного образования рекомендовано использовать следующие форматы цифрового контента: Образовательный (Education); Развлекательный (Entertainment); Образовательно-развлекательный (Edutainment).

Итоги

Основные направления обновления образовательных технологий: активизация образовательной деятельности обучающихся, когда преобладающая роль отводится практико-ориентированным методам, стимулирующим инициативу и самостоятельность обучающихся (исследовательская деятельность, метод проектов, индивидуализация образовательного процесса, в том числе разработка (совместное с обучающимися определение образовательных целей и результатов) и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;

расширенное использования игровых технологий (ролевые игры, моделирование ситуаций,

включение обучающегося в образовательные программы в качестве помощника педагога; консультанта, наставника для младших обучающихся и сверстников;

использование технологий неформального общения участников образовательных отношений (конструирование клубных пространств);

реализация форматов, предусматривающих взаимодействие детей и взрослых в качестве обучающихся, в том числе ориентированных на семьи (семейные клубы и др.);

использование технологии социального проектирования, в основе которого лежит взаимодействие с местным сообществом, предполагающее вовлечение обучающихся в общественные мероприятия. Участие в общественных мероприятиях поможет детям лучше понять, как навыки, которые они осваивают, могут быть применены к ситуациям в повседневной жизни. Такой подход усиливают мотивацию и одновременно формирует гражданскую идентичность, чувство солидарности;

использование сетевых информационно-коммуникационных технологий (реализация сетевых проектов по обмену информацией (знаниями, совместное творчество (исследование и проектирование);

использование технологий группового (социального) действия и событийной педагогики (флешмобы, акции).

Набирают скорость «цифровые социальные инновации», основанные на совместной работе в интернет пространстве, на базе онлайн-платформ: совместное творчество, массовые открытые онлайн-конкурсы, открытые мастерские для творчества и другие.

Публикации по теме:

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Современные подходы в воспитании детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 08:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД