Получи документы

Семинар-практикум «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Кристина Оратинская
Семинар-практикум «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание молодого поколения представляет собой одну из наиболее значительных задач современности. За последние годы наша страна претерпела значительные изменения, касающиеся как нравственных ценностей, так и отношения к историческим событиям. У детей наблюдаются искажения в понимании патриотизма, доброты и великодушия. В настоящее время материальные ценности зачастую преобладают над духовными. Тем не менее, трудности переходного периода не должны служить оправданием для прекращения патриотического воспитания. Нравственно-патриотическое воспитание является ключевым элементом общественного сознания, формирующим жизнеспособность любого общества и государства, а также обеспечивающим преемственность поколений. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте невозможно без привития уважения к духовным ценностям с самых ранних лет.

Детский сад выступает в роли пространства, где ребенок получает опыт значительного эмоционально-практического взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками в важнейших для его развития сферах жизни.

• любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории;

• уважение к людям других национальностей;

• знакомим детей с символами государства, историческими личностями;

• развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

Скажите, пожалуйста, с чего начинается любовь к Родине?

Да, любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, своему селу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание в современном обществе.

Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

• создание системы нравственно - патриотического воспитания;

• воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;

• формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

• воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;

• развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

• расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

• знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

• ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

• формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

• воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

Улучшение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений является важной задачей. Педагог должен четко осознавать, что именно следует продемонстрировать и рассказать детям, при этом материал должен быть не только исторически точным, но и адаптированным для восприятия детьми.

Создание развивающей предметной среды также играет существенную роль. Как известно, мышление дошкольников имеет наглядно-образный характер, поэтому необходимо обогатить окружающую их среду предметами и материалами, которые помогут им лучше понять информацию, предоставляемую педагогом. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки, посвященные социально-нравственному воспитанию, которые знакомят детей с концепциями семьи, детского сада, родного города или села. В группах старшего дошкольного возраста предусмотрены уголки патриотического воспитания, которые содержат материалы, знакомящие детей с их городом, страной и государственной символикой.

Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, объединяющий близкие души под одной крышей, является основой соборного воспитания. Важно воспитать в детях уважение к семейным традициям, знание своей родословной и почитание старшего поколения.

Реализация данной системы нравственного воспитания невозможна без осознания традиций своей Родины и региона. Только с вовлечением всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей и социальных учреждений (музеев, школ, библиотек и других) — можно говорить об успешной реализации программы нравственно-патриотического воспитания в детских образовательных учреждениях.

Связь с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, формируя гордость за свой народ и поддерживая интерес к его культуре. Это особенно актуально в наше время!

Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Цель деловой игры:

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи.

• Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

• Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

• Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

• Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

• Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.

• Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.

Читаю стихотворение:

Родина – это слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком,

И на щечке родинка –

Это моя – Родина!

Тренинг на создание образа «Родина».

Предлагаю создать образ Родины.

• закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина» (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д.);

• подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).

Интересный исторический факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.

Возвращаясь к теме нашего семинара «Нравственно-патриотическое воспитание», следует подчеркнуть, что у каждого рода, как и у народа в целом, должно быть свое определенное место, свой участок Родины. Это та земля, откуда произрастает родовое древо. Такой участок должен передаваться по наследству и не подлежит продаже или обмену. В заповедях бога Перуна говорится: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо таким образом вы призовете на себя проклятие, и не будет вам прощения во все дни без остатка…».

При знакомстве детей с истоками народной культуры мы приобщаем их к культурному наследию русского народа. Знакомя их с фольклором, предметами старины и традициями, мы способствуем усвоению опыта наших предков.

Родина начинается со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц и поговорок. С раннего возраста ребенок воспринимает родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Оратинская Н. И. расскажет нам об использовании малых фольклорных форм при формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Игра: «Скажи иначе пословицу»

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) –

«Баба с возу – кобыле легче».

2. «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) –

«Глаза – зеркало души».

3. «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) –

«Язык до Киева доведёт».

4«. Разговорами риса не сваришь» (кит.) –

«Соловья баснями не кормят».

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Нарожняя Л. И. поделится опытом работы на тему: «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»

Большую роль в нравственно-патриотическом воспитании играет музыка.

Она способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, способна преобразовать его нравственный и духовный мир.

Более подробно об этом нам расскажет Тарасова Е. М.

Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает уникальное положение. Оно отражает самобытность, поэтичность, творческую фантазию, образное мышление, а также мудрую простоту взглядов и чувств. Это искусство способствует формированию лучших черт народного характера, таких как смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу и Родине, честность, богатырская сила и оптимизм. Оно вносит значительный вклад в сокровищницу единой культуры российского народа. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством начинается в дошкольном возрасте и включает в себя изучение дымковской, каргопольской и филимоновской игрушек, богородской резьбы по дереву, русской матрешки, а также городецкой, хохломской и гжельской росписи.

Об этом более подробно нам расскажет Шевелева Л. В. (выступление на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с народной декоративно-прикладной росписью»).

Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

А что такое Родина?

Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь, и помогать своему государству изо всех сил. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу

Я горжусь своей страной, потому что…

Публикации по теме:

Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ»Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ» Педагогический совет "Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ" Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом проведения.

Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС»Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС» С целью систематизации знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников в ДОУ прошел педсовет.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Опубликовано: 27 ноября 2024 в 13:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Оратинская (УИ 3299430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД