Получи документы

Формы взаимодействия логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

Любовь Горшкова
Формы взаимодействия логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Формы взаимодействия логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

-Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Такой ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится».

Л. С. Белинсон

Публикация «Формы взаимодействия логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми» размещена в разделах

Взаимоотношения и сотрудничество учителя-логопеда с родителями сейчас особенно актуальны. На протяжении многих лет система специального дошкольного образования была изолирована от семьи. Все проблемы обучения и воспитания детей ложились на плечи педагогов дошкольных образовательных учреждений. Долгое время родители исключались из процесса обучения и воспитания детей. В настоящее время доказано, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Повышение результативности обучения возможно только при наличии целенаправленной, систематически спланированной комплексной работе учителя-логопеда и при осознанном и заинтересованном включении родителей в логопедическую работу.

Однако часто родители не уделяют внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Причины этого: родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Именно поэтому необходимо проводить с родителями просветительскую работу. Эта работа зависит от конкретной ситуации. Просветительская работа может проводиться в различных формах : выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, занятия-практикумы, организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий. Очень важно правильно и грамотно организовать знакомство с родителями на первом родительском собрании. На этом собрании логопед знакомит родителей с основными целями и задачами логопедической работы, рассказывает о системе логопедических занятий. Большое внимание необходимо уделить важности участия родителей в логопедической работе. Родителям необходимо сообщить, что логопедом будут проводиться практикумы и индивидуальные консультации, которые необходимо посещать всем родителям. Также необходимо рассказать, что дефекты речи не проходят сами собой, и ребенку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.

Для более эффективной работы родителям требуется информационная поддержка. Это осуществляется с помощью: специальных «логопедических уголков», информационных стендов, тематических выставок книг. Там выставляется: справочный материал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитию речи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Очень важно сообщить родителям как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиями и т. д.).

При работе с семьей необходимо помнить, что родители – самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса. Задача логопеда – помочь родителям стать полноправными участниками логопедической работы. Многолетний опыт работы позволил нам определить разнообразные формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков.

Сначала я определила для себя цели и задачи.

Цель: Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.

Задачи:

Информирование родителей о речевых нарушениях ребёнка.

• Ознакомление с содержанием работы с ребёнком в логопедической группе.

• Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребёнка.

Работу выстроила поэтапно :

Подготовительный:

• Диагностика речевого развития детей.

• Анкетирование родителей.

• Ознакомительная работа с родителями.

• Сбор анамнестических сведений о ребёнке.

• Индивидуальные беседы.

Практический:

Родительские собрания.

• Памятки по выполнению домашних заданий.

Работа с тетрадями домашних заданий.

• Тематические консультации.

• Конкурсы.

Итогово – аналитическая:

• Итоговая диагностика речевого развития детей.

• Награждение родителей грамотами в конкурсах.

• Анкетирование родителей «Оценивание работы логопедической группы».

Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями.

Традиционные формы работы учителя-логопеда с родителями :

родительские собрания;

• открытые занятия;

• консультации;

• беседы;

• опросы, тестирование, анкетирование;

информационные стенды в группе и в кабинете логопеда;

• семинары – практикумы и т. д. ;

• домашние задания.

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:

- газета дошкольного учреждения;

- общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;

- использование сайта детского сада.

Подробнее остановимся на некоторых, на наш взгляд, более эффективных формах работы.

1. Самая распространённая форма общения с родителями – беседа, ею пользуются все логопеды без исключения, и она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения.

2. Важную роль в комплексной работе с семьёй играет анкетирование родителей.

Анкета - замечательное средство привлечь внимание родителей к речи собственного ребёнка, прислушаться и оценить её, постараться определить трудности, возникающие у ребёнка в момент речевой активности. По полученным анкетным данным логопед делает вывод, ведётся ли работа в семье по преодолению речевых недостатков и насколько родители ориентированы на получении положительного результата, хотят ли они сотрудничать с ДОУ, готовы ли они к такому взаимодействию. После обработки анкет целесообразно провести с родителями консультацию.

3. Консультации предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций также определяется на весь учебный год. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций – «Выполнение домашнего задания», «Автоматизация звуков в домашних условиях», «Развитие связной речи у детей», «Знакомство с проведением артикуляционных упражнений» и др. Также на консультациях родители могут делиться опытом друг с другом.

4. Проводимые групповые родительские собрания в начале, середине и в конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Для этого в начале сентября, на родительском собрании логопед сообщает о целях и задачах своей работы, подробно рассказывает о фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушениях речи, о том, какой вид выявлен у того или иного ребёнка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы с ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы. Логопед сообщает родителям о тех, кто уже не нуждается в помощи специалиста, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы.

5. Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации. Эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. В группе вывешиваем информационные стенды, папки – передвижки ставим в уголках для родителей. В работе с детьми также широко используются вспомогательные наглядные средства: тематические выставки книг, пособия памятки, образцы выполненных заданий. Единственный недостаток этой формы в том, что некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают представленный материал, ссылаясь на занятость.

6. Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми приёмами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом и друг с другом, обязательно поиграют с ребёнком. Семинары-практикумы не только устанавливают партнёрские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения.

7. На наш взгляд, самой эффективной формой работы являются открытые фронтальные занятия. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребёнка в коллективе, это даёт возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.

8. Домашние задания. Каждый логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе. Действенным средством закрепления артикуляционных и произносительных навыков специалисты считают фонетический дневник. Фонетический дневник - это специальная тетрадь, в которой фиксируется динамика и содержание работы над звуками. Записи в дневнике учитель-логопед делает после каждого индивидуального занятия. Материал предлагается с постепенным усложнением, в соответствии с позицией отрабатываемого звука в словах. Все виды заданий из фонетического дневника прорабатываются сначала с воспитателем в группе после логопедического занятия, а потом дневник ребёнок забирает домой и работает над заданием с родителями. К следующему занятию дневник возвращается к логопеду. При этом родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребёнка, следить за его успехами, вносить свой вклад коррекционно- развивающий процесс.

Использование всего многообразия вышеперечисленных форм, методов работы с родителями как традиционных, так и нетрадиционных, конечно, не должно быть самоцелью. Гораздо важнее так качественно изменить содержание собраний, семинаров, бесед, чтобы родители услышали логопеда, захотели и смогли помочь своему ребёнку.

Рождение ребёнка – это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит – и историю мира.

Макаренко А. С.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с семьей в коррекционно-образовательном процессе в условиях ДОУ Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми Одной из важнейших задач коррекционно-логопедической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы взаимодействия логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми
Опубликовано: 5 мая 2015 в 18:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы взаимодействия логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Горшкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД