Ольга Полозова
Семинар-практикум «Речевая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум : "Речевая готовность к школе"
Цель: Способствовать формированию психологической и речевой готовности к школе детей
Задачи:
- Формирование мотивационной готовности к учебной деятельности;
- Расширение представлений родителей о требованиях к речевой готовности при поступлении в начальную школу;
Публикация «Семинар-практикум „Речевая готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Развитие произвольного поведения детей;
- Интеллектуальное развитие дошкольников;
- Развитие умения в домашних условиях грамотно организовывать для детей игры на обогащение фонематических, грамматических, лексических процессов
План мероприятия:
1. Психологическая готовность к школе.
2. Речевая готовность к школе.
3. Использование игровых технологий в условиях семьи.
4. Диагностика готовности детей к школе.
I. Психологическая готовность к школе.
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни». Так как же должен быть подготовлен ребенок к школе, какими качествами должен обладать, чтобы ему было легко при адаптации и дальнейшей учебе? Дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: Почему ты хочешь идти в школу, я столкнулась с тем, что часть детей хочет пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы как-то изменить свою жизнь, которая их не очень устраивает. Так, среди ответов встречаются следующие:
- В школе не надо будет спать днем.
- По дороге в школу я буду покупать вкусные пончики.
- В школе у меня появятся новые друзья.
- Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ездить одну по городу.
- Родители мне купят новую форму и тетради.
Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.
Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро, а также считать (и до скольки). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учительницей. Родители обеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе, иногда даже в нескольких подготовительных группах. Но дело в том, что в подготовительных к школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого класса. Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в первом классе облегчает его усвоение. А для детей среднего и тем более хорошего уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает интерес к учению.
Так что же, спросите вы, ребенка до школы не надо учить читать и считать? Конечно же надо, но только не на уроках в подготовительных группах, а дома, в непринужденной, часто в игровой обстановке, всячески стимулируя интерес малыша к овладению чтением и счетом. Благо сегодня существует множество развивающих книг, которые помогут родителям, а также бабушкам и дедушкам правильно заниматься с их чадом. Но главное в этих занятиях не переусердствовать. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша, если он больше не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться. Итак, я ответила на вопрос, надо ли учить ребенка читать и считать до школы. Но, повторяю, к психологической готовности к школьному обучению, от наличия которой зависит благополучие вашего ребенка в школе, это не имеет непосредственного отношения.
Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации; А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. b Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело.
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять задание. Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение ребенка. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок: - не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий; - не умеет работать по правилу; - не умеет работать по образцу; - нарушает дисциплину.
Проведенное мною исследование показало, что развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. Так, в основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель. То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали. С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия.
От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т. д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.
Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай и т. д. - это все транспорт, или средства передвижения.
Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т. д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т. д.
Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.
Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.
II. Понятие речевой готовности к школе :
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением всех фонетических групп. Даже таких сложных как свистящие звуки [с, с, з, з, ц]; шипящие звуки [ш, ж, ч, щ]; сонорные звуки [р, р, л, л].
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение различать звуки на слух.
Я предлагаю Вам, погрузиться в мир детей и поиграть в ответственные для их возраста мультимедийные игры.
Игры с родителями: Мультимедийное включение:
"Назови профессии людей" (подготовительная группа - занятие №1 (Multiple Choice);
"Игра в длинные - короткие слова" (старшая группа - занятие №7 (Hot Spaces);
- Умение делить слова на слоги, выделять ударный слог;
Дидактическая игра в "Зоопарк";
- Умение определять место звука в слове: МАК, КАША.
- Умение различать гласные и согласные звуки (6 гласных звуков);
- Умение определять последовательность звуков в слове: КОТ, ВОДА;
- Умение составлять из звуков слова: К-О-М;
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
Игры с родителями:
"Подбери слово к схеме". Интерактивная доска.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования:
- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных;
- умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …
Игры с родителями:
- Умение образовывать сложные слова. У каждого из вас лежат на столе карточки со словами, соедините два слова в одно, какое слово получилось: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;
СУХИЕ ФРУКТЫ ГАЗОМ СВАРИВАЕТ
КОФЕ ВАРИТ МЯСО РУБИТ
НА ПАРУ ВОЗИТ РЫБУ ЛОВИТ
МУСОР ВОЗИТ ПЫЛЬ СОСЕТ
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением:
- Умение пересказывать рассказ из 8-9 предложений, сохраняя последовательность и смысловые моменты;
- Умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
- Умение составлять рассказ по одной сюжетной картинки;
- Умение составлять рассказ-описание
Существует много игр и упражнений по развитию всех этих речевых процессов, которые педагоги используют на занятиях, в свободной деятельности, на прогулках. А родители могут выполнять, возвращаясь из детского сада.
III. Использование игровых технологий в условиях семьи.
"По дороге домой».
Это простые игры, не требующие материальных затрат, но очень эффективные в развитии детей.
Например : «Назови 5 предметов одежды, обуви, транспорта; 5 цветов, овощей» и т. д. Вы сразу увидите готовность ребёнка и процесс его мыслительных операций. В дальнейшем можно увеличить количество предметов. А также ввести элемент соревнования.
«Ты назови 5 грибов, а я 5 ягод».
Ребёнок должен видеть заинтересованность взрослого в ходе игр, живое участие. Вам очень понравится реакция детей на предложенные задания, на совместную игру.
Также играем по аналогии в образовании новых слов от существительных : «Это из чего сделано?», «Из чего сделан стол?», «Стол из дерева?», «Какой?» и т. д.
Животное – детёныш.
Профессии взрослых.
Антонимы.
Математические игры : счёт прямой и обратный, какое число больше или меньше.
Дорога пройдёт быстро и с пользой для ребёнка.
Также будущему первокласснику необходимо знать своё полное имя и фамилию, возраст, день рождения, домашний адрес, номер телефона, имя и отчество своих родителей, возраст братьев и сестёр. Различать времена года, месяца, дни недели. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Этому требованию соответствует много развивающего материала, а также тетради на развитие пространственной ориентации и мелкой моторики рук, что также значима для старшего дошкольника.
Необходимо, чтобы ребёнок правильно называл имена существительные во множественном числе. Порой мамы сами смеются, слыша, как ребёнок вместо «ведра» говорит «вёдры (ведров)» и неправильно ставит ударения в простых словах. Проверьте, могут ли дети объяснить разницу понятий «над-под», «впереди-сзади», «уже-шире».
Первоклассник должен различать основные геометрические фигуры, классифицировать предметы и растения, т. е. называть, чем они являются, давать одно обобщающее слово (мебель, одежда, посуда и т. д.).
Главное, чтобы ребёнок понимал, о чём его спрашивают, и давал не формальные, а осмысленные ответы.
Необходимо также продолжать читать книги детям, обсуждать содержание, отвечать на вопросы по тексту, пересказывать короткие сюжеты. Любой учитель начальной школы уверенно назовет детей своего класса, которым читали и читают вслух книжки. У этих ребят хорошо развита речь, они и сами будут любить читать.
Дети увлечены современными техническими средствами. Нельзя, как это не банально, смотреть телевизор более 30 минут. При просмотре нет развития мышления, затормаживается эмоциональная сфера человека.
Ребёнок постепенно становиться потребителем информации без стремления к собственной умственной работе, без навыков самостоятельной переработки информации, без познавательной активности.
Компьютерные игры и игровые приставки тренируют в основном скорость реакции ребёнка на определённые стимулы, немного тренируют внимание, но при продолжительной игре появляются нарастающие явления утомления и как следствие – истощение нервных процессов.
Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.
Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре : «хочу – делаю, хочу - нет».
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Сегодняшний тренинг я хочу закончить словами Леонида Абрамовича Венгера:
- «Быть готовым к школе уже сегодня – не значить уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
IV. Диагностика готовности детей к школе.
На данный момент педагогом-психологом проводится диагностика готовности детей к школе. Несколько методик направлены на изучение речевой готовности детей.
Цель: установить особенности устной речи, ее развернутость и связность.
Инструкция:
Рассмотри серию картинок и сложи их по порядку, составь рассказ по картинкам. Анализируя полученные данные можно сказать, что: 50% детей говорят связными предложениями, может дать развернутую характеристику объекта или явления; 38% детей в речи использует предложения или отдельные слова, заменяющие предложения; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;
9% детей почти не используют в речи предложения, произносятся в основном отдельные слова, ребенок испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления; 3% детей в речи в основном использует междометия и частицы, содержание высказывания улавливается с трудом.
Проводя диагностическое исследование готовности детей к школьному обучению, можно сделать вывод, что дети в основном готовы к школе.
Рефлексия на мероприятие:
Возьмите пожалуйста лист бумаги и ручку, письменно ответьте на вопросы ведущего:
- С какими чувствами, мыслями Вы уходите?
- Была ли полезна для Вас предоставленная информация?
- Ваши пожелания относительно семинара-практикума;
- Какие темы вы хотели бы еще обсудить?