Ольга Геркова
Семинар-практикум «Развитие эффективного взаимодействия педагога с воспитанниками в дошкольной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум
«Развитие эффективного взаимодействия педагога с воспитанниками в дошкольной организации»
- Как это Вам, Филипп Филиппович, удалось
подманить такого нервного пса?
- Лаской, лаской…
Единственным способом,
который возможен в обращении
с живым существом…
М. Булгаков. «Собачье Сердце»
Цель:
Публикация «Семинар-практикум „Развитие эффективного взаимодействия педагога с воспитанниками в дошкольной организации“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности.
Задачи:
• определить стратегии взаимодействия воспитателей и воспитанников;
• повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах общения и взаимодействия с воспитанниками.
• формировать коммуникативные навыки и умения.
• создавать условия для личностного роста педагогов и гармонизации отношений в контексте «взрослый – ребенок».
Предполагаемый результат:
Формирование у педагогов внутренней готовности к построению личностно – ориентированного взаимодействия с детьми. Создание позитивной установки на общение с детьми.
Дорогие коллеги, добрый день!
Сегодня мы поговорим о такой важной теме, как общение педагога с ребенком. Казалось- все тут ясно и понятно, что нового тут можно еще обсуждать? Да, действительно, я уверена, что многие из вас информацию сегодняшнюю от меня не первый раз услышат. Уверена- многое из того, что я расскажу- вам знакомо и известно.
Но, во-первых, освежим в памяти.
Во-вторых, дополним практическими упражнениям.
И, в-третьих, посмотрим на проблему с точки зрения современной психологии и педагогики, с учетом современных исследований и особенностей современных детей.
Итак, что такое эффективное общение? (ответы)
(далее по плану)
Дети отражают окружающий мир как в зеркале, поэтому на нас, педагогах, лежит большая ответственность. Какими видят нас дети- такими становятся они сами. Именно мы, взрослые, задаем тон в общении, и даем пример поведения человека в обществе.
Одна из первостепенных задач в работе современного педагога — формирование навыков эффективной коммуникации с ребенком, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова.
Приемы взаимодействия с ребенком должны быть психологически эффективными :
• слушать и понимать ребенка;
• взаимодействовать с ребенком без борьбы;
• научиться самому и научить ребенка справляться со своими чувствами, эмоциями;
• побудить его на положительные поступки.
Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога.
Вопросы к педагогам :
- Что такое способы эффективного общения? (Ответы педагогов)
Существующие способы эффективного общения, коммуникативные техники, обеспечивающие возможность конструктивного диалога, можно условно разделить на вербальные и невербальные.
Приведем некоторые из них.
Способы эффективного общения
Вербальные Невербальные
Активное слушание:
ситуация и слова ребенка
чувства ребенка
фраза взрослого (повторение слов ребенка) Отражение:
поза
жесты
мимика
Первый способ. Активное слушание.
- Когда ребенок расстроен, обижен или взволнован, то ему можно помочь, активно выслушав его.
Активно слушать – значит, возвращать ребенку в беседе то, что он вам рассказал, показывая при этом, что вы уважаете его чувства (в активном слушании важно определить чувства ребенка).
Схема активного слушания такова:
ситуация и слова ребенка; чувства ребенка; ответ взрослого.
Например:
Ребенок: – А, Коля меня сильно ударил!
(ситуация, слова ребенка). Обида, боль, гнев (чувства ребенка).
Педагог : – Коля тебя ударил и тебе очень больно (ответ взрослого).
В практической части мы потренируемся активному слушанию.
Второй способ. Отражение
Он означает присоединение к ребенку на невербальном уровне (используя позу, жесты, мимику). Этот способ поможет достичь взаимопонимания с ним. То есть, если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, использует «язык эмоций», внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится, а если наоборот, то взрослый не получит шанса установить контакт с ребенком.
В практической части вернемся к вербальным и невербальным способам общения.
Идея:
У каждого человека есть своя комфортная позиция - вести за собой или быть ведомым. Но, работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик.
Давайте подробнее остановимся на стилях воспитания по отношению к детям.
Современная система образования, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов, к проявлению их творческой индивидуальности.
У каждого из васесть свой индивидуальный стиль деятельности и руководства.
Выделяют три стиля профессионального общения: демократический, авторитарный и либеральный.
Демократический стиль воспитания
Взрослые, декларирующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не нарушаются.
Авторитарный стиль воспитания
Авторитарные взрослые добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и наказание - основные педагогические средства. В итоге формируется удобный, но неполноценный ребенок. Общие черты детей при таком воспитании - заниженная самооценка, неуверенность в себе.
Либеральный тип воспитания (его еще называют попустительским)
Либеральные взрослые почти не контролируют действия детей, все позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований, за исключением, быть может, тех случаев, когда возникает угроза жизни ребенка, физической травмы. Внешне привлекательное, на самом деле такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка. Такой тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделен вниманием.
Стиль взаимодействия со взрослым непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения.
Перед тем, как перейдем к практической части- приведу слова Антона Семеновича Макаренко: «Я убежден, что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение. Нужно уметь сказать так, чтобы в вашем слове дети почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться».
Способы эффективного общения.
Практическая часть.
Практическое упражнение 1. Участники разыгрывают несколько ситуаций из педагогического опыта (3 ситуации) по схеме активного слушания (6 человек для участия).
Ситуации:
1. Ребенок: «Маша сломала мой замок!».
2. Ребенок: «Я упал! АААА!»
3. Ребенок: «Не хочу рисовать! У меня не получится это яблоко!»
Вывод. Использование педагогом способа активного слушания способствует:
- снижению тревоги и ослаблению переживаний ребенка;
- повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним
Практическое упражнение 2 «Мимика педагога».
Участники делятся на две команды (по 4 чел).
Проблемная ситуация: «В группе детского сада идет занятие, дети заняты. Вдруг небольшая группа детей начинает шуметь и смеяться.»
Психолог раздает педагогам написанные на листах бумаги предполагаемые реакции взрослого и предлагает одному из участников команды изобразить мимикой реакцию «воспитателя», а участникам другой команды понять мимику и озвучить, то, что хотел сказать «воспитатель».
Перечень реакций «воспитателя» :
удивление («что случилось?»,
осуждение («кто это?»,
требование («перестаньте!»,
выжидание («я жду тишину»,
гнев («что это такое!»,
страдание («когда же это закончится?»).
Упражнение 3.
Какие же ошибки в общении воспитателя с воспитанниками, нельзя совершать?
1. Существует золотое правило – оценивать следует исключительно совершенные действия, но никак не личность воспитанника. Ребёнок, совершивший что-то нехорошее, должен узнать о том, что его поступок осуждают. Но ни один педагог не имеет право вешать на ребенка «ярлык».
2. Фразы типа «Петя – плохой мальчик!» находятся под категорическим запретом, потому что могут стать первым шагом на пути к неуверенности в себе, либо наоборот к негативизму и ответной агрессии.
Задание для педагогов : смягчить данные высказывания
Женя – ябеда
Коля – трус
Клава – жадина
Петя – сопливый
Толя – хилый
Игорь – лентяй
Оля – выскочка
Дима – толстый
Лёва – нытик
Аня – глупая
Упражнение 4.
Каквы считаете, что является одним из критериев невербального общения с детьми? (умение владеть своим голосом)
Предлагаю вам проверить, насколько это умение развито у вас.
Упражнение для педагогов. «Зайку бросила хозяйка…»
( цель: развитие умения педагогов управлять своим голосом).
Произнесение текста:
1. Шёпотом.
2. Волнообразно.
3. Как будто вы страшно замёрзли.
4. Как будто у вас во рту горячая картошка.
5. Как маленькая девочка.
Существуют такие понятия, как «чарма» - мягкий, успокаивающий голос, который не включает в себя психологическую защиту и «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон. Вы понимаете, что эффективность в общении приносит «чарма», поэтому нам с вами необходимо овладевать именно этим видом голоса.
5. Упражнение «Я-высказывание»
Как часто можно услышать высказывания взрослых: «Ну что у тебя за вид?», «Перестань тут ползать, ты мне мешаешь», «Почему ты опять ленишься, не убираешь за собой игрушки. Меня ждешь?» Таким деструктивным образом многие взрослые предпочитают говорить с ребенком, ругать его, стыдить, используя при этом «ТЫ – ВЫСКАЗЫВАНИЕ».
В подобных ситуациях рекомендовано пользоваться следующими правилами:
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Существует такое высказывание: «Если хочешь изменить поведение другого, следует, прежде всего, изменить себя».
Проявляя уважение к чувствам ребенка, в диалоге важно выражать свои потребности и желания. В какой форме мы их высказываем?
Существует техника речевого общения «Я-сообщение», которая имеет ряд преимуществ перед «Ты-сообщением».
«Я-высказывания» адресуются к ситуации, а не к личности ребенка, и оказываются эффективным средством воздействия на ребенка с целью изменения его поведения.
Пример ситуации: ребенок оставил разбросанные игрушки.
Решение ситуации с использованием «Я-высказывания» : «Когда я вижу разбросанные игрушки, то чувствую недовольство, и мне хочется, чтобы они были убраны».
Примеры от педагогов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Приложение 1. Памятка.
Правила взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста :
1. Уважение, доброжелательное отношение к каждому ребенку:
• ласковое обращение с улыбкой;
• внимание к настроению, желаниям, достижениям;
• поощрение самостоятельности.
2. Поощрение инициативы детей:
• внимательное выслушивание;
• доброжелательный ответ на вопросы и просьбы;
• избавление ребенка от негативных эмоций (успокоить).
3. Общение в позиции «глаза на одном уровне».
4. Формирование положительного отношения к сверстникам:
• собственное поведение (пример уважения ко всем детям);
• обращать внимание детей на эмоциональное состояние друг друга;
• помощь непопулярным детям при вхождении в детский коллектив;
• адекватная реакция на жалобы
5. Голос воспитателя не доминирует над голосом детей
6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при взаимодействии с ними :
• терпимое отношение к «трудным» детям;
• предложение вариантов поведения ребенка;
• тактичное указывание на ошибки;
• при контроле — учет индивидуальных особенностей;
• обращение к ребенку по имени;
• отклик на просьбы ребенка о совместной деятельности.
7. Поддержка положительного самоощущения ребенка:
• приветствуется высказывания детей о их мыслях и чувствах;
• преобладают поощрения;
• порицания относятся к действиям, а не к личности ребенка в целом;
• при порицании дается образец правильного действия;
• отмечаются достижения ребенка.
8. Дети находятся в поле зрения взрослого.
9. Воспитатель не прибегает к физическому наказанию детей.
10. Воспитатель не обзывает ребенка (даже в шутку).