Ольга Зинина
Семинар-практикум «Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций».
“Игра — путь детей к познанию мира,в котором они живут и который призваны изменить”. А. М. Горький
-В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
У современных детей дошкольного возраста наблюдаются некоторые речевые проблемы, которые затрудняют процесс формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я столкнулась с проблемами в речевом развитии детей :
1. Нарушение звукопроизношения.
2. Несформированность фонематического слуха (что в дальнейшем приводит к трудностям
формирования процессов письменной речи).
3. Фразовая речь ребенка зачастую состоит из простых распространенных предложений,
с неправильным употреблением окончаний.
4. Словарный запас ребенка находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети
не знают обобщающих понятий, родственных слов.
5. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении
рассказов по картинкам часто отмечается склонность к перечислению отдельных
предметов или действий.
6. Ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.
7. Дети не могут рассказывать, сочинять, описывать.
Главная речевая проблема у детей дошкольного возраста – несформированность навыков и умений эффективного игрового общения, неумение устанавливать эмоциональные, личностные контакты между сверстниками и взрослыми.
Поэтому я, как воспитатель дошкольного образовательного учреждения могу помочь в развитии разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах.
С этой целью я организовала в своей группе очень интересную игровую студию, которую назвала : «Игралочки-говорилочки». Работаю с детьми разных возрастных групп, начиная с младшего дошкольного возраста. Провожу игровые обучающие ситуации во второй половине дня. Длительность игровой обучающей ситуации зависит от возраста детей. (от 15 минут до 30 минут).
Цель работы:
Развитие речи дошкольников через полноценное игровое общение в игровых обучающих ситуациях.
Задачи:
1. Развитие связной речи у дошкольников.
2. Обогащение и активизация словаря дошкольника.
3. Формирование грамматически правильной речи дошкольников.
4. Воспитание звуковой культуры речи и культуры общения.
5. Формирование у детей навыков эффективного общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и взрослыми.
6. Подготовка к обучению грамоте.
- В своей работе я использую различные формы работы для речевого развития дошкольников :
Литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги-самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и т. д. Но наиболее эффективными формами речевого развития детей я считаю нетрадиционные формы.
Одной из таких форм работы по развитию речи дошкольников является - игровая обучающая ситуация (ИОС).
«Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у дошкольников в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности.
Игровые обучающие ситуации - одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые приобретаются в игровых обучающих ситуациях, помогут детям свободно употребить их и в самостоятельной деятельности.
Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый (педагог- воспитатель, так как именно воспитатель может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения.
К этим условиям можно отнести:
1. Обогащение детей впечатлениями об окружающем мире.
2. Привлечение внимания детей к содержанию деятельности и их взаимоотношениям (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т. д.)
3. Активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего в совместной.
Существует четыре вида игровых обучающих ситуаций :
1. Ситуация-иллюстрация.
2. Ситуация-упражнение.
3. Ситуация-проблема.
4. Ситуация-оценка.
В ситуациях-иллюстрациях мной, как воспитателем разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего я использую в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий я демонстрирую детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирую их навыки эффективного общения.
Кроме того, я успешно использую в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Теперь дети не только слушают и наблюдают, но и активно действуют. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет ; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС я начинаю использовать со средней группы.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях я, как воспитатель, привлекаю внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, дети находят выход своим чувствам и переживаниям, учатся осознавать и принимать их. Дети постепенно овладевают умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.
В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от воспитателя требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а конкретное содержание (сценарий, которое специально вносится в нее педагогом-воспитателем. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения.
Сценарий общения включает различные формы проведения ИОС:
1. Разговор воспитателя с детьми.
2. Игры-путешествия.
3. Игры-беседы.
4. Игры-драматизации.
5. Игры-импровизации.
В таких формах проведения игровых обучающих ситуаций в сценарий включаются изобразительная деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
При составлении сценариев активизирующего общения я стараюсь подбирать конкретный языковой материал, специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.
Составляя сценарии для игровых обучающих ситуаций, я предполагаю решить важные задачи:
Обеспечение коммуникативного развития детей.
Пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми.
В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это позволяет мне успешно реализовывать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики : - «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».
Тема: «Использование игровых обучающих ситуаций в развитии речи детей дошкольного возраста.»“Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить”.
А. М. Горький
-В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место.
У современных детей дошкольного возраста наблюдаются некоторые речевые проблемы, которые затрудняют процесс формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я столкнулась с проблемами в речевом развитии детей :
1. Нарушение звукопроизношения.
2. Несформированность фонематического слуха (что в дальнейшем приводит к трудностям
формирования процессов письменной речи).
3. Фразовая речь ребенка зачастую состоит из простых распространенных предложений,
с неправильным употреблением окончаний.
4. Словарный запас ребенка находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети
не знают обобщающих понятий, родственных слов.
5. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении
рассказов по картинкам часто отмечается склонность к перечислению отдельных
предметов или действий.
6. Ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.
7. Дети не могут рассказывать, сочинять, описывать.
Главная речевая проблема у детей дошкольного возраста – несформированность навыков и умений эффективного игрового общения, неумение устанавливать эмоциональные, личностные контакты между сверстниками и взрослыми.
Поэтому я, как воспитатель дошкольного образовательного учреждения могу помочь в развитии разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах.
С этой целью я организовала в своей группе очень интересную игровую студию, которую назвала : «Игралочки-говорилочки». Работаю с детьми разных возрастных групп, начиная с младшего дошкольного возраста. Провожу игровые обучающие ситуации во второй половине дня. Длительность игровой обучающей ситуации зависит от возраста детей. (от 15 минут до 30 минут).
Цель работы:
Развитие речи дошкольников через полноценное игровое общение в игровых обучающих ситуациях.
Задачи:
1. Развитие связной речи у дошкольников.
2. Обогащение и активизация словаря дошкольника.
3. Формирование грамматически правильной речи дошкольников.
4. Воспитание звуковой культуры речи и культуры общения.
5. Формирование у детей навыков эффективного общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и взрослыми.
6. Подготовка к обучению грамоте.
- В своей работе я использую различные формы работы для речевого развития дошкольников :
Литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги-самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и т. д. Но наиболее эффективными формами речевого развития детей я считаю нетрадиционные формы.
Одной из таких форм работы по развитию речи дошкольников является - игровая обучающая ситуация (ИОС).
«Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у дошкольников в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности.
Игровые обучающие ситуации - одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые приобретаются в игровых обучающих ситуациях, помогут детям свободно употребить их и в самостоятельной деятельности.
Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый (педагог- воспитатель, так как именно воспитатель может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения.
К этим условиям можно отнести:
1. Обогащение детей впечатлениями об окружающем мире.
2. Привлечение внимания детей к содержанию деятельности и их взаимоотношениям (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т. д.)
3. Активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего в совместной.
Существует четыре вида игровых обучающих ситуаций :
1. Ситуация-иллюстрация.
2. Ситуация-упражнение.
3. Ситуация-проблема.
4. Ситуация-оценка.
В ситуациях-иллюстрациях мной, как воспитателем разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего я использую в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий я демонстрирую детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирую их навыки эффективного общения.
Кроме того, я успешно использую в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Теперь дети не только слушают и наблюдают, но и активно действуют. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет ; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС я начинаю использовать со средней группы.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях я, как воспитатель, привлекаю внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, дети находят выход своим чувствам и переживаниям, учатся осознавать и принимать их. Дети постепенно овладевают умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.
В подготовительной к школе группе я использую ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от воспитателя требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а конкретное содержание (сценарий, которое специально вносится в нее педагогом-воспитателем. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения.
Сценарий общения включает различные формы проведения ИОС:
1. Разговор воспитателя с детьми.
2. Игры-путешествия.
3. Игры-беседы.
4. Игры-драматизации.
5. Игры-импровизации.
В таких формах проведения игровых обучающих ситуаций в сценарий включаются изобразительная деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
При составлении сценариев активизирующего общения я стараюсь подбирать конкретный языковой материал, специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.
Составляя сценарии для игровых обучающих ситуаций, я предполагаю решить важные задачи:
Обеспечение коммуникативного развития детей.
Пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми.
В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это позволяет мне успешно реализовывать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики : - «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».
Основное различие между обучающим занятием и ИОС состоит в том, что я, как воспитатель в ИОС выступаю как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Я уважаю право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций.
Речевые занятия преобразуются мной так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.
Используя в своей работе игровые обучающие ситуации я пришла к выводу, что игровые обучающие ситуации – эффективная форма совместной деятельности воспитателя и детей и имеет очень хорошие результаты:
Возрос уровень речевой активности детей.
Дети активно вступают в диалог.
Научились правильно задавать вопросы.
Слушать и понимать речь.
Строить общение с учетом ситуации.
Легко входят в контакт со сверстниками и взрослыми.
Ясно и последовательно выражают свои мысли.
Пользуются формами речевого этикета.
Умеют регулировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами.
Умеют обобщать полученные сведения в единый рассказ.
как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Я уважаю право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций.
Речевые занятия преобразуются мной так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.
Используя в своей работе игровые обучающие ситуации я пришла к выводу, что игровые обучающие ситуации – эффективная форма совместной деятельности воспитателя и детей и имеет очень хорошие результаты:
Возрос уровень речевой активности детей.
Дети активно вступают в диалог.
Научились правильно задавать вопросы.
Слушать и понимать речь.
Строить общение с учетом ситуации.
Легко входят в контакт со сверстниками и взрослыми.
Ясно и последовательно выражают свои мысли.
Пользуются формами речевого этикета.
Умеют регулировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами.
Умеют обобщать полученные сведения в единый рассказ.