Виктория Мещерякова
Семинар-практикум «Психологические сказки и игры — помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки. Психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир.
Существуют много технологий укрепления психического здоровья дошкольников
Разберем подробнее некоторые технологии. Это психологическая сказка и игра.
Публикация «Семинар-практикум „Психологические сказки и игры — помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Сказки и стихи
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В работе с детьми можно использовать коммуникативные игры и упражнения. Цель таких игр, создание положительного настроя и внимательного отношения друг к другу.
- речевые настройки. Маленькие стихотворения с движениями или текстовые заготовки, которые помогут показать детям, что вы их рады видеть, помогут настроить на доброжелательные отношения со взрослым и сверстниками. Они могут проводиться утром, после приема детей. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.
- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть в нашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получалось, и целый день было хорошее настроение.
- Коммуникативные игры на сплочение способствуют объединению детей в группе. Они снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, формировать положительный психологический микроклимат в группе. К такому типу игр относятся любые игры, в которых решаются задачи социализации, психоэмоционального развития, сплочения коллектива детей.
- «Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении педагог может сделать комплимент
В течении дня или даже на занятии, дети часто сильно возбуждаются, становятся неуправляемыми, теряют интерес к происходящему, вертятся на стуле или начинают толкать, щипать соседа. Для профилактики возникновения таких состояний можно использовать релаксационные игры и упражнения.
Существуют разные релаксационные игры :
• Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела
Упражнение карандаши.
Взрослый. Пальчики – это карандаши их надо убрать в коробку – сжать кулачок. Сжимать надо сильно, а то карандаши упадут. Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши – разжать кулачок. Дети шевелят пальчиками: «вот какие, карандаши!» повторить 2-3 раза.
• Игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.
Упражнение «Воздушный шарик»
Представьте, что воздушный шарик находится у нас в животе, и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем живот. Повторим еще раз. Вдох – выдох, еще один вдох — выдох.
• Игры, помогающие добиться состояния расслабления путем активного фантазирования и воображения
Тихое озеро.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его лучи согревают вас, вы чувствуйте себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуйте себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете. А теперь откройте глаза. Мы в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения будут с нами в течение всего дня.
Есть много релаксационных упражнений и для педагогов, ведь психологическое здоровье педагога тоже важно.
Сказкотерапия или "лечение сказкой" отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:
• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
• преодоление страха темноты, врачей, собак и другие;
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• корректирует поведение;
• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения. Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.
Для создания психологической сказки используется алгоритм:
1. Жили-были… В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру; героем может стать любимый персонаж или игрушка.
2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. И вдруг однажды…Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру» мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т. д. Наша задача – через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
5. Развязка. Позитивный итог истории. Герой понимает свою неправоту, признает ошибки, становится на путь изменений, получает вознаграждение.
Предлагаю вам создать свою сказку. (Раздаем педагогам проблемные ситуации)
1. Алина всем хвасталась, что научилась читать. Но когда воспитатель попросила ее прочесть слово, оказалось, что Алина попросту наврала.
2. Миша в саду дразнил девочек и говорил плохие слова.
3. Сережа пытался отобрать машинку у мальчика и ударил его.
4. Катя не желает делиться игрушками.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения:
• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
• сделать постановку сказки в виде настольного театра.
Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы.