Получи документы

Семинар-практикум «Проектирование РППС в соответствии с ФГОС до»

Наталия Широбокова
Семинар-практикум «Проектирование РППС в соответствии с ФГОС до»

Семинар-практикум

«Проектирование РППС в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды

Задачи:

- закрепить знания педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями современного законодательства в области дошкольного образования

Публикация «Семинар-практикум „Проектирование Рппс в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах

- поделиться с коллегами опытом работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе

Ход мероприятия:

Слайд 1. Воспитатели занимают места за столами в соответствии с выбранной при входе фишкой (фишки трех цветов) – таким образом, формируются три команды.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Прежде, чем мы перейдем к работе в рамках семинара-практикума, предлагаю вам синквейн - загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь.

«Насыщенная, безопасная. Развивает, мотивирует, обновляется.

Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка».

Итак, тема нашей встречи «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО». Слайд 2.

Перед вами на экране высказывание, которое принадлежит Елизавете Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому, профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена:

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».

Действительно, я думаю, вы согласитесь со мной: всё, что окружает ребёнка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Слайд 3.

Поэтому одна из главных задач воспитателя - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку:

- найти свое занятие по душе,

- поверить в свои силы и способности,

- научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

А для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно-пространственной среде. Слайд 4.

Развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований.

Итак, отмечу, что развивающая предметно-пространственная среда не ограничивается лишь пространством группы, а включает в себя и образовательный потенциал пространства всего детского сада, а также прилегающей территории.

В группе используется пространство всех групповых помещений.

Примеры:

- в приемной можно расположить спортивный уголок, дидактическая кукла;

- игровая комната - образовательные центры;

- в спальне можно расположить центр уголок ряженья, уголок уединения

Входная дверь, окна, стены могут использоваться для отражения климатических условий.

Коллеги, далее предлагаю вместе разобраться, отвечает ли развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду требованиям ФГОС ДО.

Итак, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: Слайд 5.

- Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых.

Общение и совместная деятельность взрослых и детей, посещающих одну группу, осуществляется в помещении группой ячейки, а также при проведении занятий в музыкальном и спортивном зале, на прогулочных и спортивных участках. Для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых в дошкольном учреждении проводятся совместные развлечения, акции, кон (музыкальный и спортивный зал, фойе детского сада, так и на его территории (на спортивных участках, центральной площадке перед главным входом в здание, прогулочных площадках).

- Возможность для уединения.

Коллеги, каким образом выполняется данное требование?

В каждой возрастной группе в целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным создан Центр психологической разгрузки - «Уголок уединения».

- Учет возрастных особенностей детей.

Подбор игрового оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей – например:

Слайд 6.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста:

- используется конструктор, имеющий крупные детали,

- сюжетно-ролевые игры – «развернуты» на игровых модулях,

- используется оборудование для игр с водой и с песком,

- оборудование для организации детского экспериментирования с различными материалами,

- куклы большого размера - для манипуляции с комплектом пеленок, постельных принадлежностей, коляски, кроватки, горки, бутылочки для кормления, ванночки для купания; Слайд 7.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста:

- элементы конструктора - мелкие, а сами конструкторы более разнообразные;

- сюжетно-ролевые игры – «свернуты» - атрибуты сложены в контейнеры, и дети самостоятельно разворачивают игру, обустраивая игровое пространство,

- в наличии имеется оборудование для организации исследовательской деятельности,

- куклы гендерной направленности для развития сюжетов с комплектом игровых наборов для каждой куклы (кукла-повар, кукла-доктор, куклы маленького размера разного возраста, национальности, с домами, комплектами мебели, самодельной одеждой, для детей 6-7 лет добавляется кукла-школьница для игры в школу, плоскостные, бумажные куклы

- кроме того, для старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие ознакомлению с буквами, математическими действиями: наборы букв, слоговые таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с цифрами, ребусы,

- материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Развивающая предметно– пространственная и игровая среда в каждой возрастной группе должна иметь отличительные признаки:

- для детей третьего года жизни это достаточное пространство для удовлетворения потребности в активной деятельности;

- для детей четвёртого года – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с необходимыми игровыми атрибутами;

- детям среднего дошкольного возраста необходимо создать условия для удовлетворения их потребности в игре со сверстниками и в уединении;

- детям старшего дошкольного возраста следует предлагать игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и т. д.

Предлагаю выполнить задание. Каждая группа получает набор игрушек:

- куклы (кукла-младенец, плоскостная бумажная кукла, кукла-школьница, и. т. д.)

- конструктор (кубики деревянные, мягкий строительный материал, мелкий конструктор «Лего», магнитный конструктор).

- машины (большой самосвал, спецтранспорт среднего размера и. т. д.).

Задание: распределите, пожалуйста, игрушки в соответствии с возрастом детей.

Спасибо, коллеги, а мы продолжаем нашу работу. Слайд 8.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

- доступной и

- безопасной.

Рассмотрим каждый из перечисленных критериев. Слайд 9.

1) Насыщенность.

РППС должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

О соответствии возрастным особенностям мы говорили ранее, остановимся на вопросе соответствия РППС содержанию образовательной программы.

Коллеги, наша образовательная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Назовите, какие образовательные области отражены в содержании Программы в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Таким образом, и развивающая предметно-пространственная среда строится по 5 образовательным областям.

Задание: предлагаю вам распределить центры детской активности по отношению к той или иной образовательной области. Слайд 10.

Социально-коммуникативное развитие:

- Центр «Моя безопасность».

- Центр патриотического воспитания.

- Центр «Мы дежурим».

- Центр психологической разгрузки («Уголок уединения»). Слайд 11.

Познавательное развитие:

- Центр познания.

- Центр природы.

- Центр детского экспериментирования.

- Центр занимательной математики. Слайд 12.

Речевое развитие:

- Центр детской книги.

- Центр речевого развития.

- Центр театрализации.

Художественно-эстетическое развитие:

- Центр музыкального развития.

- Центр детского творчества.

- Центр строительных игр. Слайд 13.

Физическое развитие:

- Физкультурно-оздоровительный центр.

Следующее задание, нужно определить, какой развивающий центр представлен набором предметов (на столе набор из нескольких предметов – центр речевого развития, центр математического развития, физкультурно-оздоровительный центр)

Хочу обратить ваше внимание, что следует избегать перенасыщенности игровых центров, например:

- много видов театра выставлены сразу;

- обилие кукол в национальных костюмах в патриотическом уголке;

- большое количество книг в детской библиотеке;

Оптимальное количество предметов для восприятия будет способствовать поддержанию познавательного интереса у ребенка. Слайд 14.

2) Трансформируемость.

РППС должна изменяться в зависимости от:

- образовательной ситуации (например, смена содержания центров в зависимости от тематического периода, так материал по ознакомлению детей с Великой Отечественной войной не целесообразно размещать в центре патриотического воспитания в течение всего учебного года,

- меняющихся интересов и возможностей детей.

Коллеги, в целях безопасности пребывания детей в детском саду мебель в групповых помещениях закреплена, как в данном случае вы можете изменить РППС?

3) Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования составляющих предметной среды;

- наличие предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Например, напольная ширма может использоваться для театрализованной деятельности детей, для возможности разграничения пространства и. т. д.

Задание: подумайте и скажите, как и в каких центрах детской активности можно использовать:

- пирамиду,

- книгу С. Михалкова «Я карандаш с бумагой взял» (дети рисуют С. Михалкова,

- шишки (природный материал). Слайд 15.

4) Вариативность среды предполагает:

- наличие различных пространств, для организации различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.) – по сути, это - организация разных центров детской активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей;

Обращаю ваше внимание, что при этом необходимо учитывать половые различия детей, т. е. содержание РППС должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков.

- периодическую сменяемость игрового материала.

Здесь следует избегать формального подхода к организации пространства и его наполненности: «Куплено – красиво оформлено – расставлено», когда среда выступает «фоном» педагогического процесса.

Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т. е. среда не только развивающая, но и развивающаяся. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Важным условием является также то, что в РППС должны быть отражены продукты детского творчества как продукт детской активности в преобразовании среды.

Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта.

Как это может проявляться:

- если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность,

- при чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию).

5) Доступность среды предполагает:

- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка, а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка, для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место.

Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр.

6) Безопасность

Коллеги, как вы понимаете данное требование? (обсуждение)

Данное требование соотносится с требованиями СанПиН - материалы и оборудование, которые используются для формирования предметно-пространственной среды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат, который подтверждает безопасность материалов и оборудования, т. е. ребенок обеспечивается такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

И последнее задание (работа по подгруппам) : задание называется «Найди ошибку» - каждая команда получает фотографию того или иного центра, где заведомо есть нарушения требований к организации РППС. Задача участников – найти ошибку

В заключении хочется отметить, что правильно организованная РППС выполняет :

- образовательную,

- развивающую,

- воспитывающую,

- стимулирующую,

- организованную,

- коммуникативную функции. Слайд 16.

И самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

При этом ведущая роль в организации ПРРС принадлежит педагогу, ведь как писала Э. П. Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду».

(Заранее приготовленные два мольберта – на одном изображение чемодана, на другом – мусорного ведра. Рядом стол, на котором лежат стикеры с клейким краем.) Слайд 17.

Упражнение-рефлексия «Чемодан – мусорное ведро»

Уважаемые коллеги, мы с вами хорошо поработали. Для меня важно узнать была ли информация, полученная сегодня в ходе семинара-практикума полезной для вас. Если информация была полезной, и вы «возьмете» ее с собой – приклейте стикер на чемодан, если информация была для вас ненужной, то ее можно выбросить в мусорное ведро. Слайд 18.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_3ihd5.pptx | 4358,28 Кб
 
Публикации по теме:

Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта»Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта» Фестиваль методических находок. Осенняя сессия, 2018 г. Направление «Социально-коммуникативное развитие воспитанников в условиях реализации.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Рппс в соответствии с ФГОСРппс в соответствии с ФГОС ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Проектирование РППС в соответствии с ФГОС до»
Опубликовано: 5 октября 2020 в 15:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Проектирование РППС в соответствии с ФГОС до»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Широбокова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД