МААМ-картинки

Семинар-практикум «Проектирование РППС в соответствии с ФГОС до»

Наталия Широбокова
Семинар-практикум «Проектирование РППС в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум

«Проектирование РППС в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды

Задачи:

- закрепить знания педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями современного законодательства в области дошкольного образования

Публикация «Семинар-практикум „Проектирование Рппс в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах

- поделиться с коллегами опытом работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе

Ход мероприятия:

Слайд 1. Воспитатели занимают места за столами в соответствии с выбранной при входе фишкой (фишки трех цветов) – таким образом, формируются три команды.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Прежде, чем мы перейдем к работе в рамках семинара-практикума, предлагаю вам синквейн - загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь.

«Насыщенная, безопасная. Развивает, мотивирует, обновляется.

Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка».

Итак, тема нашей встречи «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО». Слайд 2.

Перед вами на экране высказывание, которое принадлежит Елизавете Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому, профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена:

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».

Действительно, я думаю, вы согласитесь со мной: всё, что окружает ребёнка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Слайд 3.

Поэтому одна из главных задач воспитателя - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку:

- найти свое занятие по душе,

- поверить в свои силы и способности,

- научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

А для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно-пространственной среде. Слайд 4.

Развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований.

Итак, отмечу, что развивающая предметно-пространственная среда не ограничивается лишь пространством группы, а включает в себя и образовательный потенциал пространства всего детского сада, а также прилегающей территории.

В группе используется пространство всех групповых помещений.

Примеры:

- в приемной можно расположить спортивный уголок, дидактическая кукла;

- игровая комната - образовательные центры;

- в спальне можно расположить центр уголок ряженья, уголок уединения

Входная дверь, окна, стены могут использоваться для отражения климатических условий.

Коллеги, далее предлагаю вместе разобраться, отвечает ли развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду требованиям ФГОС ДО.

Итак, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: Слайд 5.

- Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых.

Общение и совместная деятельность взрослых и детей, посещающих одну группу, осуществляется в помещении группой ячейки, а также при проведении занятий в музыкальном и спортивном зале, на прогулочных и спортивных участках. Для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых в дошкольном учреждении проводятся совместные развлечения, акции, кон (музыкальный и спортивный зал, фойе детского сада, так и на его территории (на спортивных участках, центральной площадке перед главным входом в здание, прогулочных площадках).

- Возможность для уединения.

Коллеги, каким образом выполняется данное требование?

В каждой возрастной группе в целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным создан Центр психологической разгрузки - «Уголок уединения».

- Учет возрастных особенностей детей.

Подбор игрового оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей – например:

Слайд 6.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста:

- используется конструктор, имеющий крупные детали,

- сюжетно-ролевые игры – «развернуты» на игровых модулях,

- используется оборудование для игр с водой и с песком,

- оборудование для организации детского экспериментирования с различными материалами,

- куклы большого размера - для манипуляции с комплектом пеленок, постельных принадлежностей, коляски, кроватки, горки, бутылочки для кормления, ванночки для купания; Слайд 7.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста:

- элементы конструктора - мелкие, а сами конструкторы более разнообразные;

- сюжетно-ролевые игры – «свернуты» - атрибуты сложены в контейнеры, и дети самостоятельно разворачивают игру, обустраивая игровое пространство,

- в наличии имеется оборудование для организации исследовательской деятельности,

- куклы гендерной направленности для развития сюжетов с комплектом игровых наборов для каждой куклы (кукла-повар, кукла-доктор, куклы маленького размера разного возраста, национальности, с домами, комплектами мебели, самодельной одеждой, для детей 6-7 лет добавляется кукла-школьница для игры в школу, плоскостные, бумажные куклы

- кроме того, для старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие ознакомлению с буквами, математическими действиями: наборы букв, слоговые таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с цифрами, ребусы,

- материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Развивающая предметно– пространственная и игровая среда в каждой возрастной группе должна иметь отличительные признаки:

- для детей третьего года жизни это достаточное пространство для удовлетворения потребности в активной деятельности;

- для детей четвёртого года – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с необходимыми игровыми атрибутами;

- детям среднего дошкольного возраста необходимо создать условия для удовлетворения их потребности в игре со сверстниками и в уединении;

- детям старшего дошкольного возраста следует предлагать игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и т. д.

Предлагаю выполнить задание. Каждая группа получает набор игрушек:

- куклы (кукла-младенец, плоскостная бумажная кукла, кукла-школьница, и. т. д.)

- конструктор (кубики деревянные, мягкий строительный материал, мелкий конструктор «Лего», магнитный конструктор).

- машины (большой самосвал, спецтранспорт среднего размера и. т. д.).

Задание: распределите, пожалуйста, игрушки в соответствии с возрастом детей.

Спасибо, коллеги, а мы продолжаем нашу работу. Слайд 8.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

- доступной и

- безопасной.

Рассмотрим каждый из перечисленных критериев. Слайд 9.

1) Насыщенность.

РППС должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

О соответствии возрастным особенностям мы говорили ранее, остановимся на вопросе соответствия РППС содержанию образовательной программы.

Коллеги, наша образовательная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Назовите, какие образовательные области отражены в содержании Программы в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Таким образом, и развивающая предметно-пространственная среда строится по 5 образовательным областям.

Задание: предлагаю вам распределить центры детской активности по отношению к той или иной образовательной области. Слайд 10.

Социально-коммуникативное развитие:

- Центр «Моя безопасность».

- Центр патриотического воспитания.

- Центр «Мы дежурим».

- Центр психологической разгрузки («Уголок уединения»). Слайд 11.

Познавательное развитие:

- Центр познания.

- Центр природы.

- Центр детского экспериментирования.

- Центр занимательной математики. Слайд 12.

Речевое развитие:

- Центр детской книги.

- Центр речевого развития.

- Центр театрализации.

Художественно-эстетическое развитие:

- Центр музыкального развития.

- Центр детского творчества.

- Центр строительных игр. Слайд 13.

Физическое развитие:

- Физкультурно-оздоровительный центр.

Следующее задание, нужно определить, какой развивающий центр представлен набором предметов (на столе набор из нескольких предметов – центр речевого развития, центр математического развития, физкультурно-оздоровительный центр)

Хочу обратить ваше внимание, что следует избегать перенасыщенности игровых центров, например:

- много видов театра выставлены сразу;

- обилие кукол в национальных костюмах в патриотическом уголке;

- большое количество книг в детской библиотеке;

Оптимальное количество предметов для восприятия будет способствовать поддержанию познавательного интереса у ребенка. Слайд 14.

2) Трансформируемость.

РППС должна изменяться в зависимости от:

- образовательной ситуации (например, смена содержания центров в зависимости от тематического периода, так материал по ознакомлению детей с Великой Отечественной войной не целесообразно размещать в центре патриотического воспитания в течение всего учебного года,

- меняющихся интересов и возможностей детей.

Коллеги, в целях безопасности пребывания детей в детском саду мебель в групповых помещениях закреплена, как в данном случае вы можете изменить РППС?

3) Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования составляющих предметной среды;

- наличие предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Например, напольная ширма может использоваться для театрализованной деятельности детей, для возможности разграничения пространства и. т. д.

Задание: подумайте и скажите, как и в каких центрах детской активности можно использовать:

- пирамиду,

- книгу С. Михалкова «Я карандаш с бумагой взял» (дети рисуют С. Михалкова,

- шишки (природный материал). Слайд 15.

4) Вариативность среды предполагает:

- наличие различных пространств, для организации различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.) – по сути, это - организация разных центров детской активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей;

Обращаю ваше внимание, что при этом необходимо учитывать половые различия детей, т. е. содержание РППС должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков.

- периодическую сменяемость игрового материала.

Здесь следует избегать формального подхода к организации пространства и его наполненности: «Куплено – красиво оформлено – расставлено», когда среда выступает «фоном» педагогического процесса.

Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т. е. среда не только развивающая, но и развивающаяся. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Важным условием является также то, что в РППС должны быть отражены продукты детского творчества как продукт детской активности в преобразовании среды.

Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта.

Как это может проявляться:

- если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность,

- при чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию).

5) Доступность среды предполагает:

- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка, а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка, для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место.

Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр.

6) Безопасность

Коллеги, как вы понимаете данное требование? (обсуждение)

Данное требование соотносится с требованиями СанПиН - материалы и оборудование, которые используются для формирования предметно-пространственной среды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат, который подтверждает безопасность материалов и оборудования, т. е. ребенок обеспечивается такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

И последнее задание (работа по подгруппам) : задание называется «Найди ошибку» - каждая команда получает фотографию того или иного центра, где заведомо есть нарушения требований к организации РППС. Задача участников – найти ошибку

В заключении хочется отметить, что правильно организованная РППС выполняет :

- образовательную,

- развивающую,

- воспитывающую,

- стимулирующую,

- организованную,

- коммуникативную функции. Слайд 16.

И самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

При этом ведущая роль в организации ПРРС принадлежит педагогу, ведь как писала Э. П. Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду».

(Заранее приготовленные два мольберта – на одном изображение чемодана, на другом – мусорного ведра. Рядом стол, на котором лежат стикеры с клейким краем.) Слайд 17.

Упражнение-рефлексия «Чемодан – мусорное ведро»

Уважаемые коллеги, мы с вами хорошо поработали. Для меня важно узнать была ли информация, полученная сегодня в ходе семинара-практикума полезной для вас. Если информация была полезной, и вы «возьмете» ее с собой – приклейте стикер на чемодан, если информация была для вас ненужной, то ее можно выбросить в мусорное ведро. Слайд 18.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта»Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта» Фестиваль методических находок. Осенняя сессия, 2018 г. Направление «Социально-коммуникативное развитие воспитанников в условиях реализации.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Рппс в соответствии с ФГОСРппс в соответствии с ФГОС ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Проектирование РППС в соответствии с ФГОС до»
Опубликовано: 5 октября 2020 в 15:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Проектирование РППС в соответствии с ФГОС до»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Широбокова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД