Наталия Широбокова
Семинар-практикум «Проектирование РППС в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Проектирование РППС в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды
Задачи:
- закрепить знания педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями современного законодательства в области дошкольного образования
Публикация «Семинар-практикум „Проектирование Рппс в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- поделиться с коллегами опытом работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе
Ход мероприятия:
Слайд 1. Воспитатели занимают места за столами в соответствии с выбранной при входе фишкой (фишки трех цветов) – таким образом, формируются три команды.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Прежде, чем мы перейдем к работе в рамках семинара-практикума, предлагаю вам синквейн - загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь.
«Насыщенная, безопасная. Развивает, мотивирует, обновляется.
Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка».
Итак, тема нашей встречи «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО». Слайд 2.
Перед вами на экране высказывание, которое принадлежит Елизавете Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому, профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена:
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».
Действительно, я думаю, вы согласитесь со мной: всё, что окружает ребёнка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Слайд 3.
Поэтому одна из главных задач воспитателя - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку:
- найти свое занятие по душе,
- поверить в свои силы и способности,
- научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
А для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно-пространственной среде. Слайд 4.
Развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований.
Итак, отмечу, что развивающая предметно-пространственная среда не ограничивается лишь пространством группы, а включает в себя и образовательный потенциал пространства всего детского сада, а также прилегающей территории.
В группе используется пространство всех групповых помещений.
Примеры:
- в приемной можно расположить спортивный уголок, дидактическая кукла;
- игровая комната - образовательные центры;
- в спальне можно расположить центр уголок ряженья, уголок уединения
Входная дверь, окна, стены могут использоваться для отражения климатических условий.
Коллеги, далее предлагаю вместе разобраться, отвечает ли развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду требованиям ФГОС ДО.
Итак, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: Слайд 5.
- Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых.
Общение и совместная деятельность взрослых и детей, посещающих одну группу, осуществляется в помещении группой ячейки, а также при проведении занятий в музыкальном и спортивном зале, на прогулочных и спортивных участках. Для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых в дошкольном учреждении проводятся совместные развлечения, акции, кон (музыкальный и спортивный зал, фойе детского сада, так и на его территории (на спортивных участках, центральной площадке перед главным входом в здание, прогулочных площадках).
- Возможность для уединения.
Коллеги, каким образом выполняется данное требование?
В каждой возрастной группе в целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным создан Центр психологической разгрузки - «Уголок уединения».
- Учет возрастных особенностей детей.
Подбор игрового оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей – например:
Слайд 6.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста:
- используется конструктор, имеющий крупные детали,
- сюжетно-ролевые игры – «развернуты» на игровых модулях,
- используется оборудование для игр с водой и с песком,
- оборудование для организации детского экспериментирования с различными материалами,
- куклы большого размера - для манипуляции с комплектом пеленок, постельных принадлежностей, коляски, кроватки, горки, бутылочки для кормления, ванночки для купания; Слайд 7.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- элементы конструктора - мелкие, а сами конструкторы более разнообразные;
- сюжетно-ролевые игры – «свернуты» - атрибуты сложены в контейнеры, и дети самостоятельно разворачивают игру, обустраивая игровое пространство,
- в наличии имеется оборудование для организации исследовательской деятельности,
- куклы гендерной направленности для развития сюжетов с комплектом игровых наборов для каждой куклы (кукла-повар, кукла-доктор, куклы маленького размера разного возраста, национальности, с домами, комплектами мебели, самодельной одеждой, для детей 6-7 лет добавляется кукла-школьница для игры в школу, плоскостные, бумажные куклы
- кроме того, для старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие ознакомлению с буквами, математическими действиями: наборы букв, слоговые таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с цифрами, ребусы,
- материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Развивающая предметно– пространственная и игровая среда в каждой возрастной группе должна иметь отличительные признаки:
- для детей третьего года жизни это достаточное пространство для удовлетворения потребности в активной деятельности;
- для детей четвёртого года – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с необходимыми игровыми атрибутами;
- детям среднего дошкольного возраста необходимо создать условия для удовлетворения их потребности в игре со сверстниками и в уединении;
- детям старшего дошкольного возраста следует предлагать игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и т. д.
Предлагаю выполнить задание. Каждая группа получает набор игрушек:
- куклы (кукла-младенец, плоскостная бумажная кукла, кукла-школьница, и. т. д.)
- конструктор (кубики деревянные, мягкий строительный материал, мелкий конструктор «Лего», магнитный конструктор).
- машины (большой самосвал, спецтранспорт среднего размера и. т. д.).
Задание: распределите, пожалуйста, игрушки в соответствии с возрастом детей.
Спасибо, коллеги, а мы продолжаем нашу работу. Слайд 8.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной и
- безопасной.
Рассмотрим каждый из перечисленных критериев. Слайд 9.
1) Насыщенность.
РППС должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
О соответствии возрастным особенностям мы говорили ранее, остановимся на вопросе соответствия РППС содержанию образовательной программы.
Коллеги, наша образовательная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Назовите, какие образовательные области отражены в содержании Программы в соответствии с ФГОС ДО.
Образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Таким образом, и развивающая предметно-пространственная среда строится по 5 образовательным областям.
Задание: предлагаю вам распределить центры детской активности по отношению к той или иной образовательной области. Слайд 10.
Социально-коммуникативное развитие:
- Центр «Моя безопасность».
- Центр патриотического воспитания.
- Центр «Мы дежурим».
- Центр психологической разгрузки («Уголок уединения»). Слайд 11.
Познавательное развитие:
- Центр познания.
- Центр природы.
- Центр детского экспериментирования.
- Центр занимательной математики. Слайд 12.
Речевое развитие:
- Центр детской книги.
- Центр речевого развития.
- Центр театрализации.
Художественно-эстетическое развитие:
- Центр музыкального развития.
- Центр детского творчества.
- Центр строительных игр. Слайд 13.
Физическое развитие:
- Физкультурно-оздоровительный центр.
Следующее задание, нужно определить, какой развивающий центр представлен набором предметов (на столе набор из нескольких предметов – центр речевого развития, центр математического развития, физкультурно-оздоровительный центр)
Хочу обратить ваше внимание, что следует избегать перенасыщенности игровых центров, например:
- много видов театра выставлены сразу;
- обилие кукол в национальных костюмах в патриотическом уголке;
- большое количество книг в детской библиотеке;
Оптимальное количество предметов для восприятия будет способствовать поддержанию познавательного интереса у ребенка. Слайд 14.
2) Трансформируемость.
РППС должна изменяться в зависимости от:
- образовательной ситуации (например, смена содержания центров в зависимости от тематического периода, так материал по ознакомлению детей с Великой Отечественной войной не целесообразно размещать в центре патриотического воспитания в течение всего учебного года,
- меняющихся интересов и возможностей детей.
Коллеги, в целях безопасности пребывания детей в детском саду мебель в групповых помещениях закреплена, как в данном случае вы можете изменить РППС?
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования составляющих предметной среды;
- наличие предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Например, напольная ширма может использоваться для театрализованной деятельности детей, для возможности разграничения пространства и. т. д.
Задание: подумайте и скажите, как и в каких центрах детской активности можно использовать:
- пирамиду,
- книгу С. Михалкова «Я карандаш с бумагой взял» (дети рисуют С. Михалкова,
- шишки (природный материал). Слайд 15.
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие различных пространств, для организации различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.) – по сути, это - организация разных центров детской активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей;
Обращаю ваше внимание, что при этом необходимо учитывать половые различия детей, т. е. содержание РППС должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков.
- периодическую сменяемость игрового материала.
Здесь следует избегать формального подхода к организации пространства и его наполненности: «Куплено – красиво оформлено – расставлено», когда среда выступает «фоном» педагогического процесса.
Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т. е. среда не только развивающая, но и развивающаяся. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Важным условием является также то, что в РППС должны быть отражены продукты детского творчества как продукт детской активности в преобразовании среды.
Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта.
Как это может проявляться:
- если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность,
- при чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию).
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка, а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка, для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место.
Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр.
6) Безопасность
Коллеги, как вы понимаете данное требование? (обсуждение)
Данное требование соотносится с требованиями СанПиН - материалы и оборудование, которые используются для формирования предметно-пространственной среды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат, который подтверждает безопасность материалов и оборудования, т. е. ребенок обеспечивается такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
И последнее задание (работа по подгруппам) : задание называется «Найди ошибку» - каждая команда получает фотографию того или иного центра, где заведомо есть нарушения требований к организации РППС. Задача участников – найти ошибку
В заключении хочется отметить, что правильно организованная РППС выполняет :
- образовательную,
- развивающую,
- воспитывающую,
- стимулирующую,
- организованную,
- коммуникативную функции. Слайд 16.
И самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
При этом ведущая роль в организации ПРРС принадлежит педагогу, ведь как писала Э. П. Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду».
(Заранее приготовленные два мольберта – на одном изображение чемодана, на другом – мусорного ведра. Рядом стол, на котором лежат стикеры с клейким краем.) Слайд 17.
Упражнение-рефлексия «Чемодан – мусорное ведро»
Уважаемые коллеги, мы с вами хорошо поработали. Для меня важно узнать была ли информация, полученная сегодня в ходе семинара-практикума полезной для вас. Если информация была полезной, и вы «возьмете» ее с собой – приклейте стикер на чемодан, если информация была для вас ненужной, то ее можно выбросить в мусорное ведро. Слайд 18.