Елена Петрова
Семинар-практикум Познавательное развитие детей по ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, дорогие коллеги! Тема сегодняшнего семинара -практикума - «Познавательное развитие детей по ФОП ДО». Прежде чем мы начнем, предлагаю вам сыграть в ассоциации. Эта игра поможет психологически настроиться на работу.
Вводная игра «Ассоциации». Ведущий кидает теннисный мячик и задает вопрос тому, кто его поймал. Педагог должен ответить первое, что пришло ему в голову, и вернуть мяч ведущему. Он обращается к следующему педагогу. Важно, чтобы каждый участник игры назвал хотя бы одну ассоциацию. Если участников много, ведущий может повторять вопросы и задавать их разным педагогам.
Публикация «Семинар-практикум „Познавательное развитие детей по ФОП ДО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Примеры вопросов
Если педагог – цвет, то какой?
Если педагог – геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – настроение, то…
Если педагог – сказочный герой, то…
Если педагог – время года, то…
Если педагог – вид спорта, то…
Если педагог – цветок, то это.
Если педагог – драгоценный камень, то…
Если педагог – игра, то…
Если педагог – планета, то…
Если педагог – фрукт, то…
Если педагог – это фильм, то…
Если педагог – число, то какое?
Если педагог – песня, то какая?
Если педагог – это книга, то это…
Если педагог – это танец, то какой?
Если педагог – это водная стихия, то какая?
Если педагог – это дерево, то какое?
Если педагог – это напиток, то какой?
Теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вспомнить задачи образовательной области «Познавательное развитие». В процессе познавательного развития необходимо развивать у детей любознательность, интерес и мотивацию к познавательной деятельности, поддерживать их инициативу и самостоятельность. Сегодня мы разберемся, как грамотно выстроить эту работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Как вы знаете, задачи познавательного развития можно решать в ходе разных видов деятельности. Но ведущая деятельность дошкольников – игра. Через нее они познают мир, социализируются, приобретают необходимые знания и навыки. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Предлагаю вам памятку.
Она напомнит, как меняются игры на каждом возрастном этапе и как они влияют на познавательное развитие дошкольников. Ведущий раздает педагогам памятки, которые заранее подготовил по количеству участников семинара-практикума.
Аукцион педагогических идей
ФОП ДО включает планируемые результаты освоения детьми образовательной программы для каждого возрастного периода. Рассмотрим, на какие планируемые результаты познавательного развития детей должен ориентироваться педагог в своей работе. Возьмите карточки. В левой колонке таблицы – целевые ориентиры. В правой – подставьте условия, которые, на ваш взгляд, помогут вам их достичь. (карточки)
Педагоги выполняют задание. Заполняют правую колонку таблицы, а затем озвучивают и обсуждают свои варианты ответов. При необходимости ведущий их корректирует и дополняет.
Чтобы дети всесторонне развивались, важно индивидуально подходить к каждому воспитаннику. Сделать это помогает в том числе индивидуальный образовательный маршрут. Каких принципов должен придерживаться педагог, чтобы составить его? (Педагоги отвечают, ведущий при необходимости корректирует и дополняет их ответы.)
Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
Ребенок в процессе обучения не должен ограничиваться освоением исключительно конечного результата. Ведь эти знания являются продуктом науки, полученным с помощью специальных приемов и способов. Ребенку необходимо в процессе образования проследить весь путь достижения этих знаний и ознакомиться с путями и способами их получения.
Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации
Главная задача современного образования – не только сообщений знаний, а в первую очередь развитие у ребенка потребностей и способностей получать эти знания. Ведь знания, которые предлагаются для освоения ребенку в традиционном образовании, новы лишь для него. Поскольку в качестве главной ценности рассматриваются не только знания, но и способы их получения, становится не важно, насколько добытая ребенком информация нова.
Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения
Психология усвоения свидетельствует о том, что человек намного легче и непроизвольно усваивает тот материал, который включен в его активную работу мышления. Репродуктивный метод, включающий в себя восприятие фактов и явлений и последующее их осмысление, создает у обучающего чувство законченности и неоспоримости знаний. Таким образом, упускается главная черта любой информации- ее относительный характер, подверженность пересмотру. Используя продуктивный метод, мы даем ребенку шанс почувствовать сам процесс добывания знаний на основе данных, получаемых при проведении спланированных и проведенных наблюдениях и экспериментах.
Принцип формирования представлений о динамичности знания
При решении задачи формирования у ребенка научной картины мира необходимо учитывать, что результаты и достижения науки можно полноценно понять только при условии их изучения в сочетании с условиями их возникновения и дальнейшего развития. Поэтому содержание исследовательского обучения должно строиться так, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма законов и правил, а как постоянно развивающийся организм.
Принцип ориентации на познавательные интересы ребенка Воспитателю рекомендуется проявлять более чуткое внимание к интересам ребенка в области исследования. Должны быть полностью исключены императивные способы привлечения ребенка к исследованию. Деятельность воспитателя должна ограничиваться лишь направляющим действием при возникновении интереса ребенка к исследованию.
Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
Воспитатель должен стараться приобщать ребенка не только усвоению конечного результата, но усвоению приемов и способом получения данного результата. Рекомендуется процесс получения знания разделить на несколько этапов и на каждом из них усвоить тот объем работа, который был пройден для достижения конечного результата.
Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Воспитатель не должен строить процесс исследования лишь на получении новых знаний. Необходимо создать условия, способствующие ребенку приобретать умения самостоятельного поиска информации.
Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения Воспитателю необходимо абстрагироваться от традиционного репродуктивного метода обучения. Воспитатель должен гармонично использовать в процессе обучения наряду с репродуктивным методом и продуктивные методы обучения. Необходимо создать баланс восприятия ребенком информации и возможность почувствовать ему процесс ее получения
Принцип формирования представлений о динамичности знаний.
Воспитатель должен создать условия, при которых ребенок должен усвоить динамичность знаний. Воспитателю необходимо в исследовательской деятельности приобщить ребенка не только к получению знаний, но и к получению условий возникновения и дальнейшего развития данного знания.
Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни.
Воспитателю необходимо создать условия способствующие формированию у ребенка представления об исследовании как главном способе изучения окружающего мира. В процессе исследовательского обучения педагог не всегда обязан знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому ребенка.
Как мы с вами знаем, у каждого ребенка свой темп развития и свои особенности. В одной группе одновременно могут быть отстающие и одаренные воспитанники. Первые могут испытывать трудности в освоении образовательной программы, вторые скучать на занятиях. Иногда мотивация пропадает у самого педагога. Предлагаю нам вместе найти ответы на вопросы, почему дошкольникам может быть неинтересно заниматься и когда педагогу неинтересно вести занятие.
Мозговой штурм «Почему дошкольникам неинтересно заниматься»
Ведущий предлагает участникам семинара-практикума разделиться на три команды – «воспитанники», «педагоги», «эксперты». Первые две команды отвечают на вопрос, подбирают несколько причин и записывают их. Затем команда экспертов выделяет 2–3 наиболее актуальных ответа от каждой группы и озвучивает их. Например, «педагоги» могут сказать, что ребенок потеряет интерес к занятию, если заставлять его выполнять сложное для него задание. Среди ответов «воспитанников» могут быть, например, «мне скучно», «я не успеваю за другими» или «мне не нравится воспитатель».
Обмен опытом «Приемы познавательного развития детей в ДОО»
Решать задачи познавательного развития детей педагогам помогают разные приемы. Какие из них вы используете в своей работе?
Педагоги представляют один из приемов обучения. Их задача – рассказать, в чем его суть, привести примеры. Затем ведущий предлагает педагогам обсудить представленные приемы и как они используют на занятиях, насколько они эффективны. В конце ведущий раздает памятки с основными приемами.
• Наглядные методы: Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. Метод демонстрации, включает различные приемы: показ предметов, образца, способа действий, демонстрация картин, иллюстраций Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диафильмов, кинофильмов, презентаций.
• Словесные методы: объяснение, рассказ педагога, рассказ детей, чтение.
• Практические и игровые методы: упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование.
Дискуссия «Педтехнологии в работе педагога»
Еще один профессиональный инструмент педагогов – педтехнологии, в том числе для познавательного развития детей. Педагог, который внедряет в работу современные педтехнологии известных специалистов в сфере дошкольного образования, обладает высокой технологической компетентностью. Главная задача для такого педагога – развивать познавательную активность детей, активизировать их познавательную деятельность. Ответьте на вопрос: интересно ли педагогу работать, а воспитанникам – заниматься, если он использует современные педтехнологии? Приведите примеры педтехнологий и докажите их эффективность.
Педагог должен ориентироваться в современных педтехнологиях. При этом одну и ту же технологию разные педагоги могут реализовывать по- разному. В этом и проявляется их профессионализм и педагогическое мастерство. Педтехнологии предоставляют возможность для творчества не только педагогам, но и детям. Они экспериментируют, познают окружающий мир, применяют знания на практике.
Педагоги делятся опытом. В конце ведущий раздает им памятку с информацией о педтехнологиях для работы с детьми, а затем проводит рефлексию.
Технология детского экспериментирования.
Для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем то знания в готовом виде.
Технология проектной деятельности Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Технология исследовательской деятельности. Цель исследовательской деятельности в детском саду -сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Технология «ТРИЗ» Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Информационно-коммуникационные технологии
ИКТ в работе современного педагога:
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
Личностно-ориентированная технология Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Создание условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Технология интегрированного занятия
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга
Рефлексия «Что может помешать мне реализовать задачи познавательного развития детей по ФОП ДО»
Ведущий держит на ладони теннисный мячик.
Ведущий: Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля. Земля – это дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделала с моей жизнью, если бы полностью была властна над ней? Давайте посмотрим на проблему введения ФОП ДО в целом так, будто вы держите ее на ладошке.
Ведущий передает мячик первому участнику. Педагог держит мяч на ладони и представляет проблему, высказывает отношение к ней. Затем – передает мяч следующему участнику. Не обсуждайте ответы педагогов: здесь нет «правильных» и «неправильных» вариантов. Важно, как они рассуждают.
Ведущий: Король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова в контексте нашей работы?
Педагоги отвечают на вопрос.
Ведущий: Ставьте перед собой и перед детьми реальные цели. Педагог должен всегда руководствоваться принципом: «Главное – не навредить!». Помните, что дошкольный возраст – это возраст почемучек. Когда ребенок задает миллион вопросов, он познает мир. Взрослый, который находится рядом, выполняет роль проводника в этот огромный мир. Поддерживайте любознательность в детях, чтобы не превратить почемучек в незнаек.
Ведущий: Сегодня мы с вами актуализировали знания и определили условия успешного познавательного развития дошкольников.