Надежда Бабичева
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Цель:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
-Обновить научно - методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований;
-расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве;
-углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования;
-побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педпроцесса обучения детей родному языку;
-преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.
Занятие №1
Форма: проблемная лекция.
Тема: «Особенности речевого воспитания в дошкольной педагогике. Направления речевой работы с детьми».
Время проведения: ноябрь - 2-я неделя.
Цель: Создание определенного психологического настроя для расположения участников к восприятию информации, активизации познавательной деятельности педагогов через проблемную мотивацию.
Ход занятия:
I. Психологическое упражнение Монтессори - технологии, адаптированное для взрослых: «Свеча», (педагоги, встав в круг, передавая свечу по кругу друг другу, делают комплимент рядом стоящему).
II Основная часть: тезисы проблемной лекции:
- актуальность развития речи воспитанников именно в
дошкольном периоде, самоценности этого возраста;
-главная задача словарной работы, качества речи педагога в
словарной работе;
-пути формирования грамматического строя речи (разработка
таблицы по этому направлению);
-развитие звуковой стороны речи ребенка
(разбор схемы по этому разделу);
-формы развития связной речи детей: диалогической и монологической
-составление с педагогами таблицы:условия, влияющие на развитие речи ребенка;
-обсуждение задач развития речи детей в дошкольный период;
-комплексность решения проблемы развития речи дошкольников;
-составление схемы «Язык - речь».
III. Самотестирование педагогов по созданию условий для формирования навыков речевого общения воспитанников:
-развитие у педагогов способности к обмену мыслями, чувствами,
словами.
IV Рефлексия.
V. Домашнее задание педагогам:
-подготовить презентацию речевого дидактического пособия, материала, сделанного самостоятельно или адаптированной дидактической игры, применяемой в речевой деятельности детей своей группы.
Занятие №2
Форма: практикум.
Тема: «Приглашение к творчеству».
[/b]
(о проведении речевых, словообразовательных, словоголковательных игр и упражнений, развитие словотворчества детей).
Время проведения: январь. За неделя
Цель:
- актуализация знаний педагогов методики проведения дидактических игр и упражнений для развития речи детей; обмен опытом педагогов по творческому подходу к использованию дидактических игр и упражнений в работе с детьми.
Ход занятия:
I Вводная - традиционная.
О целях и задачах занятия. Анализ анкет.
Упражнение «Свеча» - передавая зажженную свечу из рук в руки друг другу по кругу педагоги говорят фразу о роли слова, русской речи, развития речи детей.
Психо-речевая игра «Ассоциации»:
1- групповой по кругу с вариантами ;
2- индивидуально-ассоциативная цепочка одного человека;
Релаксационно-рефлексивное упражнение «Волны на воде».
«Вода снимает любую информацию с человека - очищает душу».
Варианты: групповой - «Урок тишины» (пока всколыхнувшаяся вода в тазу (блюде) не успокоится, человек молчит и наблюдает за процессом успокоения поверхности воды)
индивидуальной - каждый человек выбирает степень воздействия на поверхность воды и, пока вода успокаивается, человек высказывает свои мысли о проблеме
II Основная часть - практическая.
1. Каждый педагог презентует подготовленную дидактическую игру/упражнение по развитию речи и демонстрирует пособие, время презентации устанавливается временем волнения поверхности воды.
Педагоги сдают свои листы - презентации своих игр/упражнений для речевого альбома педагогического творчества.
2. Комментарий о словотворчестве детей и взрослых.
-анализ примеров словотворчества и словесного озорства замечательных поэтов М. Маршака, Б. Заходера, Г. Санчира, И. Токматовой,К. И. Чуковского, М. Ясного и др.
-о пользе чтения смешных стишков со словесной и звуковой путаницей:
-эмоциональное состояние ребенка при восприятии смешных стихов, психологический анализ эмоций детей при этом;
-воспитательный эффект смеха, юмора и речи: словотворчество детей, игры с детьми и оформление речевых альбомов группы с фиксированием словотворчества детей.
3. Рекомендации по проведению праздника «Смеха и Юмора» в
группах.
О конкурсе Смехотворцев (Высказывание предложений педагогами).
III.Рефлексия.
IV. Домашнее задание педагогам:
-подготовить презентацию книге по развитию речи от разного лица (по выбору).
-проанализировать и сделать подборку смешных стихов поэтов, вплести их в сценарий «Дня смеха» в группе.
-Предложить родителям включиться в конкурс Смехотворцев, издав такое объявление:
«Внимание! Внимание!
Объявляется конкурс на самое лучшее смешное стихотворение, самые необычные названия обычных предметов.
Ребята и взрослые!
Запишите ваши придумки и подборки в семейно-групповой альбом и нарисуйте к ним картинки -иллюстрации».
Занятие №3
Форма: консультация - комментарий.
Тема: «Беседы и разговоры с детьми как психотерапевтическое средство»
[/b]
(о методах].
Время проведения: март, 4-я неделя.
Цели:
-актуализация знаний педагогов психотерапевтических средств, применяемых в работе с детьми, методов лечебной педагогики для воспитания личности ребенка.
-анализ форм речевого развития, связанных с терапией словом.
Ход занятия:
I Вводная часть - традиционная.
1 .Речевой тренинг: дидактическое упражнение «Свеча» :
- передавая свечу по кругу друг от друга, из рук в руки, педагоги говорят несколько строк из любимого стихотворения, передавая свое
искреннее отношение к образцам поэтического творчества, раскрывая
свои стремления в жизни.
2. Упражнение: «Первое впечатление».
Каждый педагог выбирает пособие по развитию речи детей. Необходимо презентовать выбранную книгу, но в той роли, которая была педагогу предложена заранее.
Ролевая игра:
Варианты для представления -«Вы-телеведущий. Вы - продавец. Вы - покупатель, Вы-Преподаватель, Вы - воспитатель, Вы - логопед, Вы - журналист, Вы -домохозяйка, Вы - руководитель ДОУ, Вы - психолог, Вы - многодетная мать, Вы - автор книги, Вы - молодая мама, Вы - студентка педколледжа и т. п.»
II. Основная часть, (тезисы)
-Консультация - комментарий.
1. Круг - место гармонизации. Экскурс в историю собрания людей в круг для различного общения.
2. Что такое психотерапия?
-Психотерапия, как и лечебная педагогика, является столько же методами лечения, сколько и воспитания личности.
-Особые способности, качества, которые требуются от педагогов для проведения психотерапии.
-Средства и методы, используемые педагогом при проведении психотерапевтических действий.
-Правила, советы, принципы лечебной педагогики/терапии.
-«Чистое слово само по себе - врачеватель души». Язык чувств в д/саду.
Вывод: цель разговорной терапии - сформировать в ребенке самоуважение, высокую самооценку - высокая цель каждого педагога.
-Создание различных ситуаций общения в группе. Ритуалы и традиции группы.
-Темы «терапевтических разговоров в кругу группы»(раздаются памятки каждому участнику).
- Если дети почувствуют «роскошь человеческого общения» уже в дошкольном возрасте, то импульс развитию главного таланта общения - будет дан.
III. Рефлексия.
IV. Домашнее задание педагогам:
• описать ритуалы и традиции своей группы, как речевую терапию души ребенка. (Оформить на альбомных листах с речевыми текстами и фотоиллюстрациями): ежедневные, еженедельные, ежемесячные.
Занятие № 4
Форма поведения: Мини -ринг.
Время проведения: май, 4-я неделя.
Тема: «Современные и классические методики подготовки детей к школе по обучению грамоте».
Цель:
-Показать педагогам эффективные методы и приемы знакомства детей и приемы знакомства детей со звуками, буквами, словами для того, чтобы мир букв стал ближе ребенку, чтобы этот процесс для ребенка был удовольствием;
-познакомить с особенностями эффективных методик обучения
чтению, грамоте детей-дошкольников.
Ход занятия:
I Вводная часть - традиционный круг.
Упражнение: «Пакет откровения».
По кругу педагоги передают «пакет откровения», каждый достает из конверта лист с вопросом - высказыванием и высказывает свое мнение по вопросам возрастных особенностей детей и по подготовке обучению грамоте дошкольников.
II часть - основная - комментарий.
-Презентация Подвижного алфавита и шершавых букв М. Монтессори. Приемы работы детей с ними.
-Метод Глена Домена: «чтение с пеленою) (рекомендации для работы с детьми в ясельной группе c показом видеосюжета).
-Сесиль Лупан и его оригинальная методика обучения(демонстрация образцов букв для предъявления ребенку).
-Методика Н. А. Зайцева(демонстрация видео сюжета семинара по методике).
-Презентация: «Зрительный образ рукописных букв и элементы букв» - игры и упражнения для детей.
III часть - практическая - показ приемов обучения грамоте дошкольников по технологии наглядного моделирования («Путешествие по Звукобуквограду»).
IV Рефлексия.
Педагоги составляют мини - текст о развитии речи детей. Высказывания мнений педагогами, участвующих в работе семинара, об интересной информации, полученной на занятии.
Обмен опытом о применении новых идей семинара по развитию речи
в работе с детьми.