Елена Игоревна Банщик
Семинар-практикум «Особенности работы педагогов с тревожным ребёнком»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов на тему
«Особенности взаимодействия с тревожными детьми»
Цель: формирование у педагогов ДОУ представления об основных направлениях и методах профилактики и коррекции тревожности у дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием «тревожность» и причинами её возникновения.
2. Раскрыть психологические особенности тревожных детей.
Публикация «Семинар-практикум „Особенности работы педагогов с тревожным ребёнком“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Оказать помощь в выявлении тревожных детей, представить направления работы по снижению детской тревожности.
4. Обучение эффективным способам взаимодействия педагога с тревожным ребёнком.
Предварительная работа:
1. Подготовка презентации, подбор оборудования для проведения семинара-практикума.
2. Оформление методических рекомендаций для педагогов.
3. Подбор и оформление картотеки игр с тревожными детьми.
План проведения:
1. Приветствие. Упражнение «Поздоровайся необычным способом»
2. Психологическая разминка. Игра «Сто мячей»
3. Вступительная часть.
4. Информационная справка «Что такое тревожность».
5. Практическая работа:
1 подгруппа – упражнение «Словесный портрет тревожного ребёнка»;
2 подгруппа – упражнение «Портрет тревожного ребёнка».
6. «Педагогическая копилка».
Обсуждение с педагогами информации в приложениях:
А) «Как выявить тревожного ребёнка»;
Б) «Как играть с тревожным ребёнком»;
В) Анкета «Признаки тревожности».
7. Информационная справка «Как помочь тревожному ребёнку».
Проигрывание с педагогами упражнений способствующих снятию тревожных проявлений у воспитанников.
8. Заключительная часть.
Игра «Гусеница».
9. Рефлексия мероприятия.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте поздороваемся необычным способом.
1. Приветствие «Поздоровайся необычным способом».
Цель: зарядить группу энергией, проявить фантазию.
Содержание: упражнение проводится в круге. Каждый из участников по очереди здоровается со всеми своим способом. Остальные повторяют движение.
2. Психологическая разминка.
Игра «Сто мячей».
Цель: развитие распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.
Содержание: Одно из главных условий – играть молча. Все участники встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он бросает кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т. д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допускать падения на пол.
3. Вступительная часть.
Начать нашу встречу я хотела бы такими словами:
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили. поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Мы продолжаем с вами говорить о категории, так называемых, «трудных детей». На предыдущей встрече мы говорили о детях, склонных к агрессии. Сегодня мы поговорим о тревожных детях.
4. Актуальность.
Информационная справка «Что такое тревожность».
Цель: познакомить с понятием ситуативной и общей тревожности; объяснить соотношение понятий «тревога» и «тревожность», «боязнь» и «страх», периодизацией страхов у детей.
Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность».
Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов»
Эти два термина часто смешивают, однако, это совсем неидентичные термины. «Тревога» - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, «ком в горле», слабость в ногах и т. п. Однако помимо физиологических существуют и поведенческие проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы.
Мобилизирующая Расслабляющая
(дает дополнительный импульс) (парализует человека)
Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще — во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте.
Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.
Причины возникновения тревожности.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта.
Он может быть вызван:
1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.
Хочу обратить особое внимание на то, что очень часто появление данного свойства личности связано с нарушением детско-родительских отношений.
Обратная связь. Испытывали ли Вы сами чувство тревоги? Что чувствовали в такие моменты? Есть ли у вас в группах тревожные дети?
5. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка»
Материалы и оборудование: столы, 2 ватмана, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, магниты, магнитные доски.
Педагоги разбиваются на 2 группы: одна подгруппа составляет словесный портрет тревожного ребенка, обсуждая, какие качества и свойства поведения, мимика, жесты ему характерны, вторая подгруппа изображает сам портрет тревожного ребёнка.
По истечении 5 минут групповой работы портрет и ватман с характеристиками вывешивается на магнитной доске.
Портрет тревожного ребенка
Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями "проблемных" детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.
-Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.
-Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности.
-У них высокие требования к себе, они очень самокритичны.
-Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.
-Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
6. «Педагогическая копилка».
Памятка «Как выявить тревожного ребенка» (Приложение 1)
Опытный воспитатель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на улице, в общении с другими детьми.
П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.
Критерии определения тревожности у ребенка:
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение, зажим (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Памятка «Как играть с тревожными детьми».
1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как “Кто быстрее?”
3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, так как состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. например: “Воздушный шарик”, “Корабль и ветер”, “Дудочка”, “Штанга”, “Винт”, “Водопад” и др.
Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: “Подарок под елкой”, “Драка”, “Сосулька”, “Шалтай-Болтай”, “Танцующие руки”.
В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры “Дракон”, “Слепой танец”, “Насос и мяч”, “Головомяч”, “Гусеница”, “Бумажные мячики”.
Игры “Зайки и слоны”, “Волшебный стул” и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).
Анкета «Признаки тревожности» (Приложение 2)
7. Информационная справка «Как помочь тревожному ребёнку».
Работу с тревожными детьми необходимо проводить в трех основных направлениях:
1. Повышение самооценки ребенка;
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Рассмотрим подробнее каждое из направлений.
1. Повышение самооценки ребенка.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта». Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.
Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы:
-Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.
-Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).
-При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время.
-Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
-Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», «Похвалилки», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».
Работа по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением.
Игротренинг. Упражнение «Щепки на реке».
Цель: эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе, развитию уверенности в себе.
Содержание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.
Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь.
Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.
Как показали наши наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Обучить ребёнка расслаблению – не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать и т. д., но что значит расслабиться – это им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем: после сильного напряжения мышц следует их расслабление.
Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)
Использование элементов самомассажа, различных дыхательных упражнений и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения.
Игротренинг. Упражнение «Шалтай - Болтай».
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
Содержание: участники под первые четыре строки стихотворения поворачивают туловище вправо – влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняют корпус тела вниз. Упражнение выполняется под музыку.
3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.
Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра и театрализация.
Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, а используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической, относиться к нему как к менее значимому.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако, когда речь идёт о тревожных детях, этот приём категорически недопустим. Желательно избегать игр состязательного характера, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Лучше сравнить достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
8. Заключительная часть.
В заключении нашей встречи я хочу предложить ещё одно интересное упражнение, направленное на формирование чувства доверия и уверенности в себе.
Игра: «Гусеница».
Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнерам друг друга не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
Оборудование: мячи (воздушные шары) для каждого участника команды.
Содержание: «Мы сейчас с вами будем одной большой гусеницей, и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочки участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.
Обратная связь Какая игра понравилась? Почему? Какие эмоции испытывали, когда участвовали в игре?
9. Рефлексия мероприятия.
Бланки для участников семинара-практикума содержит следующие вопросы:
1) Чем полезна для Вас эта встреча?
2) Какие приемы Вы будете использовать при общении с детьми вашей группы?
3) Ваши предложения.
Приложение 1
«Педагогическая копилка»
Памятка «Как выявить тревожного ребенка».
Опытный воспитатель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на улице, в общении с другими детьми.
П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.
Критерии определения тревожности у ребенка:
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение, зажим (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Памятка «Как играть с тревожными детьми».
1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как “Кто быстрее?”
3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Приложение 2
Анкета «Признаки тревожности»/b]
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.