Папки-передвижки

Семинар-практикум «Образ жизни оригами»

ольга власова
Семинар-практикум «Образ жизни оригами»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум. Тема «Образ жизни оригами»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах использования искусства «оригами» в воспитании и интеллектуальном развитии детей.

Задачи:

1. Познакомить с историей оригами и её особенностями изготовления.

2. Расширить представления педагогов об искусстве оригами и о его использовании в работе с детьми.

Оборудование:

Публикация «Семинар-практикум „Образ жизни оригами“» размещена в разделах

Готовые образцы поделок оригами, распечатанные схемы, ножницы, цветная бумага.

Ход семинара:

Теоретическая часть.

А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей

Но немало и других стран может также похвастаться собственными достижениями в области складывания бумажных фигурок. Оригами захватило почти весь мир. Со временем оно пришло и в Америку, Африку, Италию, Данию, Корею и многие другие страны мира. Данное искусство так же как в Японии покорило все знатные дома Европы, а потом распространилось и на все сословия. Но когда бумага еще оставалась довольно редким и дорогим материалом, вместо нее часто использовали ткань.

В России оригами долго считалось детской забавой. Если верить историкам, то первым моду на оригами ввел юный наследник престола Николай II. А познакомил его с этим искусством филолог из Кембриджа — Чарльз Сидней Гиббс, занятие теперь начиналось с обучения складыванию новой фигурки из бумаги.

Особой любовью к искусству целого листа отличался великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он целиком освоил японскую технику складывания различных фигурок из бумаги. И часто экспериментировал, создавая свои собственные уникальные произведения. Среди самых известных оригамистов стоят такие имена как Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, американский иллюзионист Гудини. Еще один фокусник Роберт Харбин создал целую передачу об оригами.

Новым подъемом оригами после войны обязано мастеру Акира Йошизава. Перенеся все тяготы войны, он решил посвятить свою жизнь изобретению новых фигурок. Вместе с новаторской методикой он получил всемирную известность. Он побывал во многих странах, в том числе и в России в 1978 году. Йошизава пропагандировал оригами. И это искусство полюбилось и прижилось в большинстве государств, которые он посетил. И хотя теперь уже во многих странах сложились свои традиции оригами, но несомненным лидером в этой области была и остается Япония.

После второй мировой войны журавлик стал настоящим символом мира и свободы. А также символом избавления от ядерной угрозы и лучевой болезни. Это связано с определенной легендой, которая очень похожа на быль и повествует о девочке по имени Садако Сасаки. Она родилась в 1943 году, а в 1945 во время бомбардировки Хиросимы погибли ее родители. Сама она была больна лучевой болезнью. В больнице она начала складывать фигурки из бумаги. Малышка верила, что история про тысячу журавлей, которые исполняют желания — неподдельная истина. Мечтая выздороветь, она один за другим складывала бумажных журавликов и просила о мире на всей планете. Но мечте не суждено было сбыться. Сложив только 644 журавлика, девочка умерла 25 октября 1955 года. Но идею подхватили многие люди по всему миру. И новые и новые журавлики стали «прилетать» в музей мира. Таким образом, маленький бумажный журавлик стал символом мира.

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги. Использование оригами в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Техника оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Так же, оригами воздействует на развитие таких психических процессов ребенка, как внимание, память,

мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом.

Хочу сказать несколько слов о использовании занятий оригами в арт-трапии.

в реабилитационной практике врачи и педагоги. В материалах Первой международной конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии» отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами слуха, зрения, опорно-двигательной системы, пациентами психоневрологических диспансеров, психиатрических больниц, глухонемыми, онкологическими больными, а также социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между педагогом и ребенком. Поэтому неслучайным является появление нового термина в арт-терапевтической практике - «образ жизни оригами».

Занимаясь оригами, ребенок становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние воспитанников. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение. Известны примеры успешного применения оригами даже в случаях аутизма. Уникальность арт-терапевтического влияния оригами заключается также в том, что человек, даже в условиях полной изоляции, имеет возможность вести диалог с собой, со своим интеллектом. Это приносит огромное удовольствие.

Причин успеха занятий оригами в атр-терапии и организации досуга в реабилитационных центрах много:

- во-первых, – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому;

- освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым- результат достигается быстро;

- имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этому – сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий;

-есть возможность руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей;

- устраняется барьер между педагогом и ребенком, возникает атмосфера доверия;

- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным;

- оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других арт-терапевтических направлений: сказкотерапию (сказки оригами, игротерапию (игры с подвижными фигурками, терапию средствами музыки, терапию цветом (используется разноцветная бумага);

- метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды, орнаменты, «3-D»-модели) уравновешивают психическое состояние человека;

- сама форма некоторых фигур (кусудам, многогранников, каркасных структур) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект.

Занятия оригами способны отвлечь их внимание от болезни и облегчить тяжелое душевное состояние.

В моей практике были случаи, когда «отстающие» по основным предметам ребята, дети с ослабленным слухом, тревожные, необщительные, неуверенные в себе, гиперактивные были успешны в оригами и это им помогало справиться с их проблемами. (Коломийцев С. ,Зайдулин К. -нарушение опорно-двигательного аппарата, Мазманян Н, Лавник И.

Обучение оригами и занятия с детьми в реабилитационных центрах не требуют много времени, или какого-то специального оборудования. В большинстве случаев нужны только бумажные квадраты или бумага формата А4 и элементарные знания работы в этой технике. Начальный курс оригами включает изучение базовых форм, основных приемов складывания, международных условных знаков для работы по схемам, знакомит с простыми классическими моделями, модульным оригами. Изучаются также игровые методы работы с детьми. В оригами есть огромное количество моделей, разных по уровню сложности. Их выбор зависит от возраста ребенка и состояния его здоровья.

Влияние занятий оригами на развитие мышления и интеллект изучали психологи из Ростова-не-Дону, Екатерина и Юрий Шумаковы, чей сайт оригами был в свое время признан лучшим в мире. Они пришли к выводу, что такие занятия:

-повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

- повышают уровень интеллекта в целом;

- активизируют творческое мышление;

- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

- улучшают память и глазомер.

Эти наблюдения одинаково ценны как для работы со здоровыми детьми, так и в условиях реабилитационных центров, когда мобилизация психологического состояния является очень важным условием.

Очень важна работа по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. У них улучшается координация артикуляционного аппарата, сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Это доказано исследованиями проведенными учеными (М. И. Кольцова, которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Еще известный физиолог В. М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. К тому же научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук активизируют расположенные в непосредственной близости речевые зоны.

Занятия оригами любят почти все дети. Когда речь идёт об изготовлении подарков родителям, или участие в конкурсах, складыванием из бумаги хотят заниматься все, даже те немногие мальчишки или девчонки, которым не свойственна монотонная деятельность и долговременное сидение на стуле. Как правило, в оригами нет равнодушных, ведь изготовив подарок или открытку, дети радуют своих близких, а сделав своими руками игрушку, можно поиграть.

Таким образом, искусство оригами - не просто развлечение. Оно прививает художественный вкус, развивает умственные и логические способности, совершенствует трудовые умения ребенка, тем самым способствуя всестороннему развитию ребенка.

Практическая часть:

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ :

• обследование (определять материал и свойства, способы изготовления, технику складывания и сгибания)

• показ и объяснение.

• положительная педагогическая оценка, анализ результата (оценить качество, оригинальность работы)

• игровые приёмы.

Базовые формы являются основой для большинства оригамных изделий. Базовая форма – это исходная форма, используемая в дальнейшей заготовке. Базовая форма,с которой работаю я –треугольник. Модули – это повторяющиеся элементы, из которых собирается вся поделка или конструкция. Модули соединяются между собой без клея, для подвижности деталей.

И, последнее – это схема. На ней в определённой последовательности нарисованы этапы создания игрушки.

И непосредственно изготовление самой поделки. К чему мы сейчас и приступим. Складывание игрушки производить на столе, так как пальцами нужно сильно нажимать на линию сгиба, чётко следить за соединением уголков и линий.

Гимнастика для пальчиков:

Для начала разомнем с вами наши пальчики:

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана».

Для изготовления подели нам необходимо сделать модули.

С начала нам нужно получить из листа бумаги прямоугольники. Возьмите лист и сложите по длине и ширине два раза пополам. Прогладьте линии сгиба пальцем или ногтем. Разрежьте ножницами по линиям сгибов лист на прямоугольники.

Теперь из прямоугольника мы по схеме сделаем несколько манипуляций.

Мы получи базовую форму «Треугольник».

С помощью этих модулей мы сделаем коллективную работу «Ромашки».

Молодцы, все справились с заданием.

Список литературы

1. Арт-тарапия – новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. – М. :Когито-Центр,2006. – 336с.

2. Гулинкина О. Геометрия жизни. Влияние формы упаковки на человека и пространство. Packagin, №1(15,февраль,2008,с. 56-62.

3. Осадчук Л. О. Образ жизни оригами. Киев,2006, с. 54-60.

4. Использованы материалы сайтов https://sasha-te.narod.ru.ru. Крайнер Анастасия;

kazedu.kz

5. Интернет- ресурсы.

Схема сборки модульного оригами "Ромашка".

Для одной ромашки потребуется 150 треугольных модулей (60 желтых и 90 белых модулей).

1 ряд: 20 желтых модулей ставим на короткую сторону (КС).

2 ряд: 20 желтых модулей ставим на длинную сторону (ДС).

Лучше сразу собирать три ряда.

3 ряд: 20 желтых модулей на ДС.

Соединяем 3 ряда в кольцо.

Переворачиваем изделие.

4 ряд: 20 белых модулей.

5 ряд: 10 белых модулей одеваем через 1 модуль.

6 ряд: 20 белых модулей одеваем один кармашек модуля на уголок модуля 5 ряда, а другой кармашек на свободный уголок 4 ряда.

7 ряд: повторяем 5 ряд.

8 ряд: повторяем 6 ряд.

9 ряд: повторяем 5 ряд.

Для стебелька можно использовать деревянные шпажки и зеленую бумагу. Вырезаем из зеленой бумаги полоску толщиной 1 см и оборачиваем ей шпажку. Вырезаем листики и приклеиваем их на стебелек. Верхний кончик стебелька оборачиваем желтой бумагой, из которой собирали модули для серединки ромашки. Надеваем ромашку на стебелек.

Модульное оригами "Ромашка" готово.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого» «Семинар – практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого». Выполнил:.

Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя»Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя» Уважаемые гости моей странички, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар "Педагогическое мастерство воспитателя" Данный семинар прошел.

Семинар-практикум «Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка» Семинар – практикум. Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка. Цели: • Вызвать чувство доверия ребенка к взрослому, сверстникам; • выполнять.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Образ жизни оригами»
Опубликовано: 12 марта 2021 в 10:54
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Образ жизни оригами»» (включая файлы) размещена пользователем ольга власова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД