Ольга Бебенова
Семинар-практикум «Нетрадиционные техники рисования»
«Мир будет счастлив только тогда,
Когда у каждого человека будет душа художника.
Иначе говоря, каждый будет находить радость в своём труде.
Роден.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним.
Зачем и почему дети рисуют? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть.
Публикация «Семинар-практикум „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Семинар, практикум
- Темочки
Все в детстве рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Рисуя, ребёнок усваивает понятия «вертикаль», «горизонталь», отсю-да линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства мате-риалов, постепенно осмысливает окружающее. Рисование не только способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребёнку упорядочить бурно осваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире.
Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонёк творчества. Как сказал один мудрец: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события.
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Занятия по рисованию с детьми следует начинать со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Сначала следует научиться рисовать пальчиком. Затем за-дачу можно усложнить; использовать в процессе рисования тампончики, жесткую кисточку. Предварительно на листе бумаги простым карандашом нанесите контур. Попросите детей внимательно рассмотреть рисунок и обвести его пальцем, проговаривая – вот грудка, мордочка, ушки, спинка и т. д. Затем сделайте тычки тампоном или кисточкой, не оставляя просвета между ними. Рисунки получаются объемными и живыми, понятными каждому ребенку.
На последующих занятиях подведите детей к решению новых задач
и применению различных способов изображения сюжета, пейзажа, натюрморта. Неотъемлемой частью работы должны стать экспериментирование с красками и совместное разрабатывание способов рисования.
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Для маленького ребенка художественный материал обладает завораживающей,
притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию адекватного художественного образа. Кроме того, познавая
свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создавать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
В старших группах подобная работа помогает решить специфические задачи; развитие наблюдательности, формирование способностей живо откликаться на со-бытия окружающей деятельности, умение видеть красоту природы. Дети знакомятся с новыми способами изображения – кляксографией, набрызгом и т. д. Эмоционально воздействующим средством на занятии является музыка, которая учит детей размышлять и переживать.
Обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Задачи :
- учить детей познавать мир и себя в нём через открытие звуков, цвета, формы;
- развивать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия;
- упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой);
- поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению;
- учить радоваться результатам своего труда и труда товарищей.
Опускаем пальцы в краски.
”Построим муравейник”.
Развитие коммуникабельности, способности к сотрудничеству помогает выполнение коллективной работы ”Муравейник”. Обозначьте на тонированном листе контуры будущей постройки. Для рисования веточек, травинок, соломинок используйте фломастеры или карандаши различных оттенков. Поставьте весёлую музыку. Затем каждый из строителей поселит в новом доме своего муравьишку. Тельце муравьишки рисуют тремя прилегающими друг к другу отпечатками подушек пальцев предварительно опущенных в чёрную краску. Лапки и усики дорисовать фломастером. Оживят работу листочками, случайно упавшими на муравейник, выполнение в технике отпечатывания свежими листьями. Свежий лист помещают на дощечку тыльной стороной вверх, окрашивают гуашью и используют как печать, т. е. кладут на рисунок окрашенной стороной, накрывают салфеткой, слегка прижимают и аккуратно снимают.
”Маленькая страна”.
Предложенная техника позволяет изобразить целый “народец” маленькой страны: это жучки, паучки, гусенички. Гусенички изображаются так же, как и муравьи, только отпечатков будет больше. Гусенички должны быть разноцветными, яркими, контрастирующими с зелёной листвой.
Следующий вид ”забавного” художественного творчества родился из наблюдений за тем, как дети, не совсем верно выполняя рекомендации педагога, слишком глубоко окунали пальчики в краску, а затем старательно очищали их, вытирая их о лист бумаги или салфетку. Чтобы изобразить розу с помощью этого приёма, опустите палец (до второй фаланги) в жёлтую краску, а затем круговыми движениями, как бы раскручивая спираль, со всех сторон вытирайте палец о бумагу. Оставшуюся на пальце краску убирают мокрой салфеткой. Затем опускают второй пальчик в краску другого цвета. Аналогичными движениями поверх желтой краски наносится красная. Для второго слоя лучше набирать на пальчик меньше краски, тогда лепестки будут выглядеть нежнее. Используя технику отпечатывания свежими листьями, цветок обрамляют зелёными листьями.
”Осенний лес”.
Техника печатания поролоновыми тампонами усиливает контакт между рукой ребёнка и рабочей поверхностью. Сжимая и разжимая упругий материал, ребёнок активно массирует кончики пальцев. Если проводить работу под музыку, можно развивать у детей не только моторику, но и чувство ритма. Поролоновые тампоны для рисования несложно изготовить самим (длина 8-10 и диаметр 3см.). Очень удачно в та-кой технике получится осенний лес. В пору золотой осени яркие пышные кроны деревьев напоминают разноцветную пену.
Ёмкость палитры заполняют слегка разбавленной гуашью желтой, красной, оранжевой, зелёной цветов. Дети опускают в краски кончики тампонов и печатают кроны, заполняя почти всю поверхность затонированного в цвет неба листа. Немного места в верхней и нижней части листа оставляют для неба, проглядывающего сквозь кроны деревьев, и поляны.
В процессе работы дети наблюдают за ’’волшебным превращением красок’’- за образованием новых цветов. Для изображения солнечной поляны на кисть набираются последовательно жёлтая, зелёная или коричневая краска (на кончик). Горизонтальны-ми полосами изображается залитая солнцем поляна со слегка потускневшей травой. Стволы и ветви деревьев, проглядывающие сквозь кроны, изображают кистями вертикальными линиями.
''Лохматая кисточка''.
Не редко педагог делает замечания детям: '' Ты не правильно пользуешься кистью, посмотри, какая она лохматая стала. С кистью так обращаться нельзя''.
Давайте посмотрим, что может нарисовать такая ”шалунья?” Кисточку с мягким ворсом смочите водой, тщательно промокните тканевой салфеткой и расправьте волоски в разные стороны, чтобы получилось подобие звёздочки (кисточка при этом должна быть влажной). В ячейке палитры выкладывается неразбавленная гуашь. Кисточка лохматая, колючая, значит, получатся замечательные котята, щенки, ёжики, новогодние ёлочки и мягкие игрушки.
Создавая портрет котёнка, наберите на кисть-звёздочку оранжевую краску, за-тем слегка коснитесь коричневой, чтобы она окрасила только кончики ворса, тычками, нарисуйте контур котёнка, затем раскрасьте его с помощью той же технологии. Глазки нарисуйте пальцем (жёлтым и зелёным).
Существует такой замечетельный вид графики, как монотипия. Использование этой техники способствует пробуждению фантазии и развитию образного мышления.
Сначала надо сложить лист бумаги пополам. Затем, раскрыв его, протереть влажной салфеткой и нарисовать гуашевыми красками какое – либо изображение на половине листа. Пока краски не высохли, надо вновь сложить лист пополам, плотно прижать обе части и разгладить их руками. Рисунок симметрично отпечатается на чистой половине листа. Затем надо внимательно рассмотреть изображение и при необходимости дополнить его деталями.
Не менее интересной является техника – пуантилизм, когда изображение состоит из множества маленьких точек. При рисовании точками, а не линиями рисунок приобретает мозаичный вид. Используя этот приём, можно нарисовать контуры светлой краской, а затем заполнить их яркими точками.
Интересным получается изображение, выполненное при помощи штампов и печатей. Причём изготовленные в присутствии детей штаммы из обычных картофелин. Штамп обмакивается в гуашь на палитре или краска наносится на него при по-мощи кисти.
В качестве штампов используется любой подручный материал (катушки от ни-ток, коробочки, пузырьки, кубики, пуговицы, резиновые ластики).
Для изображения животных, да и в пейзажных рисунках, можно использовать в место кисти поролон. Небольшие кусочки поролона произвольной формы с нанесён-ной на них с помощью кисти краской прикладываются к листу бумаги. Отпечаток, со-стоящий из мелких пятнышек, создаёт ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются нежные ветки с едва распустившимися листочками, шёлковая трава, ажурные кроны деревьев.
В работе с гуашью может быть применён приём процарапывания по сырой краске. На только что выполненное изображение при помощи стеки наносят штрихи или полосы.
Существует такой замечательный способ рисования, как кляксография с тру-бочкой. Развести немного краски, набрать на кисточку и капнуть на лист. Затем дуем через трубочку на кляксу. Получается деревце, паучок, в общем, всё что угодно.
Рисовать можно и с помощью полоски плотной бумаги. Край полоски, длиной 4-5см., шириной 0,5-1,5см., обмакнуть в краску и, изменяя его движение, рисовать различные картины.
Рисование набрызгиванием. Понадобятся – зубная щётка, полоска плотной бумаги и краску, разведённую водой. Опускаем 1\3 часть щетины зубной щётки в краску, затем с помощью полоски плотной бумаги делаем набрызги (сюжет).
Способов нетрадиционной техники рисования много, по мимо выше перечисленных существуют следующие:
1. Рисование ниткой.
2. Рисование веником.
3. Рисование на мокрой бумаге.
4. Трафарет.
5. Рисование свечёй.
6. Объёмная аппликация.
7. По запаху.
Ребёнок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобрази-тельный материал. Он должен находиться в доступном для ребёнка месте во время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.
Разве отыщется на свете ребёнок, который не любит волшебство? А кто отказался бы собственноручно нарисовать волшебный рисунок?
Не забывайте, что ваша цель – не вырастить художника, что творчество для малыша не результат, а процесс! И искренняя похвала – лучшая почва для самовыражения, без которого малышу будет тяжело вырасти счастливой и успешной личностью. По чаще хвалите своего юного художника, бережно относитесь к плодам его творчества, цените самобытность и индивидуальность его работ.
Конспект занятия по изобразительной деятельности “День рождения Бабы Яги"
(с элементами нетрадиционного рисования).
Программное содержание: развивать у детей творческую активность, художественно-креативные способности; закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник (рисование свечой, печать от руки и пальцевая живопись); вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями; формировать образные представления в процессе восприятия сказки и создания образа на её основе; воспитывать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.
Предварительная работа. Серия занятий по программе, где в гости к детям приходит “Гусёнок”, который становится детям другом. Чтение русских народных сказок: “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Баба Яга”, “Жихарка” и др. Провести цикл бесед “Как сделать человека счастливым”, “Что такое добро и зло?”, “Умеешь ли, ты, делать комплименты?”. Рисование положительных и отрицательных героев русских народных сказок (используя технику рисования свечой, печать от руки и пальцевая живопись). Сочинять загадки о героях сказок вместе с родителями и загадывать их друг другу в группе.
Материалы. Бумага для рисования (белая и цветная, гуашь, акварель, стаканчики с водой, поролоновые тампоны, влажные салфетки. Нарисованные свечёй рисунки детей, но не затонированные акварелью, корзинки, “волшебная” шишка, игрушка – Гусёнок, платок, бусы, сапожки, помада для губ, сундук, колпаки для гномов и косыночки для матрёшек. Аудиокассета с записью необходимого музыкального сопровождения (на усмотрение педагога).
Ход занятия
В студию входит Алёнушка с детьми, в руках у детей корзинки с принадлежностями для рисования (звучит легкая музыка).
Алёнушка (А). Какая чудесная полянка, как красиво вокруг. Слышно как щебечут птицы, стрекочут кузнечики, порхают бабочки. А вам не хочется хоть на секунду превратиться, например, в маленькую пташку или великолепную бабочку, тогда закройте глаза.
Вокруг три раза обернись
И в лесную пташку превратись.
В ладоши похлопай,
Ногами потопай,
Будем прыгать и играть
Как кузнечики скакать
Вокруг себя ты покружись
И в берёзку обернись.
(дети превращаются в птиц, деревья, кузнечиков).
Вдруг они замечают, что на опушке леса, за старым пнём, кто-то шевелиться. Они подходят и видят кого-то связанного.
А. Кто ты? Кто тебя связал? (Алёнушка и дети освобождают)
Лесовичок (Л). Я, Старичок-Лесовичок, шел по лесу и встретил вашего друга Гусёнка. Он спешил к вам в гости, он говорил мне, что вы хорошие ребята и хо-тел меня познакомить с вами. Я не думал, что моя встреча с вами окажется такой печальной и мне придётся сообщить вам плохие новости.
А. Да что случилось Лесовичок? Говори скорей!
Л. Пока мы с гусёнком обо всём договаривались, налетела Баба Яга, меня связала, а гусёнка унесла за голубые реки.
А. Гусёнок наш друг и мы его очень любим. Правда, ребята? Что нам делать?
Дети. (Д). Надо идти его выручать!
А. Кто же нам в этом поможет? (Варианты детей).
Л. Я вам помогу, только нам будет нужно идти в чащу леса, а по дороге нам встретится много препятствий. Вы не боитесь?
Д. Ничего мы не боимся, мы со всем справимся!
А. Только вот беда, мне пора возвращаться в свою сказку. Меня там ждет братец Иванушка.
Л. Не огорчайтесь ребята, я вам помогу. Мы пойдём в свою сказку, а с Алёнушкой давайте попрощаемся.
А. До свиданья, ребята! До свиданья Лесовичок! Удачи вам!
Д. и Л. До свиданья, Алёнушка! (Аленушка уходит.)
Л. Ребята у меня есть волшебная шишка. Куда она упадет туда нам и идти. (Кидает шишку) Ой она попала прямо в болото. Странно, почему листья у кувшинок белые? Ребята, как вы думаете, чтобы это обозначала? (Ответы детей)
Л. Находит бумажный свиток. Читает его. “Я бабусенька-ягусенька, красатуленька-крохотуленька, кто отгадает мою загадку тот и топь пройдёт. Кто на свете всех милее и румяней, и белея?”. Сплошные загадки в таких делах торопится не к чему, необходимо подумать. Что будем делать?
Подвести ответы детей к решению затонировать листья кувшинок в зелёный цвет. Дети с помощью поролоновых тампонов тонируют листы и видят отгадку, так как на листках проявляются портреты Бабы Яги.
Л. Ребята, кто на свете всех милей и румяней и белей?
Д. Баба Яга!
После ответа детей раздаётся музыкальный сигнал, символизирующий правильный ответ.
Л. Загадку мы отгадали, пора отправляться в путь-дороженьку.
Лесовичок кидает шишку, она падает в молочную речку с кисельными берегами. Дети видят бумажный кораблик с письмом от Бабы Яги “Кто порадует меня, тот и перейдёт речку”.
Л. Что бы это означало ребята?
Д. Нужно Бабусеньке - Ягусеньке подарки подарить.
Л. Какие? (Ответы детей). Ребята у нас в корзинках есть красочки и бумага, а кистей нет! Как и чем же мы будем рисовать подарки?
Д. Пальцами и ладошками.
Л. У нас получились настоящие подарки, которые без сомнения понравятся Бабе Яге и она отпустит нашего друга. Пойдемте быстрей! Шишка укажи нам путь – дорожку. (Бросает шишку и она падает у избушки Бабы Яги) Ребята, какие слова обычно произносят, чтобы избушка повернулась к нам?
Д. Избушка, избушка повернись к лесу задом, а к нам передом! (Избушка поворачивается).
Звучит тревожная музыка, появляется Баба Яга.
Баба Яга. Фу, фу. Русским духом пахнет. Кто это ко мне пожаловал? (Напевает).
У меня друзья хорошие
Старый леший, домовой.
И болотная кикимора
Тоже водится со мной.
А вот девчоночек и мальчишечек в друзьях у меня ни когда не было, и вообще я люблю их только кушать на завтрак, обед и ужин. Зачем пожаловали?
Д. Мы пришли за Гусенком. Отдай нам его, пожалуйста!
Б. Я. Как, вы смеете меня об этом просить! Вы, что решили меня с голоду заморить!
Д и Л. Ну, Вы же добрая бабушка, зачем вам Гусёнок!
Б. Я. Я добрая? Нет, я злая! И вообще у меня сегодня день рождение, никому до этого дела нет! Поэтому я решила делать сегодня только плохие дела.
Л. Как нам быть?
Д. Нужно просто поздравить её с Днём рождения и подарить ей подарки.
Л. Правильно!
Д. Дорогая наша Бабусенька-Ягусенька!
Поздравляем тебя с Днём рождения!
Желаем здоровья молодетского,
Красоты неписанной.
Дарим тебе подарочки -
Платки расписные,
Мётлы дорогие,
Бусы брильянтовые,
Сапожки алые.
Б. Я. Как, это всё мне? Положу-ка я все эти замечательные подарочки в свой волшебней сундучок и немножко поколдую. Ну, вот и все теперь можно и наряжаться. ( Достает из сундука: платок, бусы, сапожки, помаду для губ. Наряжается и смотрится в своё чудо-зеркало). Ой, какая же я красивая стала. Даже настроение поднялось. Ой, и мне кажется, что я с каждой секундой становлюсь добрее!
Д. Может быть, ты, отдашь нам Гусёнка!
Б. Я. Хорошо, возьмите своего друга, только исполните мою последнюю просьбу, утешьте старушку, станцуйте со мной напоследок.
Баба Яга превращает мальчиков в гномиков (надевают колпачки, а девочек в матрёшек (повязывают косыночки). Дети танцуют веселый танец вместе с Бабой Ягой. Баба Яга снова превращает всех в детей.
Б. Я. Спасибо вам большое, у меня за триста лет не было такого Дня рождения. До свидания, доброго вам пути!
Дети берут гусёнка и уходят.
Список использованной литературы.
1. Щербакова И. В. План работы по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Алгоритмы нетрадиционных способов рисования. // До-школьная педагогика. 2007, №3, стр. 11 - 19.
2. Казакова Т. Использование нетрадиционной техники рисования на занятиях с дошкольниками. // Обруч. 2004, №2, стр. 20 – 22.
3. Розова С. Чудесный мир красок. // Ребёнок в детском саду. 2002. №3, стр. 52 – 59.
4. Черепковская С. Волшебница монотипия. // Ребёнок в детском саду. 2008. №5, стр. 43 – 45.
5. Казакова Т. Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании. // Дошкольное воспитание. 2005. №8, стр. 107 – 114.