Валя Албул
Семинар-практикум «Насыщенность и трансформируемость среды, требование к организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности воспитателей в условиях модернизации дошкольного образования;
- обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к проектированию развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО;
- формирование умений проектировать и прогнозировать РППС в группах детского сада
Публикация «Семинар-практикум „Насыщенность и трансформируемость среды, требование к организации“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1 слайд Итак, тема нашей встречи «Насыщенность и трансформируемость среды, требование к организации».
2 слайд Перед вами на экране высказывание, которое принадлежит Елизавете Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому, профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена:
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».
Действительно, я думаю, вы согласитесь со мной: всё, что окружает ребёнка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.
Поэтому одна из главных задач воспитателя - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку: - найти свое занятие по душе, - поверить в свои силы и способности, - научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
3 слайд А для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В блоке, посвященном РППС, уточнено, что ФОП ДО не выдвигает жестких требований к организации РППС, и оставляет за ДОО право самостоятельно проектировать предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО и с учетом целей и принципов Программы, а также ряда требований.
4 слайд
Требование к организации :
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
ФОП РППС ДОО должна обеспечивать возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно притерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
5 слайд В программе четко прописаны принцы развивающей среды, она должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; доступной; безопасной. РППС в ДОО должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических сотрудников.
6 слайд Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
? игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
? двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
? эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
? возможность самовыражения детей.
Предметно-пространственная среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Предметно-развивающая среда может быть организована с помощью разделения на центры, уголки, зоны. Жестких требований к тому, как будет называться центр активности (уголок, зона, островок и т. д.) нет. Главное условие: данные центры (уголки, зоны, островки и т. д.) должны обеспечивать содержательную интеграцию всех образовательных областей и быть интересны детям, быть востребованными детьми. Таким образом, и развивающая предметно-пространственная среда строится по 5 образовательным областям.
Образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости : от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.
Коллеги, в целях безопасности пребывания детей в детском саду мебель в групповых помещениях закреплена, как в данном случае вы можете изменить РППС?
Трансформируемая среда позволит воcпитателям создавать внутри одной комнаты пространство под разные задачи и не ограничиваться стандартной расстановкой мебели. Взрослые вместе с детьми могут менять облик помещения, по желанию превращая его в игровую комнату, учебный класс или зону отдыха.
Разделение группового пространства на зоны поможет эффективнее использовать помещение. Каждая часть комнаты выполняет свои функции, но при необходимости зоны можно объединять, увеличивая пространство, например, для игр. Или наоборот, отгородить небольшую часть для проведения обучающих занятий, где малышей ничего не будет отвлекать.
Для зонирования отлично подойдут игровые модули и стенки, тканевые ширмы или передвижные модульные столы. Отдельные зоны в помещении можно выделить цветом для привлечения внимания.
Трансформируемое пространство должно обеспечивать возможность общения детей и взрослых, а также удовлетворять потребность в уединении. Рекомендуем создать в группе уголок уединения, в который ребенок в любой необходимый для него момент может отлучиться. Оформить его лучше в виде вигвама или шалашика, а на пол постелить подушки, чтобы малышам было комфортно проводить время.
Вывод: Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.