Аветян Сусанна Левоновна
Семинар-практикум «Основы интеллекта как эффективнее развивать ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности педагогов в области интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов в области интеллектуального развития дошкольников;
2. Познакомить педагогов с несколькими играми, способствующими интеллектуальному развитию дошкольников;
3. Формировать навыки позитивного общения педагогов.
Ход семинара-практикума
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады Вас приветствовать на семинаре-практикуме на тему : «Основы интеллекта, как эффективнее развивать ребёнка».
Публикация «Семинар-практикум „Основы интеллекта как эффективнее развивать ребёнка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Теоретическая часть:
Под интеллектуальным развитием ребёнка подразумевается развитие высших психологических функций (память, мышление, восприятие, речь, воображение, а также развитие эмоциональной, социальной и физической сфер интеллекта. Если кратко, интеллект – это мыслительные способности. Мышление, в свою очередь, зависит от эмоционального, социального, физического развития и памяти.
Поэтому, для эффективного развития интеллекта ребёнка, важно знать, как развивается интеллект на разных возрастных этапах.
В дошкольном возрасте развитие интеллектуальных способностей тесно связано с типом мышления.
У младших дошкольников (3-4 года) преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому занятия должны включать в себя обязательно физическую активность и манипулирование предметами.
В 4-5 лет (средний дошкольный возраст) мышление развивается до наглядно-образного, поэтому возможно включать игрушки-заместители, ролевые игры и развивающие мультфильмы. А также игры на социальное взаимодействие и формирование морали.
Наиболее активный период развития интеллекта у детей приходится на старший дошкольный возраст, т. е. 5-7 лет. Преобладает словесное и формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому здесь вы уже можете включать дидактические и логические игры. Внимание постепенно становится более произвольным, поэтому ребенку уже легче сосредоточиться на решении сложных задач.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Так как, сегодня от детей, поступающих в школу, для успешного обучения требуются несколько иные качества, чем 3-5 лет назад. И наиболее отчетливо эти изменения в требованиях проявляются в отношении интеллектуальной готовности будущего школьника. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, умение сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться и нашей задачей, как педагогов, является использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых для эффективного развития интеллекта ребенка.
Огромную роль для интеллектуального развития дают развивающие игры. Для интеллектуального развития ребенка, в группах должна быть соответствующая предметно-развивающая среда. Игровой материал должен состоять из пособий как для одного ребёнка, так и для небольшого детского коллектива. Одно из требований к дидактическому материалу – это многообразие игр от простого к сложному. Насыщенность игрового материала определяют возрастные особенности детей.
Практическая часть:
Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей, мой поиск привел к игровым технологиям В. В. Воскобовича. Развивающие игры В. В. Воскобовича – уникальный материал для всестороннего развития ребенка, в большей степени интеллектуального. Игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Они интересны и для трехлеток, и для семилеток, и даже для учеников средней школы. Для малышей предусмотрены несложные одно - или двухшаговые упражнения, для старших ребят есть сложные многоступенчатые задачи.
Уважаемые коллеги, предлагаем Вам ознакомиться с несколькими развивающими играми, которые педагоги могут использовать в образовательном процессе для интеллектуального развития дошкольников.
Самые популярные игры В. В. Воскобовича:
1. «Геоконт» - её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки" - представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.
Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).
А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».
Таким образом, малыш не просто создает изображения на «Геоконте», а делает паутинку паука Юка, лучи и отрезки, которые называются "оранжевым криком Красного зверя", "зеленым свистом Желтой птицы" или "синим шепотом Голубой рыбы". В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться.
В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творчество.
2. «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей).
Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат-трансформер».
Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т. п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
3. «Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.
Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера, умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.
Заключение:
Таким образом, интенсивное развитие интеллекта, а именно, включение развивающих и дидактических игр, в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека.