Разия Айтушева
Семинар-практикум для родителей «Знаю ли я своего ребёнка?»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
НА ТЕМУ: «Знаю ли я своего ребёнка?»
Цели:
- Формирование доверительных и доброжелательных отношений между педагогами и родителями
- Повышение уровня педагогической культуры родителей
Задачи:
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу между родителями и педагогами, способствовать сплочению группы
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Знаю ли я своего ребёнка?“» размещена в разделах
- Расширить представления родителей об индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста, с целью их использования в семейном воспитании.
- Выработка оптимальных требований и условий воспитания
- Формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка
- Повысить активность родителей в подготовке и проведении различных совместных мероприятий.
Материалы и оборудование: плакаты, памятки для родителей, бланки с тестами, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши, листы белой бумаги, ручки, листы с детскими ответами на вопросы, конверт с вопросами, аудиозапись музыки, игрушка-сердце.
Участники семинара :
Воспитатели группы, родители.
Предварительная работа:
1. Родителям предлагается написать небольшое сочинение на тему «Мой ребёнок!»
2. Опрос детей по вопросам и запись ответов.
2. Оформление плакатов с цитатами:
«Воспитание может все». (Гельвеций.)
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед своей страной». (А. С. Макаренко.)
«Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора - так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие, отсюда еще не следует, что мы боимся больших дел». (Виктор Гюго).
«В основе всякой человеческой мудрости лежит терпение».
«Самое ценное, что могут дать родители, - это воспитание».
3. Оформление приглашения, подготовить тест, игры для родителей, памятки, оформить группу, подбор музыки.
4. Подготовить слайд-презентацию «Жизнь нашей группы».
План семинара – практикума :
1. Показ презентации.
2. Вступительное слово воспитателя. Игры и задания.
3. Выступление психолога. Игры и задания.
4. Беседа: «Что нужно знать о своём ребёнке?»
5. Педагогический практикум для родителей. Обсуждение ситуаций, проблем
6. Тест: «Какой вы родитель».
7. Выступление психолога. Практическое задание: "Загибаем лист".
8. Вручение памяток родителям
9. Итог
Ход СЕМИНАРА
Воспитатель
Мы рады видеть Вас, уважаемые родители. Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной теме. Мы будем говорить о самом дорогом, что у нас есть – о наших детях и обсудим проблему понимания своих детей. Для начала мы должны принять правила:
- У нас нет сторонних наблюдателей, мы все активные участники.
- Доверьтесь нам, как друзьям, поверьте нам как специалистам.
- Мы – воспитанные люди, умеем хранить секреты, которые нам доверяют.
- Каждый имеет право высказать свое мнение и быть услышанным.
Игра: «От всего сердца».
Цель: установить между родителями контакт, доброжелательные отношения, создать у них положительный настрой.
Родители сидят по кругу. Каждому участнику необходимо представиться, передавая сердечко и сказать рядом сидящему соседу что-то доброе, хорошее, это может быть пожелание или комплимент.
Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, так как детский сад – это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе.
Упражнение «Давайте познакомимся»
Цель: содействие сплоченности родителей в группе, доброжелательной атмосферы
Сделаем это с помощью презентации. Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и т. д. Ваша задача за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые бы рассказали о вашей семье, что самое главное, очень важное, на ваш взгляд, есть у вашей семьи. Потом вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о своей семье.
Воспитатель:
- «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?» Немного странно слышать родителям этот вопрос, не правда ли? Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на этот вопрос. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – нибудь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца.
Закономерно возникает вопрос: «А знаем ли мы своего ребенка?» уважаемые родители об этом сегодня мы и говорим.
Задание «Хорошо ли я знаю своего ребенка»
Перед вами лежат листы бумаги, на которых вы будете работать. Ваша задача, уважаемые родители, ответить на предлагаемые вопросы, а затем вы сравните ваши ответы с ответами детей, и мы узнаем, насколько хорошо вы знаете своих детей.
1. Самое любимое занятие вашего ребенка?
2. Как вы думаете, кто в семье самый добрый, по мнению ребенка?
3. Кого в семье ребенок считает самым строгим?
4. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
5. Любимая сказка вашего ребенка?
6. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.
7. Во что больше всего любит играть ребенок?
После этого раздаются листы с ответами детей и родители их сравнивают со своими.
Воспитатель:
-Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, какое слово для вас самое сладкое, ласкающее слух? (Ответы родителей).
- Что главное в жизни ребенка с рождения? (Высказывания родителей).
Много разных вариантов. А ведь на самом деле - это его имя. Мудрецы говорили: «Как назовешь судно, так оно и поплывет». Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук в мире, который звучит как лучшая на земле музыка. Наше имя иногда капает как дождик, иногда звучит как эхо в горах, а иногда стучит как барабан. Взгляните на имена ваших детей. Малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них. Дети все разные, каждый из них индивидуален и неповторим
Задание «Расшифруйте имя своего ребенка»
(например Даша)
добрая --- активная --- шаловливая--- артистичная
Игра: «Волшебный цветок».
Представьте, что это ваш ребенок красивый, нежный, неповторимый. Напишите на его лепестках ласковые слова, которые вы ему говорите или семейные прозвища. На стебельке имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка). Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть лежит он в семейном альбоме, ведь это-часть его жизни, а потом со временем, когда ребенок вырастет, станет частью истории вашей семьи, добрым воспоминанием.
Беседа: «Что нужно знать о своём ребёнке?»
Вопросы для обсуждения
- Что нужно знать о своем ребенке?
- Для чего это нужно знать?
- Как вы будете поступать, что предпримете?
Ответы
Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке нужно знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.
Однако из этого набора можно сведений можно выделить и самое важное. Нужно знать о состоянии его здоровья, темперамент, эмоциональную стабильность, или невротичность, замкнутость или общительность и т. д. Итак, допустим, вы знаете, что ваш сын практически здоров, по темпераменту он флегматик, эмоционально устойчив, интроверт, его преобладающая направленность - личностная, мальчику 5 лет. Скажите, как это будет проявляться в его поведении, деятельности и общении с окружающими? (Родители высказывают свое мнение).
Наверное, вы будете радоваться степенности, основательности, уравновешенности вашего сына, тому, что он не любит шумные компании, интересуется книгами, мастерит, конструирует. Но у вас есть повод для беспокойства. У него мало друзей, он болезненно переживает свои неудачи, кажется иногда вялым, не любит, когда его вовлекают в общественную работу и т. д.
Что вы предпримете? Начнете перевоспитывать? Этого делать не стоит. Те психофизические особенности, которыми обладает ваш сын, способствуют именно появлению тех личностных свойств, которые были названы выше. Зная особенности типа темперамента, его свойств и учитывая их, вы сможете избежать многих ошибок в воспитании своих детей.
Все знают историю про оптимиста и пессимиста. «Стеклянный сосуд, который наполовину наполнен водой. Пессимист скажет, что сосуд наполовину пуст, а оптимист скажет, что сосуд наполовину полон» Любое событие каждым человеком воспринимается по-разному. Давайте посмотрим, как это происходит на самом деле. Предлагаю вам игру
Упражнение «Конверт отношений»
Цель: снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферу
Каждый участник по очереди вынимает из конверта ведущего листок с вопросом и отвечает на него.
• Мой ребёнок радуется, когда…
• Мой ребёнок злится, когда…
• В общении с детьми мой ребёнок…
• Ребёнок вместе с папой…
• Ребёнку вместе со мной нравится…
• Я отдыхаю, когда…
• Меня больше всего расстраивает…
• Ребёнок плачет, если…
• Если у меня плохое настроение…
• Мой ребёнок…
• Меня беспокоит…
• Меня радует…
Тест: «Какой вы родитель?»
Воспитатель: Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Желающие могут выполнить тест на бланках.
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)
Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)
4. И в кого ты такой уродился (2 балла)
5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)
6. Ну, на кого ты похож? (2 балла)
7. Я в твои годы(2 балла)
8. Ты моя опора и помощник (1 балл)
9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)
10. О чем ты только думаешь? (2 балла)
11. Какой ты у меня умница! (1 балл)
12. А как ты считаешь? (1 балл)
13. У всех дети как дети, а ты… (2 балла)
14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)
Теперь посчитайте общее количество баллов
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Конечно, вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Помните – способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определённые периоды жизни ребёнка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают больше воздействие на личность.
Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребёнка.
Окружайте маленьких детей всем лучшим, что у Вас есть.
Раннее развитие связано с огромным потенциалом новорождённого. Структуры мозга формируются к трём годам. Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации. Но ребёнок запоминает только то, что ему интересно.
Многие навыки невозможно приобрести, если ребёнок не усвоил их в детстве.
Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.
Не сюсюкайте с ребёнком.
Даже новорождённый чувствует ссоры родителей. Нервозность родителей заразна.
Отец должен больше общаться со своим ребёнком.
Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.
Присутствие бабушки и дедушки создаст хороший стимул для развития ребёнка.
Ребёнка лучше похвалить, чем отругать.
Интерес ребёнка нуждается в подкреплении. Повторение – лучший способ стимулировать интерес ребёнка.
Заучивание стихов тренирует память. Разучивайте с детьми потешки, короткие стишки.
Избыток игрушек рассеивает внимание ребёнка.
Игры развивают творческие задатки ребёнка. Больше играйте с детьми.
Желаем Вам успехов в воспитании ребёнка!
ИТОГ
Воспитатель. Встречу хотелось бы закончить словами С. Соловейчика: «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я принимаю его, охраняю его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем»».
Родители делятся впечатлениями - что понравилось, что не понравилось, о чем еще хотелось бы поговорить, что бы посоветовали друг другу.