наталья кантюкова
Семинар-практикум «Мальчики и девочки — учить по-разному, любить по-разному»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представление педагога об асимметрии мозга, особенностях воспитания мальчиков и девочек
Мальчики и девочки - почему они разные
все мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чему девочек. Трудно воспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. по отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания( " отойди", " принеси", " дай", " сделай", " перестань", а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях( " нравится", " люблю", " грустный", " веселый"). Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек, острота слуха в среднем выше у мальчиков, чем у девочек.
Публикация «Семинар-практикум „Мальчики и девочки — учить по-разному, любить по-разному“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства- кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д., используя при этом все предоставленное им пространство.
Кроме того, показано, что мальчикам в отличие от девочек для их полноценного психического развития требуется большее пространство.
Воспитывать мальчика, воспитывать девочку
Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек и мальчиков чаще женщины : дома- мама и бабушка, в детском саду - воспитательницы, в начальной школе - учительница. А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Врядли, а знаете почему? у нее другой тип мозга и другой тип мышления.
Как мальчики и девочки обычно отвечают на занятиях в детском саду?
Мальчик смотрит на стол, в сторону или перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю и, отвечая, ищет у него в глазах подтверждение правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.
И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослые вопросы ради получения какой-то конкретной информации (" А какое у нас следующее занятие", а девочки- для установления контакта со взрослым (" А вы еще к нам придете?"), т. е. мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки- на отношение между людьми.
Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращенным к ним глазам и строят обучения таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются - то они на девочек. Мальчики же раскачиваются долго и на воспитателя смотрят реже. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Воспитатель сразу замечает это, так как контакт с девчонками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, занятия переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, так как в нужный момент уровень их работоспособности, возможности усвоить трудные знания были низкими. У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь. Они оттесняют мальчиков физически и " забивают " их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышления более однотипно. Психологи считают, что девочки превосходят мальчиков в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решать речевым способом. При неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностях психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из под контроля взрослых, не подчиняться ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.
Важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Если мы не учитываем это, то очень часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и не правильно на них, эти поступки реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Хотелось бы выделить несколько рекомендаций " Особенности воспитания мальчиков и девочек".
1. Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту- девочки обычно старше ровесников- мальчиков.
2. Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное- по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
3. Помните, что,когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними неверно и бесполезно.
4. Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
5. Давая задания мальчикам, старайтесь включать в низ момент поиска, требующий сообразительности. Не нужно заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.