Любовь Дагаева
Семинар-практикум «Игротренинг как форма активного здоровьесберегающего взаимодействия с семьями воспитанников»
▼ Скачать
Семинар-практикум для педагогов на тему:
«Игротренинг как форма активного здоровьесберегающего взаимодействия с семьями воспитанников»
Подготовила
старший воспитатель МАДОУ д/с №19
г. Кстово
Дагаева Л. И.
Слайд 1
Вступительное слово
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на очередном заседании нашего мастер-класса «Современные формы взаимодействия ДОО и семьи в контексте создания единого здоровьесберегающего образовательного пространства», посвященного теме «Игротренинг как форма активного здоровьесберегающего взаимодействия с семьями воспитанников».
Публикация «Семинар-практикум „Игротренинг как форма активного здоровьесберегающего взаимодействия с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Сегодня наша встреча пройдет в формате семинара-практикума : в начале будет небольшая теоретическая часть, где мы рассмотрим основной вопрос, и вторая часть встречи будет практическая, где мы с вами немного поиграем, взяв на себя роль родителей.
Теоретическая часть
Неблагополучное состояние здоровья современных детей вызывает необходимость повышения требований к качеству организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях, особенно в дошкольных. Мы помним, что основными задачами ФГОС ДО является:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе обеспечение эмоционального благополучия;
2) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.
Решить данную проблему и реализовать поставленные задачи невозможно без участия семей воспитанников. В статье 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. ФГОС ДО ставит перед педагогами задачу: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений образовательного учреждения и родителей (законных представителей, построенных на сотрудничестве, партнерстве, что в свою очередь предполагает установление доверительных взаимоотношений.
Большинство из присутствующих в этом зале мамы, бабушки! Поднимите, пожалуйста, руки те, чьи дети никогда не болели. А чей ребенок болеет всего лишь один раз в году? А чей ребенок болеет 2 и более раз? Посмотрите, мы привыкли к тому, что вашему ребенку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естественно быть здоровым! Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
Слайд 2
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Соответственно, повседневное поведение человека должно быть направленное на укрепление и сохранение резервных возможностей организма. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Здоровый образ жизни не должен навязываться как нечто обязательное. Ребенку нужно показать, насколько здоровый образ жизни положительно влияет на самочувствие, внешность, настроение. Примером этому могут быть родители и ближайшее окружение ребенка.
Участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть их успехи и достижения, развитие взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. Однако, в современном мире становится редкостью живое общение родителей и детей, если не сказать роскошью, не говоря уже о реальной совместной деятельностью. Все это заменено интернетом, телефоном, телевизором.
Т. о., любая инициатива дошкольной организации, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками и др.)
Систематическое педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.
В работе с родителями, нами использовались как традиционные формы работы :
- родительские собрания (не менее трех раз в год);
- консультации для родителей;
- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;
- индивидуальные и групповые беседы;
-творческие отчёты воспитателей и детей перед родителями (утренники, открытые занятия, развлечения, концерты, презентации).
В условиях введения ФГОС дошкольного образования большое значение приобретают нетрадиционные формы работы с родителями такие, как утренники и праздники проводимые с участием родителей, мастер-классы для родителей с детьми и тренинги для родителей и т. д.
Важно, чтобы мероприятия были необычными, мобильными, проходили ярко, динамично. Чтобы они были интересными для всех участников, и родители принимали в них активное участие.
Слайд 4
И здесь на помощь нам пришла «игра». Согласитесь, что никакая другая деятельность не является столь благоприятной для освоения знаний в т. ч. и в воспитании потребностей здорового образа жизни. Можно многое узнать, сидя за столом, но неизмеримо больше можно постичь в движении, в двигательно – игровой деятельности.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
Развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес);
Коммуникативную;
Терапевтическую: преодоление различных трудностей;
Диагностическую: самопознание в процессе игры;
Коррекционную;
Функцию социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого «общежития».
Прибегая к помощи игровых технологий, необходимо помнить, что игра – это не самоцель, а средство повышения коммуникативной культуры и духовного единения участников воспитательного процесса.
Сегодня нам хотелось бы поделиться своим опытом работы в плане использования нетрадиционных форм взаимодействия с родителями и игровых технологий с целью развития диалогового общения родителей ДОУ в процессе здоровьесберегающего сотрудничества.
Это «ИГРОТРЕНИНГ»
Слайд 5
Тренинг - форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на формирование или развитие тех или иных качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности : общение, игра, обучение, труд.
Игротренинг– Это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой – либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме. это форма активного обучения навыкам поведения через игру, через использование игровых технологий.
Цель игротренингов : установить доверительные отношения с родителями; повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей;
Задачи:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросе здоровьесбережения.
2. Формировать ответственное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей.
3. Показать на практике использование различных методик оздоровления, обучить конкретным приемам оздоровления (массаж,пальчиковая гимнастика, элементы ЛФКи т. д., которые можно использовать в семье.
4. Актуализировать детско-родительские отношения посредством проведения оздоровительных мероприятий в условиях семейного воспитания.
5. Распространить среди родителей наилучший семейный опыт здорового образа жизни.
Слайд 6
Основные правила тренинга:
- Правило «Здесь и сейчас» : все, что происходит сегодня на тренинге должно остаться только между участниками и не выноситься во вне.
- Правило открытости: все участники тренинга должны быть максимально открыты в своих высказываниях.
- Правило активности : каждый участник тренинга должен быть максимально активным, но при этом не перебивать участников.
- Правило взаимоуважения : каждый участник уважает мнение другого.
- Правило «Не хочешь – не говори». Каждый участник имеет право отказаться от обсуждения в любой момент.
Практическая часть
В начале любого тренинга необходимо создать эмоционально комфортную располагающую атмосферу, снять у родителей эмоциональное напряжение, стеснение от того, что у них нет понимание того, что они буду делать на этой встрече.
Упражнение «Давайте познакомимся!» (лучше проводить в кругу)
Цель: Создание социально- психологического климата в коллективе родителей, наполнение участников позитивными эмоциями.
Передавая мяч друг другу, предлагаем каждому из присутствующих назвать свое имя, «родительский стаж» (количество и возраст детей) и, если заявлена конкретная тема игротренинга, в 2-х словах обозначить свои ожидания от встречи.
Любой тренинг предполагает групповую и командную работу, поэтому родителям можно предложить несколько упражнений на командообразование.
Найти пару по взгляду
«Дерево»
жеребьевка (вытягивают фишки/ленточки разных цветов и объединяются по цвету)
Командам можно давать одинаковые задание. Но с целью проработать как можно больше вопросов каждой команде можно давать свое задание, такое как, например:
расшифровать слово «здоровье»
охарактеризовать (нарисовать портрет) здорового ребенка/ нездорового ребенка
«Узнай вид спорта» игра на развитие координации движений и устойчивого равновесия. Взрослые выполняют ходьбу под музыку. Ведущий называет виды спорта, а играющие с окончанием музыки должны изобразить фигуру, характерную для данного вида спорта, и замереть (футбол, фигурное катание, бокс, теннис, хоккей, плавание и др.) и т. д.
Упражнение «Здоровый ребенок - какой он?» (жизнерадостный, активный, доброжелательный, развит физически, достаточно быстр, ловок и силен; закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Благодаря правильному питанию и регулярным занятиям физкультурой ребенок не имеет лишней массы тела).
Упражнение «Закончи предложение»
Моя семья будет здорова, если будет … каждый день делать зарядку.
Моя семья будет здорова, если будет … закаляться.
Моя семья будет здорова, если будет … заниматься плаванием и физкультурой.
Моя семья будет здорова, если будет … соблюдать режим дня.
Моя семья будет здорова, если будет … рационально питаться.
Моя семья будет здорова, если будет … соблюдать правила гигиены.
Определить вместе с родителями
основными компонентами здорового образа жизни являются:
Рациональное питание.
Регулярные физические нагрузки (соблюдение двигательного режима)
Личная гигиена.
Закаливание организма.
Отказ от вредных привычек.
Положительные эмоции
Давайте вспомним, что относится к здоровьесберегающим технологиям? - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. К ним относятся:
- динамические паузы, физкультминутки
- утренняя гимнастика и гимнастика после сна
-пальчиковая гимнастика
-дыхательная гимнастика
-гимнастика для глаз
-подвижные игры в помещении и на свежем воздухе, спортивные игры;
-релаксация (для снятия мышечного, эмоционального напряжения, можно использовать спокойную музыку, звуки природы)
- массаж и самомассаж и т. д.
В тематику игротреинга можно включить одну из техник, либо если игротренинг носит ознакомительный характер, можно включить игровые упражнения различных техник.
Игра «Узнай по запаху» - игра тренирует короткий активный вдох и свободный лёгкий выдох (лечебный метод дыхания А. Н. Стрельниковой). А также вдыхание запаха фитонцидов. Поскольку все упражнения выполняются одновременно с коротким, но очень активным вдохом, организм предельно насыщается кислородом и активизируются обменные процессы на клеточном уровне. Усиливается внутреннее тканевое дыхание, повышается усвояемость кислорода тканями. Эффект ощущается сразу – через 10 минут занятия появляется бодрость и легкость в теле, облегчается дыхание, повышается работоспособность, улучшается настроение.
В чашечках лежат продукты (чеснок, мандарин, кофе, мыло, пакетик чаю, лук) по количеству игроков. Каждый родитель по очереди закрывает глаза, и по запаху старается определить, что лежит в чашечке.
Игра «Надуй шарик» - родители надувают воздушные шары и дуют на него, чтобы он не упал, в течении 1 мин.
Уважаемые родители, представляем комплекс упражнений для профилактике глазных заболеваний, что немало важно для всех детей.
Видеоролик «Гимнастика для глаз»
Следить глазами за движением воздушного шарика: вверх-вниз, вправо-влево, по кругу, «ближе-дальше» …
Игра «Не урони мешочек» - в игре формируется навык правильной осанки. Родители кладут на голову мешочек, руки на пояс. Играющие под медленную музыку ходят по залу, стараясь не уронить с головы мешочек, пока не остановится музыка. Когда музыка остановится ведущий дает различные команды «поднять руки вверх», «присесть, руки в стороны», «руки в стороны, правую (левую) ногу, согнутую в колене поднять вверх». Не теряет тот мешочек, кто держит спину прямо и не опускает голову.
Игра «Чудесный мешочек» - игра формирует знания о предметах, которые необходимы для здорового образа жизни. Родители достают предмет из мешочка и рассказывают, как его можно применить дома с детьми (ручка, мыльные пузыри, шарик, салфетка, камни, прищепка, веревка).
Детский массаж укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствуют улучшению в организме обменных процессов, помогает справиться с различными заболеваниями.
Предлагаю вам выполнить вместе со мной оздоровительный самомассаж «Мячики», который потом вы сможете применять его дома с детьми (массажные мячи)
Девочки и мальчики,
Возьмите в руки мячики.
Я мячом круги катаю
взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук.
Игра «Верю - не верю»
(если согласны поднимаете две руки, если нет – хлопните по коленям 2 раза)
1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да)
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
4. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
5. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
6. Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да)
7. Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (идет обсуждение ответов, почему вы так думаете)
В конце игротренинга проводится рефлексия. Можно раздать буклеты, памятки.
В конце нашей встречи предлагаю провести оценку Вашего индивидуального здорового образ жизни, ответив на вопросы:
- Достаточно ли внимания в Вашей семье уделяете физической нагрузке?
- Правильно ли питается Ваша семья?
- Замечаете ли Вы у себя какие-нибудь неполезные (вредные) для здоровья привычки?
- Умеете ли вы уменьшить проявление болезни, предотвратить ее?
Полученную сумму баллов разделите на 4. Какая получилась средняя оценка?
Сделайте, пожалуйста, для себя вывод, на что вам надо обратить внимание, чтобы была здоровой Ваша семья, и что нужно сделать, чтобы воплотите это в жизнь.
Рефлексия.
Наш тренинг подходит к концу. Что нового узнали для себя? Мне хочется поблагодарить Вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеюсь, что те знания, которые Вы сегодня получили, помогут Вам в работе с семьями ваших воспитанников. На выходе оставьте свой отзыв о мероприятии, используя смайлики: грустный и веселый.
Заключение
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья - вот две основные социальные структуры на данном этапе, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами здоровьесберегающих технологий, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания ЗОЖ.