Наталья Бренчук
Семинар-практикум «Мотивы «плохого» поведения детей». Приложение 1 (Часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (продолжение)
3. Мотивы «плохого» поведения
1. Мотив «привлечения внимания».
Публикация «Семинар-практикум „Мотивы „плохого“ поведения детей“, Приложение 1 (Часть 3)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Довольно распространенный мотив плохого поведения детей. Возможно, это связано с тем, что при увеличении темпа жизни, взрослые все меньше способны уделять должное количество внимания ребенку. Подобное поведение вызывает у педагога раздражение, множество замечаний, угроз.
Происхождение мотива :
• Больше внимания уделяется в основном тем, кто ведет себя плохо.
• Ребенок не умеет просить «просить» внимания в приемлемой форме.
• Дефицит личностного внимания.
• Переизбыток внимания дома и как следствие недостаток в группе.
Сильными сторонами поведения являются активность ребенка и факт, что педагог ему нужен.
Принципы предотвращения:
• Больше внимания уделять хорошему поведению
• Обучать ребенка приемлемым формам «требовать» внимание
• Удовлетворять дефицит личностного внимания в семье
2. Мотив «власти».
Чрезмерное внимание, гиперопека со стороны родителей приводит к бунтарству и борьбе за самостоятельность. Уже в двухлетнем возрасте ребенок нередко заявляет настойчивым и громким голосом: «Я сам!». Часто родители теряются от таких заявлений, ведь гораздо проще указывать и делать замечания, чем научить действовать самостоятельно. Часто гиперопека не имеет системы наказания, там скорее наблюдается прерывание действий ребенка, вследствие чего ребенок не может совершить проступок, следовательно, наказывать его не за что. У таких детей нет связки проступок – последствия – наказание, поэтому наказание не имеет для них смысла. У них формируется такое отношение к взрослому как «Вы мне все равно ничего не сделаете». Подобное поведение вызывает у педагога гнев, негодование, иногда страх.
Происхождение мотива :
• Желание выйти из подчинения взрослого и встать со взрослым на одном уровне
• Желание, чтобы считались с его мнением, признавали
• Демонстрация «сильной» личности
Сильные стороны поведения : демонстрация организаторских способностей и умения самостоятельно мыслить, честолюбие, самоутверждение.
Принципы предотвращения:
• Уход от конфронтации
• Снижение напряжения
• Передача воспитаннику посильных организационных полномочий.
3. Мотив «мести».
Причины детской мести могут быть разные: обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание и несправедливое наказание. Иногда критика взрослых провоцирует ребенка усугубить ситуации и приводит к тому, что ребенок говорит: «Вы считаете меня плохим? Но вы еще не знаете, какой я плохой! Сейчас я покажу вам это!». Прежде всего, необходимо спросить себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка так себя вести?» Возможно, Вы несправедливо обвинили ребенка, или за одно и то же действие одного наказали, а другого нет, не уделили ему внимания, когда он этого просил, не похвалили. Поняв причину, постарайтесь ее устранить.
Сильной стороной поведения можно считать то, что эти дети пытаются защитить себя от обид, то есть их способ защиты — агрессия, направленная вовне, на других, а не на себя. В действиях этих детей содержится мощная способность к выживанию. Ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что-то делать.
Принципы предотвращения:
• Строить отношения со всеми воспитанниками так, чтобы чувствовалась забота о них.
• Снижение напряжения
• Обучение тому, как нормальными способами выразить свою душевную боль и страдания, а также приглашение их к разговору в момент травмы или потрясения
4. Мотив «избегания неудач».
Постоянная критика, унижение и череда неудач могут сломить ребенка и, если идет постоянная критика, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Что бы я ни сделал, мной всегда недовольны! Вы, взрослые, лучше меня знаете, что и как нужно делать. Значит, зачем стараться? Все равно ничего не получится. Пусть я плохой, мне все равно». И, как правило, за такими мыслями следует отказ от деятельности. У педагогов такое поведение вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.
Данное поведение встречается в активной и пассивной форме. Единственный вид активного поведения такого рода — это припадок в ситуации полного отчаяния. Приступ в ситуации отчаяния — это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи. Дети с такими приступами готовы делать что угодно: кричать, лить потоки слез, — лишь бы этот эмоциональный взрыв отвлек их от очевидной для них неудачи.
Пассивная форма встречается в нескольких видах.
Откладывание на потом
Некоторые дети используют именно этот способ для избегания неудачи. «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий». Принцип: Лучше уж чувствовать себя и слыть способным, но нерадивым (или не умеющим распределить время, чем усердным, но тупым.
Недоведение до конца
Неспособность закончить начатые проекты и намерения — это другой вариант пассивного поведения, направленного на избегание неудачи. Начинание, которое никогда не будет закончено, не может быть оценено, в том числе не может получить низкую оценку.
Временная потеря способности выполнить необходимое действие
Некоторые дети избегают неудачи, всячески развивая в себе и лелея временную нетрудоспособность. Предположим, какой-то ребенок умеет читать и неплохо рисует, но совершенно не способен к физическим упражнениям. Как только приходит время идти на физкультуру, у него появляются приступы головной или зубной боли, колики в желудке — все, что может быть причиной не идти на занятие. И все моментально проходит, когда спортивные занятия заканчиваются.
Когда воспитатель сталкивается с поведением, цель которого — избегание неудачи, он может точнее идентифицировать его, если научится осознавать:
• свои эмоции;
• свои непосредственные побуждения, импульсы.
Сталкиваясь лицом к лицу с поведением, направленным на избегание неудачи, воспитатель явно осознает свою профессиональную несостоятельность. Она складывается из сочувствия ребенку и спонтанного импульса помочь ему преодолеть неумение, но когда он оказывается неуспешным, появляется иное желание — оправдать и объяснить неудачу особенностями самого ребенка: его каким-то диагнозом, для чего хочется немедленно показать ребенка врачу или психологу. Либо другой импульс — оставить ребенка в покое, уступить, раз уж наши попытки не дают эффекта.
Поскольку поведение избегающего неудачи ребенка не взбудораживает группу и неагрессивно по отношению к нам, мы не испытываем тех личных обид, которыми сопровождаются другие виды нарушений поведения. И зачастую такие дети остаются без должного внимания и помощи.
Дети же на вмешательство воспитателя реагируют зависимым поведением. Поскольку они чувствуют, что не могут соответствовать ожиданиям, успевать, как все, они ожидают от нас, особой помощи, сами же не предпринимают абсолютно ничего. Такие дети даже не пытаются выполнить требования. Вместе с тем они готовы на любые услуги нам, если это не касается учения по предмету.
Происхождение мотива :
• формируется, когда предъявляются слишком высокие требования
• подчеркивается отрицательное в ребенке, его результатах
• упор на соревновательный элемент
Сильные стороны: есть дети, которые стремятся делать все только хорошо, но, к сожалению, их меньшинство, у остальных детей в поведении нет сильной стороны.
Принципы предотвращения:
• Поддерживать любые попытки ребенка сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
• Помогать таким детям преодолевать барьеры, изолирующие их от группы сверстников, втягивать их в продуктивные отношения с другими ребятами.
Более подробная информация:
• Гиппенрейтер Ю. Б. : «Общаться с ребенком. Как?» – 1 книга, для родителей - https://www.koob.ru/gippenreiter_yuliya/obshatsya_s_rebenkom_kak
• Светлана Кривцова, Наталья Дятко: «Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста» - https://psychologia.edu.ru/files/20100927_5.pdf