Папки-передвижки

Семинар-практикум «Мотивы «плохого» поведения детей». Приложение 1 (Часть 1)

Наталья Бренчук
Семинар-практикум «Мотивы «плохого» поведения детей». Приложение 1 (Часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 2

часть 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

(предоставляется для самостоятельного изучения педагогам)

1. Мотив. Виды мотивов в дошкольном возрасте.

1.1. Мотив как психологическая категория

Публикация «Семинар-практикум „Мотивы „плохого“ поведения детей“, Приложение 1 (Часть 1)» размещена в разделах

Мотив – (в переводе с латинского – приводить в движение, толкать) – субъективная причина того или иного поведения, действия человека, непосредственно побуждающее человека к выбору определенного способа действия и его осуществлению.

Мотив, по мнению Л. Д. Столяренко, – это побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Мотив образует своего рода «вектор деятельности», определяющий ее направления, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

В. К. Вилюнас отмечал, что человек в каждый момент находится под влиянием целой системы актуализированных мотивационных отношений и побуждений, составляющих вследствие взаимодействия своего рода мотивационное поле, которое динамично и гибко определяет как достигаемые им цели, так и многочисленные нюансы, способы их достижения, например, решительность, эмоциональность, вежливость, продуманность действий и т. п.

Из такого представления о происхождении мотивов следует, что они имеют полипотребностный характер, являясь функцией целостного мотивационного поля, мотивы формируются под влиянием целого ряда взаимодействующих и уже изначально переплетенных потребностей, хотя могут отличаться преимущественным вкладом в этот процесс некоторые из них. Естественно, что по мере выполнения деятельности реально побуждающая ее мотивационная система претерпевает изменения.

В заключение обобщенного описания мотивационной сферы человека следует подчеркнуть, что она находится в постоянном движении и развитии: в онтогенезе происходит постоянное доопредмечивание и переопредмечивание базовых потребностей, которые под влиянием опосредствующего их опыта и специальных воспитательных воздействий разворачиваются в сложную изменчивую и взаимодействующую организацию мотивационных систем. Не стоит забывать так же о том, что за любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания. И цели, которые ставит перед собой человек, могут не совпадать с его мотивами, так как цель показывает - к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится. И самое главное, мотивы деятельности дошкольника импульсивны и неосознанны.

2.2. Развитие мотивационной сферы в дошкольном возрасте.

Говоря о мотивационной сфере дошкольников, нужно помнить что, их мотивы, прежде всего, связанны с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре.

Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, - мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-то учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.

Следующая группа мотивов - желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых. Многие действия детей объясняются этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт – возникшее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослым как к образцу поведения. И ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.

В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы.

Хорошо известно как любят дети потрошить игрушки, стараясь узнать, что у них внутри. Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Однако на самом деле, детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить какие-либо новые сведения об окружающем мире. Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники преследуют цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием, или получить конкретное практическое умение. Только постепенно под влиянием взрослых, которые обучают ребенка, сообщают ему разнообразные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы, ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, понимания значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствие с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию.

К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм. Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие.

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов, но и между разными видами мотивов складывается соподчинение и иерархия мотивов : одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Поведение младшего дошкольника не определенно, не имеет основной линии, стержня. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведения руководит то один, то другой мотив.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии».

Таким образом, выделяют следующие виды мотивов дошкольников :

- игровые;

- познавательные;

- стремление к признанию и самоутверждению (может быть в форме каприза);

- общение со сверстниками, «быть со всеми»;

- стремление быть взрослым;

- мотив одобрения взрослым, похвалы;

- общественный мотив.

Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развиваются самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение.

Однако, когда система воспитания дает сбой, когда нарушены эмоциональные связи между ребенком и взрослым формируются иные мотивы поведения, которые имеют своей целью удовлетворение фурстрированных потребностей в неадекватной форме, которую взрослые воспринимают как «плохое» поведение.

Мотивами «плохого» поведения, по Дрейкусу, у дошкольников считаются:

мотив привлечения внимания

мотив власти

мотив мести

мотив избегания неудач

Таким образом, можно сказать, что для мотивационной сферы ребенка характерна по большей части неосознанность и импульсивность. Его мотивы связаны с предметной сферой и взаимоотношениями со взрослыми. И в целом можно выделить следующие мотивы «плохого» поведения у дошкольников :

мотив привлечения внимания

мотив власти

мотив мести

мотив избегания неудач

Задача взрослого на данном этапе – помочь ребенку осознать собственные мотивы, то почему он хочет именно это, а не что-то другое, и научить адекватным способам выражения собственных желаний.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «10 причин плохого поведения детей» «10 причин плохого поведения детей» Любой ребенок в возрасте от 1 года до 7 лет время от времени ведет себя плохо. Все причины плохого поведения.

Семинар-практикум для мам, воспитывающих детей с ОВЗ Семинар – практикум для мам, воспитывающих детей с ОВЗ. Цель: формировать уверенность в себе через любовь. Способствовать снятию тревожности.

Семинар — практикум для педагогов часть 1 «Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями» Цель: Повышение коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями Задачи: • осознание педагогами собственных достижений и проблем.

Семинар — практикум для педагогов часть 2 «Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями» Упражнение 1 Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению. Диагностика: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.

Семинар-практикум для педагогов «Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста» Цель: -Повышение психолого-педагогической компетентности при работе с детьми младшего школьного возраста. Задачи: -познакомить с причинами.

Семинар-практикум для родителей «Учите детей говорить правильно» Семинар – практикум для родителей детей дошкольного возраста на тему «Учите детей говорить правильно» Цель: Показать родителям актуальность.

Семинар-практикум «Создание здоровьесберегающего пространства «Детский сад-семья»» часть 1 Подготовила: инструктор по ФИЗО Карпова О. А. Тема: «Создание здоровьесберегающего пространства «Детский сад- семья»». Задачи: 1. Закрепить.

Семинар-практикум «Создание здоровьесберегающего пространства «Детский сад — семья»» часть 2Семинар-практикум «Создание здоровьесберегающего пространства «Детский сад — семья»» часть 2 Взаимодействие регламентируется следующими документами: – Законом РФ “Об образовании”, ст. 12, п. 8; – Приказом Минобразования и науки РФ.

Семинар-практикум «Здоровье ребенка в Ваших руках» для родителей 2-ой младшей группы (часть первая) Занятие 1.«О здоровье всерьез»Цель: ознакомить родителей с особенностями физического развития детей раннего возраста, задачами физического.

Семинар-практикум «Здоровье ребенка в Ваших руках» для родителей 2-ой младшей группы (часть третья) Занятие 5.«Советы мудрых»Цель: ознакомить родителей с рецептами нетрадиционной медицины, научить родителей снимать психофизическое напряжение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Мотивы «плохого» поведения детей». Приложение 1 (Часть 1)
Опубликовано: 12 августа 2015 в 15:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Мотивы «плохого» поведения детей». Приложение 1 (Часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бренчук (УИ 357863) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД