МААМ-картинки

Семинар-практикум «Логоритмика как вид деятельности дошкольного возраста»

Алёна Васильевна Гладкова
Семинар-практикум «Логоритмика как вид деятельности дошкольного возраста»

Семинар – практикум «Логоритмика как вид деятельности дошкольного возраста»

Воспитатель: Гладкова А. В.

2024г.

1. Психогимнастика - Игра для создания рабочего настроения «Здравствуйте!»

Доброе утро, уважаемые коллеги! Предлагаю всем встать и психологически настроиться на восприятие новой информации. Попрошу вас повторять за мной всё, что я говорю и делаю.

Здравствуй, солнце золотое (руки вытянуть вверх)

Здравствуй, небо голубое (руки развести в стороны)

Публикация «Семинар-практикум „Логоритмика как вид деятельности дошкольного возраста“» размещена в разделах

Здравствуй, вольный ветерок (наклоны в стороны с поднятыми руками)

Здравствуй, маленький дубок (приседание)

Мы живём в родном краю! (встать, развести руки в стороны перед собой)

Всех я вас приветствую (хлопки руками над головой)

Спасибо! Прошу всех садиться на свои места.

2. Введение в понятие «логоритмика»

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм.

Как сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев, чтоб ребёнок мог чётко и правильно говорить? Для этого существует много различных методов и приёмов.

Одним из универсальных методов, который можно использовать на любом этапе любого занятия является метод логоритмики.

Что же такое логоритмика?

Слово логоритмика имеет два корня др. -греч. — речь и лат. Rhythmus — ритм.

Викопедия даёт следующее определение логоритмике :

логоритмика –это коррекционная логопедическая ритмика или развитие речи с помощью движений. Является формой активной терапии и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой активностью.

В качестве методической системы логоритмика была систематизирована и описана советским психиатром В. А. Гиляровским в 1932 году. Изначально методика позиционировалась как лечебная и применялась для коррекции заикания у детей. Но позднее логоритмика была признана крайне полезной и для профилактических целей речевого развития. И в последствии вошла в воспитательно-образовательный процесс всех дошкольных учреждений.

Может сложится впечатление, что логоритмика – это какая-то новая методика, которую разрабатывали врачи, а затем постепенно внедряли в жизнь. Это не совсем так. Если обратится к русскому фольклору, мы увидим, что малышу с раннего детства пели пестушки и потешки, сопровождая их простыми действиями. Да-да, речь об известных всем играх «Сорока-белобока», «Ладушки», «Ехали за орехами». Ритмичный стих и действие – вот основа логоритмики, истоки которой в самой древности.

Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации.

Логоритмика для детей преследует такие цели, задачи:

- оттачивание дыхательных движений;

- отработка контроля над работой органов дыхания, движения, артикуляции;

- улучшение координации и моторики;

- стимуляция высших психических свойств: память, внимание, ориентирование в пространстве;

- отработка чувства ритма;

- культурное, духовное развитие посредством приобщения к музыке;

- расширение кругозора;

- увеличение объема словарного запаса.

Поскольку моя тема самообразования «Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников», то я использую логоритмические упражнения на каждом занятии.

Как же это происходит?

3. Практическая часть

Психогимнастика

В начале каждого занятия проводится психогимнастика. Один из примеров психогимнастики мы провели перед началом моего выступления. Ещё один из примеров психогимнастики проведём под звук бубна. Снова попрошу всех встать и повторять все слова и движения за мной.

(проводится под бубен)

- Здравствуйте, глазки! (Поглаживание глаз)

-Здрав – ствуй - те! (Подмигивание глазами под звук бубна)

- Здравствуйте, ушки! (Поглаживание ушей)

-Здрав – ствуй - те! (Легонько тянем ухо за мочку вниз под звук бубна)

- Здравствуй, носик (Поглаживание крыльев носа)

- Би-би-би! (Лёгкие нажатия на кончик носа под звук бубна)

- Здравствуйте, щёчки! (Лёгкое поглаживание щёк)

- Плюх, плюх, плюх! (Лёгкое похлопывание щёк под звук бубна)

- Пухленькие щёчки! (Надувание щёк)

- Плюх, плюх, плюх! (Лёгкое похлопывание надутых щёк под звук бубна)

- Здравствуй, ротик! (Поглаживание губ)

- Чмок, чмок, чмок! (Показ воздушного поцелуя под звук бубна)

- Здравствуй, язычок!

- Цок, цок, цок! (Под звук бубна цокание языком)

- И молчок!

Спасибо! Прошу всех садиться.

Физминутка

Для показа физминутки попрошу выйти 5-6 человек и образовать круг.

Для закрепления порядкового счё та и ориентирования в пространстве можно проводить следующую физминутку:

Мы сейчас пойдём на право -

Раз, два, три!

А теперь пойдём на лево-

Раз, два, три!

В центр круга мы сойдёмся -

Раз, два, три!

Так же быстро разойдёмся -

Раз, два, три!

Мы тихонечко присядем -

Раз, два, три!

И легонечко привстанем -

Раз, два, три!

Попляшите наши ножки -

Раз, два, три!

И похлопайте ладошки -

Раз, два, три!

(второй раз физминутка проводится с ускорением)

Спасибо. Прошу присесть на свои места.

Заучивание стихотворений

Чтобы дети смогли быстро и легко запомнить стихи, также можно использовать логоритмику.

Например, чтобы дети смогли быстро и легко запомнить последовательность частей суток можно использовать следующее стихотворение, сопровождая его различными движениями.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Стихи можно легко заучивать не только при помощи рук, а ещё и при помощи имитации движений.

Вот пример.

Мишка косолапый (разворачиваем стопы внутрь)

По лесу идет (делаем в таком положении шаги на месте,

Шишки собирает (поднимаем попеременно правую и левую руки)

И в карман кладет (делаем имитирующее движение около карманов).

Дальше по сюжету стихотворения можно хлопнуть себя по лбу (шишка свалилась, топнуть сердито ногой.

Хлопать-топать и читать небольшие стихи, казалось бы, очень просто. Но так кажется только со стороны. Подумайте, ребенок параллельно проводит несколько мыслительных операций. Он координирует слово, разные движения частей тела, задействует память (в том числе и мышечную). Это большая и комплексная нагрузка на мозг ребенка!

Стихотворение с движениями «Петушок»

Петушок, петушок! Дети ударяют себя прямыми руками по бокам.

Подари мне гребешок. Прижимают ладони друг к другу и приставляют их к голове («гребешок»).

Ну, пожалуйста! Прошу! Вытягивают руки вперед.

Я кудряшки причешу. Гладят себя по голове.

Игра «Шел Молчан»

Шел Молчан, Дети ходят на месте.

Нашел кочан.

Лист капустки Ударяют слегка сверху ладонью правой руки по

Белый, хрусткий, левой, потом левой ладонью по правой (2раза).

Хрум -хрум, Сжимают пальцы в кулаки(2раза).

Чок-чок! Дважды хлопают в ладоши.

Рот на крючок. Прикрывают рот ладошкой.

Кто заговорит, Грозят пальчиком,

Тому щелчок. Щелкают большим и указательным пальцами.

Ритмическая игра «Барашек»

Подстригается барашек— Дети «стригут»указательным и большим

Чик-чик,чик-чик-чик, пальцами, как ножницами, в ритме

Не жалеет он кудряшек— стихотворения.

Чик- чик,чик- чик-чик, Здесь и далее движения повторяются.

Знает: надо подождать—

Чик-чик,чик-чик-чик,

Кудри вырастут опять—

Чик-чик,чик-чик-чик.

Чистоговорка [б—б’]

Бы-бы-бы—выросли грибы. Дети медленно поднимают

руки, развернув кисти ладонями вниз.

Бок-бок-бок—я сорву грибок. Сжимают и разжимают пальцы.

Бя-бя-бя—Зайка, для тебя. Протягивают в сторону правую руку.

Бе-бе-бе— Мишенька,тебе. Протягивают в сторону левую руку.

Ибо-ибо-ибо— скажут все спасибо. Хлопают в ладоши.

Чистоговорка на зву к[ш]

Ишка-ишка-ишка— бежит по полю мышка. Дети стараются *«пробежаться» пальчиками по ногам.

Шу-шу-шу—в норке пошуршу. Скребут ими по бедрам.

Ши-ши-ши—зерна хороши. Ритмично хлопают в ладоши.

Ша-ша-ша— кушай неспеша. Грозят пальцем.

Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»

Дети рассказывают стихотворение, акцентируя внимание на активном резком выдохе.

Кукареша шел на реку,

Кукарекал:

-К у-ка-ре-ку! Дети хлопают ладонями по бокам (4раза).

Шел на реку, на реку

И кричал:

—Ку-ка-ре-ку! Тоже.

Логопедическая гимнастика

1 .«Полкан рычит».Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнимается,нижняя опускается, показывая зубы. Упражнение сопровождается горловым рычанием. Упражнение развивает мышечную силу губ и гортани.

2.«Полкан пугает». Широко открыть рот, приподнимая верхнюю и опуская нижнюю губы и рыча при этом. Упражнение способствует развитию подвижности губ и нижней челюсти.

Коммуникативная игра «Оладушки»

Диди-ладо-ладушки, Дети делятся на пары и, выставив руки

Испечем оладушки. ладошками вперед, хлопают попеременно в

Хлоп-шлеп,хлоп-шлеп, ладошки друг друга.

Тест окруто замесили.

Ух-тух,ух-тух,

Сковородки раскалили.

Диди-диди-ладушки,

Жаркие оладушки.

«Белка пела и плясала»

Словенская народная песня

Белка пела и плясала, Дети поочередно выставляют ноги на

Словно заводная; пятку.

Все подметки оттоптала, Топают ножками.

Шла домой босая. Переступают с ноги на ногу

Пальчиковая гимнастика

«Дятел»

(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,

(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.

(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,

(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

1 - правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла"

2 - слегка пощипать

3 - на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам

4 - одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой.

Двигательное упражнение «Зайки»

Вот какие зайки наши - Дети прыгают на двух ногах в свободном

Прыгают они и пляшут. направлении.

Прыг-скок,прыг-скок!

Нe жалейте, зайки, ног!

А попрыгают—устанут

И под елочкой присядут. Садятся на пол, вытянув ноги, и поворачивают голову вправо-влево.

На пригорочке сидят,

Во все стороны глядят.

А теперь расправят ушки. Встают на ноги, приставляют ладони к голове(«уши»).

Кто-то ходит по опушке?

Зайки, это же лиса!

Разбегайтесь по кустам! Убегают на места.

Игра «Догонялки с мишкой»

Ходит по лесу Медведь, Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Сердится, ругается. Ребенок-мишка» двигается

Он хотел бы песни петь, шагом на внешнем своде стопы противоходом.

Да не получается.

—Коль не можешь песни петь, Дети и «мишка» выполняют

Милый мишенька- медведь, пружинящие полуприседания.

Мы плясать тебя научим,

Надо только захотеть.

—Мое ухо «Мишка» теребит себя за ухо.

К ученью глухо! Дети разбегаются, «мишка» их ловит.

Двигательные упражнения «Дорожка»

на мелодию русской пляски «Топотуха»

Воспитатель читает текст, дети выполняютс ответствующие движения. ’’

Мы по снегу идем,идем,

Громко топать начнем, начнем.

Топа-топа,топа-топа-топ!

Топа-топа,топа-топа-топ!

Мы метелку возьмем, возьмем

Снег с дорожки уберем, уберем.

Шик-шик,шик-шик,шик-шик!

Шик-шик,шик-шик,шик-шик!

По дорожке пойдем гулять,

Будем ножками весело стучать.

Топа-топа,топа-топа-топ!

Топа-топа,топа-топа-топ!

Хороводная игра «На лесной полянке»

1 .Утром рано Дети, взявшись за руки,идут по кругу

На лесной поляне

Громко, громко

Зайчик барабанит.

Припев:

Тра-та-та, тра-та-та, Ударяют указательными пальцами друг о друга.

Тра-та-та!

2. Изберлоги вылез, Идут по кругу на внешнем своде стопы

Вылез медвежонок.

Топать, топать

Начал он спросонок.

Припев:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ, Топают сначала одной ногой, потом другой

другой

Топ-топ-топ!

3. Лягушата Делают пружинку

Делают зарядку,

Пляшут, пляшут

Весело вприсядку.

Припев:

Ква-ква-ква, ква-ква-ква, Прыгают на двух ногах

Ква-ква-ква!

4. Стало пусто Идут по кругу хороводом.

Сразу на поляне.

Звонко, звонко

Дождик барабанит.

Припев:

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Кап-кап-кап!

«Ленивый мельник» Французская народная игра

Что, мельник, спишь? Дети, стоя, покачиваются вправо-влево,

Просыпайся скорее! перенося вес тела с одной ноги на другую;

Что, мельник, спишь? руки спрятаны за спину.

Просыпайся скорей!

Мельница, мельница Быстро топают ногами

Догоняй

4. Заключение

Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются мной на практике. Также можно активно применять артикуляционную и дыхательную гимнастику, игровой контактный массаж, подвижные игры с речевым сопровождением и т. д.

Известно, что наша память сохраняет:

10% из того, что мы слышим,

50% из того, что мы видим,

90% из того, что мы делаем.

Надеюсь, что всё то, что вы услышали, увидели и сделали, сохранится в вашей памяти на все 100%

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого» «Семинар – практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого». Выполнил:.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Логоритмика как вид деятельности дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 сентября 2024 в 19:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Логоритмика как вид деятельности дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Васильевна Гладкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД