Халипаева Регина
Семинар-практикум «Как сохранить здоровье педагога в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 46 «НАДЕЖДА»
(МБДОУ «ДС № 46 «НАДЕЖДА»)
Семинар-практикум
«Как сохранить здоровье педагога в условиях ДОУ»
Подготовила педагог-психолог
МБДОУ "Детский сад № 46 “ Надежда»
Регина Мурзалиевна Халипаева
г. Норильск
2022г.
Семинар-практикум
«Как сохранить здоровье педагога в условиях ДОУ»
Публикация «Семинар-практикум „Как сохранить здоровье педагога в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Психолог. Сегодня у нас особенная встреча: мы посвятим ее своему здоровью. Проведем нашу встречу в форме семинара-практикума, на котором, я надеюсь, вы получите полезную информацию о сохранении здоровья, сможете оценить свое состояние на предмет стрессоустойчивости, познакомитесь со способами сохранения здоровья в условиях детского сада.
Вводная часть
Разминка «Улыбнитесь»
Психолог. Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.
Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.
Теперь вы готовы к работе, и эта информация для вас!
Основная часть
Проведение самодиагностики по определению уровня стресса педагогов.
Тестовая психологическая игра «Кокология».
Тест «Стирка»
Психолог. Представьте себе, что вы живете в те времена, когда все стирали белье вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжелыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?
Варианты выбора:
«Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»
«Подожду немного, может быть, погода наладится».
«Сегодня по прогнозу не должно быть такой погоды».
«Не важно, пойдет дождь или нет, я все-таки начну стирку».
Если вы выбрали:
Вариант 1 - значит, по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние отрицательно не отразилось на вашем здоровье.
Вариант 2 - вы надеетесь, что погода может улучшиться, значит, уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50 по шкале от 0 до 100. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении неприятных непредвиденных ситуаций. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате все складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим с вашей жизни, как к стимулу, побуждающему преодолевать их.
Вариант 3 - уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причин тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: мое волнение не станет препятствием для дождя, он все равно пойдет.
Вариант 4 - уровень испытываемого вами стресса равен 100 по шкале от 0 до 100. Вы ощу-щаете гнет такого количества неблагоприятных обстоятельств в жизни, что не обращаете внимания на реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удается, то вы сталкиваетесь с еще более серьезной проблемой и, следовательно, испытываете еще больший стресс, чем прежде. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.
(Слайд 1)
Психолог. Современное дошкольное учреждение насыщается различными образовательными технологиями, реализуются новые образовательные стандарты, которые, с одной стороны, помогают осуществлять обучение, и развитие личности в соответствии с современными требованиями развития общества. Но с другой стороны — с каждым годом увеличивается нагрузка на интеллектуальную, психоэмоциональную, энергетическую, информационную сферы детей, и педагогов. Поэтому педагогу необходимо повышать свою психологическую устойчивость и овладевать способами сохранения и восстановления работоспособности, что будет способствовать профилактике эмоционального выгорания.
(Слайд 2)
Психолог. Главная причина возникновения синдрома эмоционального выгорания ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ - когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими, у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению СЭВ.
(Слайд 3)
Стадии синдрома эмоционального выгорания:
1. Истощение (формируется в течение 3–5 лет)
2. Личностная отстраненность (формируется в течение 5–10 лет)
3. Ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания (формируется в течение 10–20 лет)
(Слайд 4)
Выраженность эмоционального выгорания зависит от возрастных и профессиональных кризисов педагога.
Стаж работы 0-5 лет, возрастные границы 23-29 лет, – возможной причиной ЭВ может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью.
Наиболее устойчивые к СЭВ педагоги со стажем работы от 15 до 20 лет.
Стаж работы более 20 лет, возрастные границы 43-53 года. Этот период связан с кризисом идентичности. Перед человеком встают вопросы: «А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу?
Если человек успешно решает жизненные задачи, то новый подъем творческих сил наступает в возрасте 50-55 лет.
(Слайд 5)
Как сохранить здоровье педагога.
(Слайд 6)
Психологическое здоровье педагога в воспитательном процессе является центральным звеном,
и в условиях детского сада нужно не только знать и уметь, как сохранить свое здоровье и здоровье воспитанников, но желать это сделать.
(Слайд 7)
Упражнения для сохранения и укрепления здоровья.
1. Утренняя гимнастика:
- «Твист» гимнастика
- Массаж кистей и стоп
- Гимнастика для суставов
2. В течение дня при усталости, напряжении:
- «Владей собой среди толпы смятенной»
- Снятие физического напряжения
- Массаж точек на лице
3. При стрессе и в конце рабочего дня:
- Лобно-затылочная коррекция.
- Дыхательные упражнения
- Настрои-утверждения: «Я справлюсь! Я молодец! Я владею ситуацией! Я уже чувствую себя лучше!»
4. Улыбка в течение всего дня.
Утренние процедуры
«Твист» - гимнастика
Ее можно делать ежедневно по утрам или по желанию несколько раз в день. Настроиться на выполнение упражнений.
Все упражнения делаем на счет 8. Упражнения начинаем выполнять в левую сторону и с левой руки.
1-е упражнение
И. п. : встать прямо, ноги не сгибать, руки вдоль туловища.
Поворот влево всем туловищем, стараясь с каждым разом захватывать все больше и больше пространства Руки скручиваются и идут за поворотом туловища: левая рука - ладонью вверх, правая рука - ладонью вниз.
Ноги так же скручиваются: левая стопа закручивается наружу, правая — внутрь.
То же вправо.
Точно такое же упражнения делаем, немного присев, согнув ноги в коленях.
2-е упражнение
Делать скручивающиеся движения по диагонали.
Наклониться к правой ноге, при выпрямлении поворачиваем туловище влево, руки вверх, закручивая кисти рук, левая ладонь — вверх, правая вниз.
То же упражнение делаем вправо.
3-е упражнение
И. п. : стопы прямо. Но при повороте туловища они скручиваются за туловищем. Поворот туловища влево, руки немного согнуты в локтевых суставах, делают вращательные движения (круги, вначале внешние, затем внутренние.
То же упражнение вправо, но руками начинаем делать внутренние круги, затем наружные. Точно так же делаем упражнение прямыми руками.
4-е упражнение
И. п. : стоя прямо. Работают только руки: вращаем их перед собой, вначале маленькие круги (внешние, затем внутренние, потом большие.
Затем «пишем» перед собой руками знак бесконечности.
(Слайд 8)
Массаж точек на лице
Массируем плавными круговыми движениями указательным и средним пальцами обеих рук сначала по часовой стрелке, а затем против: 1-я точка — область лба «третий глаз»; 2-я т. — у крыльев носа; 3-я т. — область подбородка; 4-я т. — область висков5-я т. — около козелка уха; 6-я и 7-я точки — в области затылка; 8-я т. — первый шейный позвонок (каждую точку 8 раз).
Массаж ушных раковин
Оттягиваем ушные раковины вниз. Далее легкое расслабление чередуем с более выраженным напряжением.
Возьмитесь за середину ушной раковины. Тянем ее в стороны и чуть назад от наружного слухового прохода.
С каждым новым движением оттягивайте уши как можно дальше.
Захватите ушную раковину полностью и делайте круговые движения вперед и назад. Уши горят? Значит, делаете все правильно.
(Слайд 9)
В течение рабочего дня при усталости, напряжении.
Упражнение «Владей собой среди толпы смятенной.»
Сложите руки в «замок» за спиной. Напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» — эндорфин.
Улыбнитесь! Мир вокруг — зеркало нашего к нему отношения. Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело от улыбки!
(Слайд 10)
Техника физического расслабления
Попытайтесь сконцентрировать свое внимание на неестественно напряженной группе мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т. п. Далее постарайтесь еще сильнее напрячь эти мышцы (сильнее стисните зубы, наморщите лоб). Затем начинайте медленно снимать напряжение. Почувствуйте, как расслабляются ваши мышцы. Получите от этого удовольствие.
(Слайд 11)
Эту методику можно применять при стрессе, о котором вы вспоминаете или который произошел только что. Можно делать упражнение в течение дня или перед сном, снимая эмоциональное напряжение.
Дыхательные упражнения
Сделать вдох на 4 счета, на 4 счета задержать дыхание, затем сделать выдох на 4 счета, снова задержать дыхание на 4 счета. Просто попробуйте подышать подобным образом хотя бы 3-4 цикла. Тело само по себе распрямляется, а настроение повышается!
Настрой-утверждение
•Я справлюсь!
• Я молодец!
•Я владею ситуацией!
•Я уже чувствую себя лучше!
При стрессе и в конце рабочего дня
Чтобы не накапливались стрессовые ситуации, можно применять следующую методику.
Лобно-затылочная позиция
Одна рука на лбу, другая — на затылке. Закрываем глаза. Дыхание не задерживаем, оно чуть глубже обычного. Продумываем негативную ситуацию до тех пор, пока мысли не будут переключаться на что- либо другое. Делаем вдох, выдох и открываем глаза.
Эту методику можно применять при стрессе, о котором вы вспоминаете или который произошел только что. Можно делать упражнение в течение дня или перед сном, снимая эмоциональное напряжение.
Заключительная часть
Релаксация «Заросший сад»
Проводится под звуки природы.
Инструкция
Представьте, что вы находитесь в старинном заброшенном городе и совершаете прогулку по территории большого забытого замка.
Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой есть деревянная дверь. Откройте ее и войдите.
Вы оказываетесь в старом, заброшенном саду.
Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает. Растения так разрослись и все настолько заросло травами, что не видно земли, трудно различать тропинки. Вообразите, как вы начинаете приводить его в порядок.
Представьте, как вы пропалываете сорняки. подрезаете ветки. выкашиваете траву. пересаживаете деревья. окапываете и поливаете их. Делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид.
Через некоторое время остановитесь и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали.
Со временем вы сможете возвращаться в этот сад и продолжать начатую вами работу.
Рефлексия.
Обратная связь от участников семинара-практикума.
Раздается «Памятка для педагогов по способам сохранения психологического здоровья»