Юлия Ширяева
Семинар-практикум «Изодеятельность в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИКУМ-СЕМИНАР
" ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая, как родители, старшие братья, сестры действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляется характерное для двухлетних детей активное стремление выполнять действия без помощи взрослого. Но, естественно, вначале у них ничего не получается: рука не слушается, а как надо рисовать, в семье учат редко.
Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду, в первой младшей группе.
Публикация «Семинар-практикум „Изодеятельность в группе раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Организация и проведение занятий:
Занятия в первой младшей группе проводятся подгруппами детей. Занятие длится 8-10 минут.
Организация процесса занятия:
1) Вступительная часть - указания воспитателя, беседа с детьми (сюрпризный момент) :
• сообщение предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя;
• анализ изображаемого, напоминание о виденном ранее, чтение текста. Беседа с детьми;
• конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.
2) Руководство процессом выполнения работы;
3) Заключительная часть - просмотр и оценка детских работ (от лица игрушки, воспитателя).
Методы:
1. Показ предмета- наглядный метод
2. Наблюдения
3. Словесный метод
4. Наглядный показ
5. Жест: воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя ее контур, охватывает ее руками, как бы вылепливая ее.
ЛЕПКА
Лепка требует развития таких движений рук, которые бы позволили получать различные формы из куска пластилина. Никакого инструмента у детей в руках нет, они действуют непосредственно руками. В лепке дети раннего возраста действуют ладонями и пальцами рук.
В первой младшей группе дети осваивают первоначальные умения обращаться с пластилином (лепить на дощечке, не разбрасывать пластилин) и создавать из него форсы, которые затем будут использоваться при изображении предметов.
Для детей младшего дошкольного возраста характерно создание объемных форм - цилиндра, шара, диска.
1) Таким образом, знакомя детей с материалом, воспитатель обучает детей первому формообразующему движению - РАСКАТЫВАНИЮ.
Цилиндрическая форма - палочка, колбаска. Способ работы: раскатывать ладошкой. После того как дети освоят формообразующее движение по созданию цилиндрической формы, следует научить детей преобразованию цилиндра - сделать из палочки кольцо. Дети обязательно рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель показывает последовательно как его лепить. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. "У колечка должна быть дырочка, и его можно будет надеть на палочку или пальчик"- этот момент очень важен для воспитания у ребенка способности контролировать свои действия.
Далее детей можно научить изображению более сложного предмета - конуса или пирамидки.
2) СПЛЮЩИВАНИЕ (создание диска).
Следующий предмет, который желательно дать для изображения - гриб.
Овладение движением сплющивания следует проводить во время лепки простого предмета - блинчика.
Взрослый показывает, как нужно отрывать кусочек пластилина и сплющивать его пальцами. Затем дети лепят гриб, который состоит из двух частей: диска - шляпки и цилиндра - ножки.
3) СКАТЫВАНИЕ
После лепки гриба переходят к изображению нового предмета- неваляшки, - скатыванию кругообразными движениями, которым надо научить детей при лепке шара.
После овладения скатывание можно перейти к изображению неваляшки. Неваляшка состоит из двух одинаковых форм - шариков, отличающихся по величине. Воспитателю надо показать детям разницу в величине (головка у неваляшки маленькая, а туловище большое).
Подбирая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста :
1. Предмет должен быть хорошо знаком детям;
2. Предмет должен вызывать у ребенка положительное отношение, быть интересным для него;
3. предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух).
РИСОВАНИЕ
Технические навыки:
Держать карандаш или кисть в пальцах правой руки, не слишком близко к отточенному концу, тремя пальцами - держать его большим и средним, придерживая сверху указательным; рисовать только на бумаге, не стучать карандашом, аккуратно пользоваться материалом, не мять бумагу; проводить прямые, несколько закругленные линии или зигзагообразные более целенаправленно ориентируясь на листе бумаги.
Чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием, их нужно этому учить. В младшем возрасте дети осваивают приемы изображения путем подражания взрослому. Основное место занимает показ приемов рисования.
Обучение рисованию начинается с прямых линий (вертикальных, горизонтальных, длинных и коротких, затем рисуем волнистые линии, спирали, а потом круги и овалы различной величины. Такое поэтапное обучение позволяет лучше закрепить каждый из навыков, не смешивая их. Постепенно, у малышей накапливая опыт изображения прямых и округлых линий, ребятишки открывают для себя обобщённые формы и линии как основу множества образов, учатся находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями.
При обучении детей рисованию используется:
Рисование в воздухе – изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки или сухой кисти. Использование этого приёма помогает ребёнку ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать на любой гладкой поверхности (стекле, столе).
1. Дорожка для машинки
Воспитатель осуществляет показ на мольберте.
Воспитатель берет кисточку окунает ее в баночку, стряхивает лишнюю водичку о краешек баночки, погружает весь ворс кисти в гуашь, лишнюю краску отжимает о краешек баночки с гуашью, и начинает проводить прямую линию справа налево. Комментируя все свои действия.
2. Сосульки
Воспитатель берет кисточку окунает ее в баночку, стряхивает лишнюю водичку о краешек баночки, погружает весь ворс кисти в гуашь, лишнюю краску отжимает о краешек баночки с гуашью, и начинает проводить прямую линию сверху вниз. Комментируя все свои действия (длинная сосулька, короткая сосулька).
3. Кисточка танцует
Воспитатель берет кисточку окунает ее в баночку, стряхивает лишнюю водичку о краешек баночки, погружает весь ворс кисти в гуашь, лишнюю краску отжимает о краешек баночки с гуашью, и начинает проводить волнистую линию справа налево. Комментируя все свои действия.
4. Солнышко
Воспитатель берет кисточку окунает ее в баночку, стряхивает лишнюю водичку о краешек баночки, погружает весь ворс кисти в гуашь, лишнюю краску отжимает о краешек баночки с гуашью, и начинает проводить линию, замыкая ее, чтобы получился круг. Комментируя все свои действия.
5. Дождик кап-кап
Воспитатель берет кисточку окунает ее в баночку, стряхивает лишнюю водичку о краешек баночки, погружает весь ворс кисти в гуашь, лишнюю краску отжимает о краешек баночки с гуашью, и начинает наносить штрихи, по заданной площади (из тучки). Комментируя все свои действия.
АППЛИКАЦИЯ
Техника наклеивания
Прежде всего фигурка кладется на подкладку белой стороной вверх и именно с этой стороны намазывается клеем. В клей следует погрузить весь ворс кисти, а затем избыток клея отжать о край чашечки. Фигурка придерживается пальцем левой руки. Кисть с клеем сначала касается середины фигурки, а затем клей размазывается к краям. Когда вся фигурка намазана, кисть кладется на подставку, чтобы освободить правую руку. Фигурка берется за края двумя руками и кладется на нужной место. сверху накладывается тряпочка и прижимается.
На занятиях аппликацией, дети учатся располагать и наклеивать готовые формы, большое значение имеет показ образца. Затем следует показ приемов наклеивания. На мольберте, чтобы было видно всем детям, надо прикрепить бумагу (полоску, квадрат, круг и т. д., а рядом с бумагой клееночку. Затем, показывая готовую форму, которую надо наклеить, воспитатель объясняет, какую сторону следует намазывать клеем. Положив форму цветной стороной на клееночку, воспитатель всем детям показывает способ намазывания клеем. Далее, перевертывая форму, накладывает ее в указанном месте на бумагу и осторожно приглаживает тряпочкой. Детям воспитатель предлагает все формы разложить на бумаге, а потом уже постепенно наклеивать. В процессе аппликации важно стремиться обеспечить большую активность и самостоятельность детей.
Детей на занятиях аппликации учат различному расположению названных деталей на полосе, круге, квадрате. С этой целью предлагается украсить дорожку, платочек, тарелочку, чередуя по цвету, форме, величине мелкие и крупные готовые детали. Чтобы закрепить умения детей в расположении аппликации на бумаге разной формы, целесообразно провести с использование деталей (частей) каждой формы (полоска, четырехугольник, круг) минимум два занятия. Можно при этом менять цвет основы или наклеиваемые части (по форме, цвету, величине). Например, вначале предложить украсить "тарелочку" (большой круг) кружочками, чередуя их по цвету, а затем для "тарелочки" другого цвета подобрать в тон большие и маленькие кружочки. Кружочки могут быть и не в тон "тарелки". Кроме аппликации декоративного характера, в этой группе дается составление из частей и наклеивание предметов. Эти предметы должны быть просты, хорошо знакомы детям. В основном это игрушки из частей одной формы, но разной величины (башенка, снеговик, неваляшка, цветок, цыпленок) или двух форм (тележка, вагончик, домик).