Альбина Шихова
Семинар-практикум по использованию приёма ТРИЗ «Ожившие предметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Использование приёма ТРИЗ
«Ожившие предметы»»
ТРИЗ –краткая историческая справка
Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.
Публикация «Семинар-практикум по использованию приёма ТРИЗ „Ожившие предметы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:
1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.
Основные методы ТРИЗ
Основными из них можно назвать следующие.
• Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
• "Да-нет-ка" – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
• Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
• Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
• Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.
Ожившие предметы
Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами
Развивающая: развивать образное, логическое мышление, творческую фантазию, воображение, умение видеть необычное в обычном.
Образовательная: формировать умение работать над замыслом, закрепить умение рисовать изображаемый предмет, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, точность, бережное отношение к материалам и инструментам, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус.
Как оживить предмет?
Нарисовать, дорисовать,
Приклеить части к рисунку,
Сделать из чего-либо, доделать,
Самому войти в образ (превратится)
Как оживить предмет?
Оживить с помощью волшебного инструмента (волшебная палочка)
Пригласить волшебника
Самому стать волшебником (джином)
Прочитать магические заклинания
В младшем дошкольном возрасте
«Оживление» сначала проводит сам взрослый, а затем эту роль на себя берут уже сами дети.
Здесь показывается прозрачный экран, на котором нанесены (наклеены, нарисованы) глаза, рот, нос, ручки и ножки, а туловища нет. Если его приложить к любому предмету, предмет “ оживает”
Это обыгрывание предметов очень нравится детям и воспитывает эмпатийное отношение к окружающему. Когда предмет начинает рассказывать о себе в лице ребенка (эмпатия) здесь происходит помимо развития воображения, фантазии и закрепление сенсорных эталонов (цвет, размер, форма, величина, развивается и совершенствуется речь ребенка, его интерес к окружающему миру, что немаловажно в этом возрасте.
• Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения.
- Волшебник Оживления коснулся ваших стульев. Давайте покажем, как они побежали, как стали разговаривать и т. д.
- Птички в клетке коснулся Волшебник Окаменения. Покажите, как она прыгала, клевала зернышки, а сейчас какая она?
• В средней группе рекомендуется усложнение игр. Производятся преобразования части объекта, места его нахождения.
- Что будет с игрушками (с одеждой, если их коснется Волшебник Оживления?
- Что случится с животными и растениями в уголке природы, если его навестит Волшебник Окаменения?
• В старшем дошкольном возрасте организуются игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики.
• В течение всего дошкольного периода следует вычленять прием оживления-окаменения при знакомстве со сказками, легендами, мифами.
Прием оживления : дерево – Буратино, овощи – Чиполлино, тесто – Колобок, снег – Снегурочка, металл – Железный Дровосек, говорящие зеркало и голова в сказках и т. п.
Прием статики: заснувшая царевна, Белоснежка, Спящая Красавица, Настенька (“Морозко”…
Продуктивная деятельность:
• Лепка посуды, которой коснулся Волшебник Оживления Всемогу;
• Рисование (универсальный костюм, в котором можно и ходить в гости, и плавать под водой, и спать, и т. д.);
• Конструирование “Я могу сделать только это…” (ребенок сам выбирает материал и тему, далее объясняется “Мы можем много всего сделать из данных заготовок и с использованием дополнительных средств).”
• На основе этого приема происходит
• и закрепление сказок,
• и инсценирование,
• и драматизация,
• развиваются артистические способности,
• формируется речь,
• развиваются коммуникативные навыки и умения
• и конечно же творческие способности.
Кредо триз.
Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта