Лучший педагог года

Семинар-практикум «Театр своими руками»

Ольга Матвиенко
Семинар-практикум «Театр своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«ТЕАТР СВОИМИ РУКАМИ»

Цель

Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению, обогатить их знания о видах театра, театрализованных играх.

Задачи

Публикация «Семинар-практикум „Театр своими руками“» размещена в разделах

1. Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает решать основные задачи по основным направлениям развития ребенка согласно ФГОС.

2. Закрепить знания о способах организации и педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.

3. Вызвать у участников семинара интерес к использованию театрализованных игр.

4. Познакомить педагогов с театром «Тантамаресок» и театром кукол «Живая рука» с последующим использованием дошкольниками.

1. Значение театрализованных игр в развитии дошкольников.

В начале хочу сказать, почему мы взяли эту тему для семинара. Новый 2019 год назван «Годом театра», исходя из этого, одну из годовых задач в этом учебном году мы взяли «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и чтение художественной литературы»

Сегодня мы хотим поговорить о великой силе театрального искусства.

Что же такое театр?

По утверждению К. С. Станиславского, «Театр это - средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность».

Театр дарит малышам незабываемые впечатления, развивает художественный вкус, воображение, фантазию, развивает речь.

Театрализованная игра - одна из самых мощных, сильных видов деятельности для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей, это игры-представления, в которых с помощью выразительных средств, таких как интонация, мимика, речь, разыгрывается литературное произведение.

В наше время это очень актуально, ведь на фоне избыточной информации и обилия разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей. А театральный жанр помогает эмоционально развивать личность.

Поэтому театрализованная деятельность помогает сформировать всесторонне развитую личность.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие:

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

Познавательное развитие:

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие:

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно-эстетическое развитие:

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.

2. Организация театральной деятельности в ДОУ.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС:

• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, художественно-эстетической и т. д.). Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре;

• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией;

• в самостоятельную деятельность детей. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей

Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы:

• режиссёрские игры

• игры – драматизации.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

К режиссё рским играм относится:

• настольный театр, в котором традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра : вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др.

• стендовый театр, к которому относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.

К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

3. Знакомство с театром «Тантамаресок» и театром кукол «Живая рука» с последующим использованием дошкольниками.

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами.

Сегодня мы хотим познакомить вас с нетрадиционными видами театра :

- театр «Тантамарески»,

- театр с помощью кукол «Живая рука».

Всем знакома истина: "Все новое - это хорошо забытое старое!" Множество разных интересных вещей придумали задолго до нас. Заинтересовавшись детским театральным творчеством, мы внимательно изучали идеи и находки в этой области, и нам попался нетрадиционный вид театра «Тантамареска».

Что такое "тантамареска", как ее можно использовать в работе с детьми и что нужно для того, чтобы самостоятельно сделать тантамареску?

Тантамареской (от французского tintamarresque – «кукла» и «стенд») называют ростовую фигуру с вырезами для рук, ног и лица, стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Тамтамареска может быть как с одной прорезью для лица, так и с несколькими, всё зависит от задумки всей композиции в целом.

Что еще может так забавлять детей, как тантамарески!. С ними можно побывать в далекой стране или моментально перевоплотиться в сказочного героя. Театр тантаморесок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, выстраивать диалог.

Наши педагоги используют два вида тантамаресок:

- тантамарески – кукла – живое лицо,

- пальчиковые тантамарески.

Пальчиковые игрушки-тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку.

Использование тантамаресок: инсценирование стихов и потешек; рассказывание сказок, историй собственного сочинения; театральные игры; игры-импровизации и другие игры.

Театр тантамарески доставляют детям радость, но их особая заслуга в том, что они помогают разрушить психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении народа и с малознакомыми людьми. Дети, спрятавшись за картинками, чувствуют себя легко и раскрепощённо. Им доставляет огромное удовольствие играть роли.

Игрушки – тантамарески – прекрасное дидактическое пособие, которое способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Театр тантамаресок легко сделать самим.

Материал для изготовления игрушек - тантамаресок: цветной картон, цветная принтерная бумага плотная и тонкая, белая бумага, фломастеры, клей ПВА, ножницы, нитки.

Показ разновидностей готового театра тантамаресок.

В любом театре между представлениями бывает антракт и мы тоже предлагаем сделать небольшую паузу. Выходите на середину зала и удобно устройтесь на стульчиках в кругу.

«Психогиннастика для взрослых»

Если начиная с младшей группы, дети знакомились с настольным театром, конусным, с театром на фланелеграфе, театром картинок, пальчиковым, то в старшей группе дети выполняют более сложные инсценировки, они начинают играть с куклой «с живой рукой». Высота такой театральной куклы зависит от роста ребенка. Ребенок надевает на себя костюм, огромная голова находится на груди у ребенка, края сарафана закрепляются на кисти руки ребенка. Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем.

Наглядная презентация кукол, показ музыкальной сказки «Репка».

Уважаемые педагоги! В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Неоценима и их воспитательная роль. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе. В конечном счете театрализованные игры способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребенка. Он учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям.

Вот и подошло к концу наше путешествие в увлекательный мир театра, но я надеюсь, что это только начало. Большое вам спасибо за активное участие! Играйте больше с детьми, любите их и у нас все получится!

А теперь, уважаемые участники, постарайтесь ответить на вопросы:

- Что нового Вы узнали для себя на данном мероприятии?

- Сможете ли Вы использовать увиденное в своей работе?

- Остались ли у Вас вопросы по предложенной теме?

Публикации по теме:

Вязаный пальчиковый театр своими рукамиВязаный пальчиковый театр своими руками Доброго времени суток, коллеги! И снова пальчиковый театр! люблю я эту тему. В чём польза кукольного пальчикового театра? Инсценировка.

Кукольный театр своими рукамиКукольный театр своими руками Зачем делать руками, если можно купить? Ответ прост. Эти куклы получаются с душой и особенной любовью. Не имея опыта, пролистала странички.

Новогодний перчаточный театр своими рукамиНовогодний перчаточный театр своими руками обрый день, Уважаемые коллеги! Хочу предоставить на ваш суд варежковый театр к празднованию нового года. Во второй группе раннего возраста.

Пальчиковый театр из бумаги своими рукамиПальчиковый театр из бумаги своими руками .

Фоторепортаж «Пальчиковый театр своими руками»Фоторепортаж «Пальчиковый театр своими руками» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Наконец появилось время заняться любимым делом - вязанием! И на этот раз я решила связать пальчиковый.

Пальчиковый театр «Экоколобок в зимнем лесу» своими рукамиПальчиковый театр «Экоколобок в зимнем лесу» своими руками Пальчиковый театр. Экологическая игра – сказка. «ЭКОКОЛОБОК В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» Воспитатель: Ермолаева Наталья Николаевна Приближается Новый.

Театр своими рукамиТеатр своими руками В нашей первой младшей группе мы стараемся создать теплую, дружескую атмосферу. Наши детки пришли в детский садик в первый раз и их надо.

Театр из фетра своими рукамиТеатр из фетра своими руками Театр своими руками. Современное производство предлагает нам всевозможное разнообразие игр и пособий для детей, но давно замечено, что.

Театр своими руками «Театр на ложках»Театр своими руками «Театр на ложках» Галактионова Нурхан Аркадьевна. Для изготовления данного театра необходимы такие материалы, как пластиковые ложки (желательно прозрачные,.

Мастер-класс «Теневой театр своими руками»Мастер-класс «Теневой театр своими руками» Недавно я задумала сделать теневой театр своими руками. Для этого мне понадобилось: три рамки для фотографий (одна А3 и две А4, белая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Театр своими руками»
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 12:42
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Театр своими руками»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Матвиенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД