Ольга Матвиенко
Семинар-практикум «Театр своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«ТЕАТР СВОИМИ РУКАМИ»
Цель
Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению, обогатить их знания о видах театра, театрализованных играх.
Задачи
Публикация «Семинар-практикум „Театр своими руками“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает решать основные задачи по основным направлениям развития ребенка согласно ФГОС.
2. Закрепить знания о способах организации и педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
3. Вызвать у участников семинара интерес к использованию театрализованных игр.
4. Познакомить педагогов с театром «Тантамаресок» и театром кукол «Живая рука» с последующим использованием дошкольниками.
1. Значение театрализованных игр в развитии дошкольников.
В начале хочу сказать, почему мы взяли эту тему для семинара. Новый 2019 год назван «Годом театра», исходя из этого, одну из годовых задач в этом учебном году мы взяли «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и чтение художественной литературы»
Сегодня мы хотим поговорить о великой силе театрального искусства.
Что же такое театр?
По утверждению К. С. Станиславского, «Театр это - средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность».
Театр дарит малышам незабываемые впечатления, развивает художественный вкус, воображение, фантазию, развивает речь.
Театрализованная игра - одна из самых мощных, сильных видов деятельности для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей, это игры-представления, в которых с помощью выразительных средств, таких как интонация, мимика, речь, разыгрывается литературное произведение.
В наше время это очень актуально, ведь на фоне избыточной информации и обилия разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей. А театральный жанр помогает эмоционально развивать личность.
Поэтому театрализованная деятельность помогает сформировать всесторонне развитую личность.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие:
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
Познавательное развитие:
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие:
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно-эстетическое развитие:
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.
2. Организация театральной деятельности в ДОУ.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС:
• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, художественно-эстетической и т. д.). Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре;
• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией;
• в самостоятельную деятельность детей. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей
Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы:
• режиссёрские игры
• игры – драматизации.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
К режиссё рским играм относится:
• настольный театр, в котором традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра : вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др.
• стендовый театр, к которому относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.
К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).
Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.
3. Знакомство с театром «Тантамаресок» и театром кукол «Живая рука» с последующим использованием дошкольниками.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами.
Сегодня мы хотим познакомить вас с нетрадиционными видами театра :
- театр «Тантамарески»,
- театр с помощью кукол «Живая рука».
Всем знакома истина: "Все новое - это хорошо забытое старое!" Множество разных интересных вещей придумали задолго до нас. Заинтересовавшись детским театральным творчеством, мы внимательно изучали идеи и находки в этой области, и нам попался нетрадиционный вид театра «Тантамареска».
Что такое "тантамареска", как ее можно использовать в работе с детьми и что нужно для того, чтобы самостоятельно сделать тантамареску?
Тантамареской (от французского tintamarresque – «кукла» и «стенд») называют ростовую фигуру с вырезами для рук, ног и лица, стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Тамтамареска может быть как с одной прорезью для лица, так и с несколькими, всё зависит от задумки всей композиции в целом.
Что еще может так забавлять детей, как тантамарески!. С ними можно побывать в далекой стране или моментально перевоплотиться в сказочного героя. Театр тантаморесок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, выстраивать диалог.
Наши педагоги используют два вида тантамаресок:
- тантамарески – кукла – живое лицо,
- пальчиковые тантамарески.
Пальчиковые игрушки-тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку.
Использование тантамаресок: инсценирование стихов и потешек; рассказывание сказок, историй собственного сочинения; театральные игры; игры-импровизации и другие игры.
Театр тантамарески доставляют детям радость, но их особая заслуга в том, что они помогают разрушить психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении народа и с малознакомыми людьми. Дети, спрятавшись за картинками, чувствуют себя легко и раскрепощённо. Им доставляет огромное удовольствие играть роли.
Игрушки – тантамарески – прекрасное дидактическое пособие, которое способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Театр тантамаресок легко сделать самим.
Материал для изготовления игрушек - тантамаресок: цветной картон, цветная принтерная бумага плотная и тонкая, белая бумага, фломастеры, клей ПВА, ножницы, нитки.
Показ разновидностей готового театра тантамаресок.
В любом театре между представлениями бывает антракт и мы тоже предлагаем сделать небольшую паузу. Выходите на середину зала и удобно устройтесь на стульчиках в кругу.
«Психогиннастика для взрослых»
Если начиная с младшей группы, дети знакомились с настольным театром, конусным, с театром на фланелеграфе, театром картинок, пальчиковым, то в старшей группе дети выполняют более сложные инсценировки, они начинают играть с куклой «с живой рукой». Высота такой театральной куклы зависит от роста ребенка. Ребенок надевает на себя костюм, огромная голова находится на груди у ребенка, края сарафана закрепляются на кисти руки ребенка. Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем.
Наглядная презентация кукол, показ музыкальной сказки «Репка».
Уважаемые педагоги! В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Неоценима и их воспитательная роль. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе. В конечном счете театрализованные игры способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребенка. Он учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям.
Вот и подошло к концу наше путешествие в увлекательный мир театра, но я надеюсь, что это только начало. Большое вам спасибо за активное участие! Играйте больше с детьми, любите их и у нас все получится!
А теперь, уважаемые участники, постарайтесь ответить на вопросы:
- Что нового Вы узнали для себя на данном мероприятии?
- Сможете ли Вы использовать увиденное в своей работе?
- Остались ли у Вас вопросы по предложенной теме?