Папки-передвижки

Семинар — практикум «Формирование математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»

Людмила Дикарева
Семинар — практикум «Формирование математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию математических способностей детей с помощью дидактических игр и упражнений.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

Публикация «Семинар — практикум „Формирование математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений“» размещена в разделах

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

1. Приветствие участников семинара. Вступительное слово.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, необходимо самим стать чуть-чуть ребенком и взглянуть на мир их глазами. Мир ребенка – это мир познания. Ежедневно вы отвечаете на пытливые вопросы своих ребят, а сегодня разрешите задать вопросы вам, уважаемые коллеги?

Скажите, пожалуйста, какое сегодня число, какой сегодня день недели, во сколько вы вышли из дома, чтобы успеть на сегодняшнее мероприятие.

- Какие знания вам помогли ответить на поставленные вопросы?

- Вы правы, коллеги. Математика – удивительная наука.

И как говорил Михаил Васильевич Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

СЛАЙД 2

Математика (греч. mathematike, от mthema — знание, наука, наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира)

Математика как наука родилась в Греции. В странах-современниках Эллады, математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчёты, измерения, либо, наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов (астрология, нумерология и т. п.).

Назовем два великих математика древности.

СЛАЙД 3

* Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры.

* Архимед – древнегреческий учёный, математик и механик из Сиракуз.

СЛАЙД 4

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

«От того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л. А. Венгер

Главная деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – это игра.

СЛАЙД 5

Не зря Василий Александрович Сухомлинский сравнивает игру с искрой, которая разжигает огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

Наверное, каждому воспитателю каждый день приходится отвечать на вопрос родителей: «Как вел себя мой ребенок на занятии? Как справился с заданием?». Все эти вопросы родители напрямую связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребенок? Умеет ли он играть в различные игры?»

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка»

СЛАЙД 6

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

СЛАЙД 7

Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представления о каждом числе живыми ассоциациями.

Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названий геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формулировать, но нужно организовывать опыт ребенка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета.

Развитие чувства пропорций и чувства ритма также имеет прямое отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать из этого источника особенно волшебных историй.

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснутся к этому канону

Все это возможно дать детям в развивающих дидактических играх.

Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает ее от другой деятельности.

СЛАЙД 8

Что входит в структуру дидактической игры.

К дополнительным компонентам:

• сюжет

• роль.

СЛАЙД 9

Виды дидактических игр :

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их. Настольно - печатные, как правило, — в свободное от занятий время.

СЛАЙД 10

Основная цель дидактических игр – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, следовательно, предсказуем для человека.

СЛАЙД 11

Чему же способствует дидактическая игра по математике.

СЛАЙД 12

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на группы.

СЛАЙД 13

1. Игры с цифрами и числами

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры как : «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Игра «Считай, не ошибись», помогает усвоению порядка следования чисел в натуральном ряду, упражнению в прямом и обратном счете.

Игры «Поймай рыбку», «Собери цветок», «Доставь письмо адресату» помогают детям овладеть вычислительными навыками.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут», «Вставь цифру» и многие другие используют на занятиях и в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

СЛАЙД14

2. Игры с геометрическими фигурами

Эта группа игр используется для закрепления знаний о форме геометрических фигур, детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

«Продолжи узор»

«Сложи картинку»

«4-й лишний»

«Спрячь мышку»

«Цвет и форма»

«На что это похоже»

СЛАЙД 15

3. Игры на закрепление величин «Что выше?», «Подбери по размеру», «Чудесный мешочек»

учат детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина, используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше, путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы; развивают умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов.

СЛАЙД 16

4. Игры путешествие во времени служат для знакомства детей с днями недели, частями суток, названиями месяцев, их последовательностью.

СЛАЙД 17

5. Цель игр на ориентирование в пространстве. - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

СЛАЙД 18

6. Игры на логическое мышление.

Логика - это наука о формах и законах правильного мышления человека.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. развиваются умения рассуждать, делать свои умозаключения.

Известный психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»

1. «Логические блоки Дьенеша» развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; помогают усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развивают познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;

В помощь воспитателю предлагаются замечательные альбомы: «Давайте вместе поиграем», «Маленькие логики», «Страна блоков и палочек», «В поисках затонувшего клада»

2. «Цветные счетные палочки» Х. Кюизинера.

Этот материал предлагает ребенку большие возможности для исследований: различение цвета, размера, количества, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования.

Играя с палочками Кюизенера, ребенок овладевает вычислительными навыками (сложение, вычитание, умножение, деление, знакомиться с составом числа, овладевает измерительными навыками…

Детям очень интересно работать с наглядными пособиями: альбом «Волшебные дорожки», альбом «Дом с колокольчиком», «Посудная лавка», «Кростики», «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», «На златом крыльце сидели». Предметы на этих картинках словно оживают, что доставляет детям огромное удовольствие.

3. «Сложи квадрат» - знаменитая игра Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей.

4. «Танграм», «Колумбово яйцо», игра – головоломка «Пифагор».

Развивают:

• умение играть по правилам и выполнять инструкции;

• наглядно-образное мышление, воображение, внимание, восприятие;

• совершенствует навыки дифференциации цвета, величины и формы; формирует комбинаторные способности;

• учит анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры;

• учит визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

5. «Чудо кубики. Сложи узор»

Цель: - развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики.

Дети редко играют в дидактические игры по собственному желанию. Игры должны организовываться и направляться воспитателем. При правильной организации и руководстве со стороны педагогов эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются.

Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

СЛАЙД 19

По характеру игровых действий дидактические игры делятся на :

Подвижно-дидактические игры и игровые упражнения с математическим содержанием

1. Сочетают в себе взаимосвязь умственной и физической деятельности, принципы развивающего обучения.

2. Они направлены на практическое овладение математическими знаниями.

3. Двигательный аспект подвижной игры стимулирует закрепление математического материала.

4. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу более эффективно без ущерба для здоровья, так ка не ущемляется потребность дошкольника в природе подвижности.

СЛАЙД 20

Задачи, решаемые в процессе математических подвижных игр и игровых упражнений :

Дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих успешнее адаптируются в школе, взрослыми лучше справляются с жизненными проблемами.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра является эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Но только в том случае, если использовать ее в занимательной, увлекательной форме. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно.

СЛАЙД 21

Методические указания к проведению дидактических игр и упражнений :

1. Игра должна быть понятной, доступной, добровольной;

2. Правила игры должны быть точными, немногочисленными;

3. Подбор учебного материала должен соответствовать программе;

4. Легкие и трудные игры должны чередоваться;

5. Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.

Итог. Рефлексия.

Методика «Неоконченное предложение».

• Мне не понравилось…

• Я научилась…

• Меня удивило…

• Мне захотелось…

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум «Формирование математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
Опубликовано: 4 сентября 2020 в 08:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар — практикум «Формирование математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Дикарева (УИ 2397119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД