МААМ-картинки

Семинар-практикум «Дышим по методу К. П. Бутейко»

Ирина Борцова
Семинар-практикум «Дышим по методу К. П. Бутейко»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум «Дышим по методу К. П. Бутейко»

Воспитатель МБДОУ № 5 «Яблочко» с. Порт – Катон

Борцова И. Н.

Цель: познакомить педагогов с использованием метода

К. П. Бутейко на НОД по физической культуре в ДОУ.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни – одно из приоритетных направлений. Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных возможностей играет дыхание.

Публикация «Семинар-практикум „Дышим по методу К, П, Бутейко“» размещена в разделах

Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твёрдой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.

Приоритетность процесса дыхания для жизни делает способность в совершенстве владеть этим процессом едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым.

Здоровье – это полное благополучие: физическое, психическое, социальное, а не только отсутствие болезней или увечий. Что является 100% составляющим здоровья?

Экология -20%

Наследственность – 20%

Здравоохранение – 4 – 10%

Образ жизни – 50% и более.

Образ жизни – это система взаимодействия с самим собой и окружающим миром.

Ещё в 1952 году молодой врач К. П. Бутейко пришёл к выводу, что причиной многих болезней нашего времени является глубокое дыхание, которое снижает уровень углекислого газа в организме. Дальнейшая научно – исследовательская работа подтвердила это открытие. Был разработан способ восстановления здоровья, лечения и профилактики многих болезней путём нормализации дыхания (так называемый метод – волевая ликвидация глубокого дыхания – ВЛГД).

Важно обратить внимание на тот факт, что «метод Бутейко» гарантирует безопасность и эффективность лечения, особенно в стадии обострения, что позволяет буквально в считанные минуты устранить самые яркие проявления болезни, а именно:

- снять приступ удушья при бронхиальной астме,

- остановить кашель,

- устранить заложенность носа,

- кожный зуд при экземе,

- снизить аллергические проявления,

- и, самое важное, в дальнейшем предотвратить появление таких симптомов без применения лекарств.

Методом поверхностного дыхания можно воспользоваться, когда вы находитесь в запылённом или загазованном местах, в душном помещении. Ведь при глубоком дыхании пыль оседает в бронхах или даже в лёгких. Выводить её из организма уже сложно. Дыхательный аппарат, по сути, выполняет функцию пылесоса, т. е. человек вдыхает загрязнённый воздух, а выдыхает его чистым, оставляя в бронхиолах лёгкую грязь, выводить которую очень трудно. Этот механизм срабатывает и при ОРЗ.

Правильное дыхание – это дыхание через нос и без шума. К сожалению, многие полагают, что для дыхания предназначен и рот (хотя даже элементарное знание анатомии и физиологии человека позволяет утверждать, что нос является первым органом дыхательного аппарата, а рот – первым органом пищеварительного тракта). В связи с этим специалисты по дыханию говорят так: «Если человек дышит через рот, то его нужно кормить через нос». Вот такую ошибку допускали люди. Некоторые из нас вообще не задумывались над тем, как мы дышим. Иные считают, что почти всегда дышат через нос, на самом деле чаще всего вдыхают воздух ртом. Впрочем, каждый легко может проверить себя. Оставшись в комнате в одиночестве, сомкните плотно губы. Если через некоторое время у вас появится потребность в дыхании через рот, значит ваши дыхательные пути не в порядке и дышите вы неправильно.

Что в таком случае делать? Учиться правильно дышать! Да, да учиться всю оставшуюся жизнь. Итак, носовое дыхание стимулирует нервные окончание всех органов, находящихся в носоглотке. Не случайно если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточного умственного развития.

А чем же плохо дыхание с шумом. Шумовой эффект – это показатель того, что дыхательный аппарат работает с перезагрузкой, с напряжением. Как правило это приводит к патологическим изменениям дыхательной системы, а затем – ССС и желудочно-кишечного тракта. Эту взаимосвязь подтверждает и исследования доктора К. П. Бутейко, В связи с этим с помощью дыхания можно дозировать и контролировать физические нагрузки.

Рекомендуется с одной стороны, упрощённый, с другой – универсальный комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание как на вдохе, так и на выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке.

Использование метода К. П. Бутейко на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста.

1. Измерение показателей здоровья каждого ребёнка до занятий (частота пульса, фиксация результатов в журнале. В итоге – отбор детей, которым физические нагрузки не показаны.

2. Самоконтроль носового дыхания с закрытым ртом.

3. Проведение занятий в движении и при нагрузке (малыши учатся правильной осанке, расслаблению мышц и дыхательной мускулатуры).

4. Движения с поджатыми локтями, с животом и грудью, т. е. механическое ограничение глубины дыхания (сами себя обняли).

5. Изучение и применение метода ВЛГД, правило «левой руки».

6. Физкультура и движение с одновременным использованием метода ВЛГД.

7. Достижение с помощью физических нагрузок эффекта ВЛГД в покое.

8. Изучение дополнительных поз и упражнений, например:

- «внутриутробная»,

- «тигр»,

- «лодочка» и т. п.

9. Проведение упражнений с максимально возможной задержкой дыхания: приседания и разные другие упражнения.

10. Изучение основных четырёх поз из методики К. П. Бутейко :

- «вис»,

- «поза змеи»,

- «поза молящего»,

- перекрут позвоночника в положении лёжа на спине.

11. Изучение последовательности поз перехода из одной в другую.

12. Самоисправление в позах различных отделов позвоночника:

- шейных позвонков,

- грудных позвонков,

Поясничных позвонков,

- крестцовых.

13. Измерение МП в положении: сидя, стоя у стены, в позе на пятках и в других позах.

14. Окончание занятия (в удобной позе дети «слушают» дыхание). Полный покой («затаились, замерли»).

НОД по физическому развитию в старшей группе с применением метода К. П. Бутейко.

Тема: «Весёлые обезьянки».

Программное содержание:

Совершенствовать различные виды ходьбы, двигаться в соответствии с ритмом музыки.

Продолжать учить детей следить за своей осанкой во время ходьбы, выполнять упражнения под музыку, добиваясь лёгкости, красоты и ритмичности, следить за дыханием, уметь его восстанавливать.

Совершенствовать прыжки через гимнастическую скамейку, прыжки на батуте, ходьбу по бревну: правым и левым боком, сохраняя равновесие.

Учить расслабляться и контролировать фазы дыхания.

Атрибуты:

Мячи: 2 гимнастические скамейки. 1 батут, 1 бревно, 1 обруч, 1 мат.

Вводная часть:

- «Весёлые обезьянки» подходите ко мне и слушайте внимательно.

Построение в шеренгу около шведской стенки, проверка осанки, выполнение упражнений по методике К. П. Бутейко :

1) Поднять плечи, отвести назад и опустить (голова, плечи, ягодицы и икры касаются стены, голова прямо)

2) Положить ладонь на живот; вдох – подтянуть живот, затем резкий выдох – резко отпустить живот;

3) Поднять глаза вверх, опустить глаза, работая над уменьшением глубины дыхания (голова прямо, работаем только глазами.

(Повтор 3 раза).

- «По следу» - ходьба в колонне по одному;

- «Балерина» - ходьба на носках, руки за голову;

- «Клоуны» - ходьба на пятках с движением рук вверх – вниз, перед собой;

- «Обезьянки» идут спокойным шагом.

- «Дружные обезьянки» - ходьба парами с расхождением по центру в разные стороны, перестроение в колонну по одному;

- «Внимательные обезьянки» - бег за первым и последним;

- Бег «змейкой» (следим за дыханием, делаем крутые повороты).

Основная часть.

1. «Обезьянки играют»

Ходьба на уменьшение глубины дыхания по методу К. П. Бутейко (идём до желания вдоха) :

- ходьба с высоко поднятым бедром, «плетение косички», забрасывание голени назад,

- «Быстрые обезьянки» - ускоренная ходьба, переходящая на бег;

- «Обезьянки прыгают» - бег с забрасыванием голени, выбрасывание ног вперёд, прыжки с продвижением вперёд, подскоки с ноги на ногу.

2. «Обезьянки думают» - «поза молящего».

Дети садятся на корточки, руки перед собой (на полу) согнуты в локтях, голова лежит на тыльной стороне ладоней, локти в стороны, спина сильно прогнута. После расслабления ребята встают, проходят по залу, берут мячи и свободно расходятся по залу.

Общеразвивающие упражнения с мячом.

1.«Мяч вверх»

И. п. – мяч в обеих руках, руки опущены вниз:

В. - поднять мяч перед собой, вверх, перед собой (10 раз);

2.»Мяч к груди»

И. п. – ноги по ширине плеч, мяч прижат к груди, руки согнуты в локтях

В. – поворот туловища и рук с мячом вправо, влево (10 раз в каждую сторону);

3. «Мяч за голову»

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом за головой.

В. – наклон к правой и левой ноге в 2 – 3 приёма, вернуться в исходное положение (10 раз);

4. «Выгнули спинку»

И. п. – стоя на коленях, руки с мячом прижаты к груди

В. – сесть на пятки, руки вынести вперёд, прогнуться, вернуться в и. п. голову держать между рук (10 раз).

5. «Маленькие»

И. п. – стоя на коленях, руки перед собой

В. – «сед» вправо – влево на бедро, руки в стороны (6 раз в каждую сторону).

6. «Уголок»

И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади, мяч зажат между прямыми ногами

В. – поднять прямые ноги с мячом под углом 40, задержаться, вернуться в и. п. (10 раз).

7. «Кенгуру»

И. п. – прыжки с зажатым между ног мячом, с поворотом на счёт «4»

В. – прыжки по всему залу с зажатым между ног мячом.

Ходьба на восстановление дыхания, мячи положить

ОВД:

1. «Ловкие обезьянки»

Прыжки боком через скамейку, запрыгивание на батут, спрыгивание на мат, пролезание в обруч, ходьба по бревну правым боком;

2. «Обезьянки прыгают»

Ходьба «по – медвежьи», по скамейкам, запрыгивание на батут, 2 прыжка на батуте, спрыгивание на мат, подлезание через обруч, ходьба по бревну левым боком;

3. «Обезьянки отдыхают»

Ходьба по скамейке на носках, руки в стороны, вверх.

Подвижная игра «Быстрей шагай, смотри не зевай, стоп» (3 раза).

Восстановление дыхания в позе «змеи».

Дыхательное упражнение «Полёт в космос».

Расслабление под музыку.

Работа с детьми проводится постоянно. С утра – тестирование здоровья детей, а дальше весь воспитательно – образовательный цикл. Ребята осваивают метод ВЛГД, учатся многим приёмам его применения. В результате практически всех дошкольников улучшается самочувствие, в 2,5 раза снижается заболеваемость, пульс нормализуется в среднем на 10%, МП (максимальная паза – время в секундах, на которое ребёнок может после выдоха задержать дыхание без срыва его) после выдоха вырастает в среднем в 2,5 раза.

Продолжительная максимальная пауза – это залог хорошего здоровья, высокого иммунитета, нормальной работы всех систем организма, в том числе сердечно – сосудистой и гормональной, правильного обмена веществ.

Публикации по теме:

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Семинар «Уроки безопасности» В ноябре 2012 года, В нашем Детском саду №19 "Чебурашка", прошёл семинар-практикум "Уроки безопасности". Цель. Обмен опытом работы с дошкольными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Дышим по методу К. П. Бутейко»
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 10:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Дышим по методу К. П. Бутейко»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Борцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД