Марина Шувыкина
Семинар-практикум для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Цель: расширение представлений педагогов ДОУ о взаимодействии с семьями воспитанников в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
- раскрыть сущность и значение взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
- привлечь родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания дошкольников;
- познакомить с формами и методами проведения мероприятий с родителями, направленных на решение задач патриотического воспитания;
- определить роль семьи в нравственно - патриотическом воспитании;
-выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания.
План проведения
1. Ввод в тему: блиц-опрос с методом микрофона «Почему я считаю проблему нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста актуальной».
2. Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания детей.
3. Принципы взаимодействия с родителями.
4. Формы и методы работы с родителями.
5. Практикум.
Ход семинара-практикума
1. Ввод в тему: Блиц-опрос методом микрофона «Почему я считаю проблему нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста актуальной».
2. Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания детей.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно -образовательную микросреду — образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество — это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Проанализируем значение слов «воспитание», «нравственность» и «патриот» изучив различные источники: словарь В. И. Даля, психолого-педагогический словарь, словарь Википедия. Можно сделать выводы, что:
• «воспитание» — это создание благоприятных условий, для комплексного формирования личности с самого раннего возраста;
• «нравственность» — это духовное воздействие на внутреннее миропонимание человека, через исторический опыт народа. От этого будет зависеть и третья составляющая – «патриотизм»
• «патриотизм» — это любовь к Родине.
Эти три компонента могут применяться только в единстве.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, друзьям по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Для дошкольного периода, характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому – то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Существует множество методик и различных педагогических технологий, способствующих развитию нравственности и патриотизма. Но без предшествующего опыта, без ознакомления детей с историей страны, мы не сможем вырастить их настоящими патриотами, такими, чтобы им хотелось жить в России, стать ей полезной и самое главное просто любить свою страну.
Одним из самых главных аспектов работы воспитателя остается его взаимодействие не только с детьми, но и родителями, ведь прививая нравственные чувства детям, нам необходимо вести параллельную работу с родителями, чтобы они в домашних условиях показывали собственный пример детям. Потому что даже самые успешные методики нравственно – патриотического воспитания, не дают того, что дает собственный пример родителей и воспитателя.
Детство — это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон. На протяжении многих веков мир семьи является сильнейшим фактором формирования личности ребенка, что нельзя исключить и не учитывать в процессе работы с детьми в дошкольном учреждении.
3. Принципы взаимодействия с родителями.
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей :
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
4. Формы и методы работы с родителями.
Формы работы с родителями
1. Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляем через различные формы сотрудничества. Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педаго-га с родителями дошкольников.
Традиционные формы подразделяются :
Коллективные - родительские собрания (проводятся как групповые 3-4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции;
Индивидуальные - индивидуальные консультации, беседы;
Наглядно-информационные - папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
Нетрадиционные формы.
информационно-аналитические
наглядно-информационные
досуговые
познавательные
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. (Опросы, тесты, анкетирования, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы).
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
- информационно-ознакомительная - ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами
- информационно-просветительская, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.
Познавательные формы – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка, также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии. («КВН», «Что, где, когда?», «Круглый стол», различные викторины).
Методы взаимодействия с родителями :
Метод проектов
Метод активизации
Метод рефлексии
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, делают фотографии и др. Затем представляют работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Методы активизации предполагают возникновение интереса к материалу, ассоциаций с собственным опытом, желание родителей активно участвовать в обсуждении (вопросы к родителям, предложения для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров, использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний).
Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся : анализ педагогических ситуаций; анализ собственной деятельности, метод домашних заданий.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию нравственной личности ребенка. Использование разнообразных форм и методов сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.
Рекомендации по патриотическому воспитанию дошкольников :
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка.
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице.
• Дайте представление о работе общественных учреждений.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
4. Практикум.
1. Игра «Цветы»
Вариант 1.
Ход игры:
(Звучит музыка). Предложить педагогам представить себя в образе одного из цветов и нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на «поляне» (лист ватмана на доске). «Цветы» все разные, так и в жизни, у каждого человека свой неповторимый характер, увлечения, мнения.
Но сегодня нас здесь объединяет наша профессия-воспитатель.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Работа с родителями — это процесс общения разных людей, в котором очень важно помнить «Золотое правило нравственности» : «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» Кант.
Вариант 2.
Ход игры:
(Звучит музыка). Педагог предлагает родителям представить своих детей в образе одного из цветов. Для творческих работ предлагается разнообразный материал: карандаши, фломастеры, краски, бумага белая и цветная, ножницы, клей.
В итоге работы родители держат в своих руках «цветы». «Цветы» великолепны и неповторимы, все растут в разных условиях. Затем родители передают их в руки педагога. Таким образом, совместными усилиями родителей и педагогов оформляется своеобразный «цветник».
Ребенок поступает в детский сад. Для того чтобы ребенок легче адаптировался в детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, необходимо взаимопонимание и взаимопомощь взрослых, родителей и педагогов.
2. Игра «Ассоциации»
Сейчас я предлагаю Вам сыграть в одну игру «Ассоциации».
Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться дать ответ, первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
- Если семья — это постройка, то она…
- Если семья — это цвет, то она…
- Если семья — это музыка, то она…
- Если семья — это геометрическая фигура, то она…
- Если семья — это название фильма, то она…
- Если семья — это настроение, то она…
-Если семья – это страна, то она называется…
-Если семья – это фрукт, то это…
-Если семья – это известный литературный персонаж, то это…
-Если семья – это животное, то это…
Воспитатель : -В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья!
У каждого свое видение и свое представление о семье.
3. Упражнение «Закончи предложение»
Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету любому родителю, который его продолжает или раздает предложения желающим родителям.
«Моя любовь к ребёнку заключается…»
«Когда ребёнок выводит меня из себя, я
«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»
«Если ребенок провинился…»
«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…
«Общение с ребенком – это…»
4. Игра «Дерево»
Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Беседа «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»
- Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить? (на доске прикреплен ватман с нарисованным деревом без листьев)
-У каждого из Вас есть зелёные листочки. Напишите на них качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка? (Родители пишут качество, подходят по очереди к дереву и, называя вслух написанное слово, приклеивают к дереву листок)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какое красивое получилось дерево. Именно от нас с Вами зависит, каким вырастет ребёнок – сухим, пустым, злым и чёрствым, или разносторонним, счастливым, добрым и будет обладать теми качествами, что написаны на этих листках.
5. Викторина «Преданья старины глубокой»
1 раунд. Занимательные вопросы
• Чем топят русскую печь? (Дровами)
• Глаз по старинке? (Око)
• Русский напиток? (Чай)
• Как называется обувь, плетённая из лыки? (Лапти)
• Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки)
• Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это? (Печь)
• Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? (Сарафан)
• Что согласно старой русской примете в доме должно быть в единственном экземпляре? (Веник)
• Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка)
• Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские констаньеты? (Ложки)
• Как называется деревянная кукла, в которую вставляются куклы? (Матрёшка)
• Занятие ручной женской работой? (Рукоделие)
• Деревянное устройство для прядения шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка)
• Что такое рушник? (Полотенце)
• Что помещали в красном углу дома? (Икону)
• Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)
• Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)
• Чем славят наш народ? (Русским гостеприимством)
• Автор пословиц и поговорок? (Народ)
2 раунд. “Почему мы так говорим”. Что означает выражение?
• Оказаться у разбитого корыта. (Всё мало)
• Втирать очки. (Обманывать)
• Море по калено. (Ничего не страшно)
• Спать без задних ног. (Сильно уставший человек)
• Не так страшен чёрт как его рисуют. (На самом деле хороший человек)
• От горшка три вершка. (Очень низкий маленький)
• На все четыре стороны. (Надоел, непонимание)
• Семеро одного не ждут. (Опоздал)
• Ложка дорога к обеду. (Похвала)
• Ум хорошо, а два лучше. (Обращение за советом к кому либо)
3 раунд. “Слово на ответ”
(предлагается три варианта ответа, нужно выбрать один)
Весёлка
- это лопатка для размешивания;
- смешливая девочка;
- народное гуляние.
Катанки
- санки;
- валенки;
- коньки.
Зрелки
- глаза;
- спелые ягоды;
- очки.
Сушняк
- жажда;
- жаркая погода;
- засохшие в лесу деревья.
Шамкать
- идти не спеша;
- есть не спеша;
- говорить не внятно.
Година
- хорошая погода;
- знаменитая дата;
- отрезок времени длиною в год.
Морда
- плетение из лозы;
- лицо;
- начальник.
Вертун
- колесо;
- ветряной мальчик;
- непоседливый человек.
Кукомоя
- неряха;
- дальняя родственница;
- умывальник.
Отопки
- ноги;
- стоптанные башмаки;
- несгоревшие дрова.
6. Тибетский персональный психологический тест.
Инструкция: лучшие ответы – это первое, что пришло на ум.
Вопрос 1.
Расположите следующих пять животных в порядке, который вам нравится :
Корова, Тигр, Овечка, Лошадь, Поросенок
Вопрос 2.
Напишите по одному слову, которым Вы можете описать каждое слово из следующего ряда:
Собака - …
Кот - …
Крыса - …
Кофе - …
Море - …
Вопрос 3.
Подумайте о 5 людях, которые вас тоже знают и которые важны для вас в жизни. Попробуйте соотнести каждого человека с каким-либо цветом:
Желтый - …
Оранжевый - …
Красный - …
Белый - …
Зеленый - …
А теперь смотрим ответы теста:
1. В этом пункте определяются ваши жизненные приоритеты:
Корова символизирует карьеру
Тигр символизирует чувство собственного достоинства.
Овечка символизирует любовь.
Лошадь символизирует семью.
Поросенок символизирует деньги.
2. Описание:
Ваше описание собаки подразумевает вашу собственную личность.
Ваше описание кота подразумевает личность вашего партнеры.
Ваше описание крысы подразумевает ваших врагов.
Ваше описание кофе – это ваше отношение к сексу.
Ваше описание мря подразумевает вашу собственную жизнь.
3. Теперь о цветах:
Оранжевый – человек, которого вы считаете настоящим другом;
Желтый – человек, которого вы никогда не забудете;
Красный – человек, которого вы по-настоящему любите;
Белый – родственная душа;
Зеленый – человек, которого вы будете помнить до конца жизни.
7. Задание «Семейные традиции»
Все участники делятся на две команды, каждая команда разыгрывает сценку о семейных традициях, участники другой команды должны отгадать о какой традиции идет речь.
А в заключение нашего семинара хотелось бы рассказать вам притчу:
«В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.
В наших руках Судьба ребенка, уважаемые взрослые!
Рефлексия:
Игра «Яблоки»
Красное яблоко — разговор был полезен, мы стараемся придерживаться всех тех принципов, которые были названы или обязательно попробую выполнить ваши рекомендации.
Желтое яблоко– информация была полезной, но я не считаю, что важно выполнять все ваши рекомендации.
Зеленое яблоко – Информация не была полезной, ничего нового я не узнал.
Педагогам предлагается выбрать яблоко и разместить на дереве.
-На этом наша встреча подходит к концу, большое спасибо за активное участие. Взаимодействие родителей и детского сада — это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели.