Светлана Сурова
Семинар-практикум для воспитателей «Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара – практикума : Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора в педагогическом процессе.
Задачи:
1. Повышение профессионального мастерства педагогов в работе над образовательной областью «Речевое развитие» по разделу «Связная речь».
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.
Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость».
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии.
Что же относится к детскому фольклору?
Колыбельные песни. Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком. Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками). Заклички – обращение к явлениям природы.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Дразнилки – весёлые, шутливые стишки.
Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей.
Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т. д.
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей :
- обогащают словарь,
- развивают артикуляционный аппарат,
- фонематический слух,
- дают образцы для составления описательных рассказов.
Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.
Сегодня мы проведём семинар – практикум, на котором вспомним формы устного народного творчества, которые относятся к детскому фольклору.
2. Практическая часть. Педагоги делятся на две команды : " Сударушки " и " Лебёдушки".
1. Догадаться о какой форме устного народного творчества идёт речь?
Понятия:
• Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. (Пословица)
Пословица - это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует, наставляет, предупреждает.
• Меткое яркое народное выражение, часть суждения без вывода.
(Поговорки)
Согласно определению В. Даля, поговорка – это такая короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является полноценной пословицей.
Все произведения устного народного творчества можно поделить на несколько видов - это потешный фольклор, поэзия пестования, бытовой фольклор, игровой фольклор и другие. Сейчас мы с вами попробуем угадать эти виды фольклора.
Потешный фольклор
К потешному фольклору относятся произведения детской устной
поэзии, назначение которых повеселить себя и окружающих. Часто они
сопровождаются действиями, не имеющими драматического развития.
Сейчас мы с вами вспомним, что относится к потешному фольклору
• Одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. (Загадка)
(Пример загадки)
Правильно, это загадка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения
• Насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь. (Дразнилки) (Рассказать дразнилку)
• Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок? (прибаутка) –
Наша доченька в дому
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблоко в саду.
• Короткие песенки или стихи, в которых реальные
связи явлений и предметов специально нарушены. В центре –
абсурдная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное
положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо
знакомые явления. (Небылицы)
Основное назначение небылиц –развеселить, рассмешить детей, а главное, «стимулировать умственные силы ребенка».
Лошадь ехала с рогами,
Плыл козёл по мостовой,
Семимильными шагами
Червячок шёл с бородой!
В небылицах-перевертышах большая воспитательная ценность –
ребенок слушает, наблюдает, сравнивает привычные вещи с сюжетом
смешных стихов. Небылицы – превертыши важны для воспитания в детях творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становления речи, тренировки памяти, информативного запаса
Короткие песенки часто с юмористическим содержанием. Они издавна сопровождают народные торжества. (Частушка)
Частушки – часть фольклора и важный элемент истории.
В учебниках встречаются разные названия забавных куплетов: частушка, тараторка, припевка, плясовая.
С частушками знакомятся с детства. На утренниках в детских садах, на праздниках в школе, а иногда и на семейных посиделках находится место смешным коротким песенкам.
Почему детей стараются пораньше научить таким песенкам? Частушки развивают : Память. Частушки идеально подходят для заучивания наизусть. Они просты для восприятия, имеют рифмующиеся строки, понятный смысл.
Речь. Кричать частушки весело, а еще это тренирует дикцию. Приходится выговаривать слова громко, четко.
Музыкальный слух. Первое знакомство с мелодией, ритмом: интересно и полезно.
Координацию.
(Спойте детскую частушку)
Всё, о чём мы с вами сейчас разговаривали относится к потешному фольклору.
Следующий этап :
• Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (Колыбельные)
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Колыбельная песня поется перед сном для успокоения ребенка,
(Вспомните колыбельную)
• Короткие ритмизированные песенки, сопровождающие действия взрослого по уходу за ребенком в момент пробуждения, дневного бодрствования и предполагает активное взаимодействие взрослого и малыша. (Пестушки)
Потягунушки,
Потягунушки,
Поперёк толстунушки,
А в ножки – ходунушки, (постукиваем по стопам)
А в ручки – хватунушки, (даем малышу схватиться за пальчики и потягиваем к себе)
А в роток – говорок, (дотрагиваемся до ротика малыша)
А в головку – разумок (поглаживаем по голове).
Пестушки часто начинаются с звукоподражания:
«Скок, поскок», «Чики, чики, чикалочки», «Тюшки, тютюшки».
К пестушкам примыкают и заговоры-шутки. Купают ребенка и, чтобы он не плакал при обливании водой, весело приговаривают:
С гуся вода,
С Пети худоба.
Все эти заговоры носят, подчеркнуто шуточный характер, но в силу веры ребенка в могущество матери помогают, успокаивают его.
• Забавы взрослых с малыми детьми, которые сопровождаются различными движениями, хлопками и т. д. (Потешки)
Главное назначение потешки – приготовить ребенка к познанию
окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой
школой физической и умственной подготовки. Иногда в потешку вводится
характерное для большой крестьянской семьи разделение труда в
зависимости от физических возможностей:
Большаку дрова рубить (большой палец) ,
А тебе воды носить (указательный) ,
А тебе печа топить (безымянный) ,
А малышке песни петь (мизинец) ,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию
богатств русского языка, к усвоению народного музыкально-поэтического
творчества.
Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.
Давайте вспомним потешки
Вывод: Колыбельные песни, пестушки, потешки – это поэзия пестования.
И фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.
Потешки, пестушки, колыбельные песни – всё это поэзия пестования
«Бытовой фольклор»
• Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы? (Заклички)
Заклички -небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор.
• Как называют весёлые, шутливые стишки: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда-беда, козья борода» (Дразнилки)
• Частоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья. (Скороговорка)
Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения.
• Коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей (Считалки)
• Один из самых излюбленных детьми жанров фольклора, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. (Сказка)
«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К. Д. Ушинский.
• Сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. (Докучные сказки)
Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду. Они
привлекают детей тем, что имеют сказочное начало («Жили-были баран да
овца.», «Жил-был царь.», «В некотором царстве, в некотором
государстве.»).
Докучные сказки живут и в наши дни, наиболее популярны среди них
«Про белого бычка», «У попа была собака.», «Жили-были два гуся.» и
др
Вывод: Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.
Давайте отгадаем как называется следующий вид народного фольклора
• Как называются игры «Каравай», «Колпачок» (Хороводные)
• Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре? (Считалки)
Считалки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Разучивая с детьми всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у детей чувство ритма.
• С чем связаны хороводные игры на Руси? (С народными обрядами)
• Наличие чего обязательно в детских народных играх? (Правил)
Это - Игровой фольклор
Вывод: Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т. д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом
Конкурсы. В них так же принимают участие команды " Сударушки " и " Лебёдушки"
1. «Герои народного фольклора»
Великое множество героев русского фольклора, но дети с раннего детства знают их по сказкам, знакомятся с их характеристиками и особенностями. Именно сказки порождают в детях положительное или отрицательное отношение к чертам человеческого характера и поведения.
• Кого из зверей в русских народных сказках называют кумушка, Патрикеевна плутовка, лисичка – сестричка? (Лиса)
• Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
• Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
• Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)
• Кто развалил теремок? (Медведь)
• Из чего напился Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Из копытца)
2. «Бой скороговорок»
Конкурс скороговорок:
• Шесть мышат в шалаше шуршат.
• Сшила Саша Сашке шляпу.
• На болоте жабы жили, булку с бубликом любили.
• Верзила Вавила весело ворочал вилы.
• Изгиб дороги – побереги ноги.
• У ежа – ежата, у ужа – ужата.
3. Определить жанр устного народного творчества
• Худое лето, коли солнца нету.
Ответ: Пословица
• Цыпа-цыпа-цыпочка,
Встанем мы на цыпочки!
Ручки вверх потянем,
Бо-ольше, вы-ыше станем!
Тянем, тянем ушки
Прямо до макушки -
По-тя-гуш-ки, по-тя-гуш-ки.
Ответ: Пестушка
• За морями, за горами,
За высокими лесами
На полянке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком сходи
И замочек отопри.
Ответ: Считалка
• Не лает не кусает, а в дом не пускает?. Загадка
Ответ: (Замок)
• Люлю, люлю, люленьки,
Налетали гуленьки,
Прямо Маше в люленьку.
Стали гули гулевать,
Стала Маша засыпать,
Бай, бай, бай,
Спи-ка, Маша, засыпай!
Ответ : (Колыбельная)
• К тебе бабка Арина приходила?/
Приходила.
Хлеба кусок приносила?/ Приносила.
Сказку рассказывала?/ Рассказывала.
А ты сказку слушала?/ Слушала.
О чём была сказочка? / Какая?
К тебе бабка Арина приходила?/
Приходила.
Ответ : (Докучные сказки)
4.«Собери пословицы»
Каждой команде предлагается собрать по пять пословиц. На столах перед каждой командой находятся 10 карточек, на которых текст половины пословицы. Надо соединить половинки таким образом, чтобы получилось пять пословиц.
Команда 1
Мал золотник, да дорог.
Осла узнаешь по ушам, а дурака по словам.
На родной сторонке, что на мягкой соломке.
Не давши слово крепись, а давши – держись.
Речь – серебро, молчание – золото.
Команда 2
Умел дитя родить – умей и научить.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Кончил дело - гуляй смело.
.Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
5. Объясните выражение
Не мытьём, так катаньем
В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной.
Бить баклуши
Сегодня выражение «бить баклуши» означает ничего не делать. Между тем, раньше битьё баклуш было занятием. Хотя и довольно простым… Посуду в далё кие уже времена в основном делали из дерева: чашки и ложки, «братины» и тарелки – всё было деревянным. Но чтобы вырезать что-то, от бревна нужно было отколоть чурку – баклушу. Это было лёгкое, пустячное дело, которое поручалось подмастерьям. Это занятие так и называлось «баклуши бить». Мастера в шутку называли подсобных рабочих «баклушечниками». Так, из шуток мастеров и появилось это выражение.
Фольклор – связующая нить веков, которую умело использовали в своем творчестве русские писатели. Этим они подчеркивали неразрывность связи народного художественного слова и авторской поэзии.
Заключительная часть.
Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливает опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.
Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.