Татьяна Богдан
Семинар-практикум для воспитателей специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания «Скажем всем детям: «Да!»
▼ Скачать +Заказ
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад №11 г. Вилейки»
Ресурсный центр по развитию инклюзивного образования учреждений дошкольного образования
Семинар-практикум для воспитателей специальных и групп интегрированного обучения и воспитания
«Скажем всем детям: «Да"
Подготовили:
педагог-психолог А. В. Тимофеенко,
учитель-дефектолог Т. А. Богдан
Цель: формирование толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания „Скажем всем детям: „Да!“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Задачи:
• Ориентировать педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми за счет развития способности к принятию (понимание, эмпатия) и терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) к детям как профессиональных качеств личности педагога;
• развивать способности педагогов к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
• отработать навыки конструктивного общения с «проблемными» детьми и способы снятия эмоционального напряжения.
Материал и оборудование: видеоролик «», мультимедийная установка, принадлежности для рисования (бумага, восковые мелки, карандаши, карточки для работы в подгруппах, мольберты, маркеры, макеты кубика-Рубика, пазлы-саолнце.
Ход мероприятия:
Вводная часть
Учитель-дефектолог: Эпиграфом нашего семинара хотелось бы взять слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Педагог-психолог:
1. Упражнение «Те, кто…»
Цель: создать непринужденную рабочую атмосферу.
Участники встают в круг, ведущий предлагает сделать шаг вперёд тем, кто:
-работает более 10 лет;
-радуется жизни;
-посадил хотя бы одно дерево в своей жизни;
-сегодня куда-нибудь опаздывал;
- пил кофе;
- не успел выпить кофе
Вывод: все мы разные, но у нас есть много общего, все мы чем-то похожи.
2. Видеосалон: просмотр мультфильма «Про Диму»
Вопросы к обсуждению:
- Ваше мнение по поводу просмотренного мультфильма?
Педагог-психолог:
3. Упражнение «Мой воспитанник»
- Мы предлагаем вам нарисовать, используя различные средства выразительности в цвете, своего любимого воспитанника, а затем вызывающего много хлопот.
- Насколько доброжелателен образ ребенка в восприятии педагога?
Основная часть
4. Теоретический блок
Учитель-дефектолог:
Сегодня мы хотим поговорить с вами о том, какую роль при взаимодействии с дошкольниками и родителями, имеет такое качество педагога, как толерантность. Основная роль в адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования, в его эмоциональном благополучии в детском саду, принадлежит, на наш взгляд, педагогу. От того, насколько он сумеет принять ребенка таким, каков он есть, проявить терпение к его слабостям и недостаткам, сохранив при этом разумный баланс между требовательностью и любовью, зависит его психологическое благополучие. Поэтому особую актуальность во взаимодействии с дошкольником имеет такое качество взрослого, как толерантность. В переводе с латинского языка толерантность (tolerantia) означает терпение, терпимость. Терпимость характеризует поведение, базирующееся на усвоении принципов ненасильственного взаимодействия.
В педагогическом процессе терпимое и нетерпимое отношение к ребенку определяется тем, как педагог разрешает противоречие между необходимостью предъявлять определенные требования к ребенку и мерой реального воплощения этих требований ребенком. Нетерпимое отношение педагога к ребенку чаще возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым к нему требованиям и в результате начинает раздражать педагога. Терпимость присуща педагогу, который спокойно реагирует на внешний вид и поведение детей (у других людей они могут вызывать раздражение, способен не только принять их качества, в том числе негативные, поведение таким, какие они есть, но и понять, что стоит изменять, а что не стоит; при этом если он принимает решение об изменении, то делает это постепенно, ненасильственно, не причиняя ущерба личности. Такой педагог выявляет не только сам факт поступка, особенности поведения черты личности, но и мотивы, факторы, условия, лежащие в их основе. Он может испытывать раздражение по отношению к тому или иному ребенку, но одновременно способен проявить выдержку и терпение, способен не обвинять ребенка, его родителей, которые якобы не оказали должного влияния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства, решать проблемы.
В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль.
Педагог-психолог:
5. Упражнение «Молекулы и атомы»
Цель упражнения: раскрепощение участников тренинга.
Ведущий говорит:
– Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.
-А теперь вот такими атомами присядьте за столы.
6. Работа с таблицей в подгруппах
Учитель-дефектолог:
- Любой педагог в разных ситуациях может проявить и снисхождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением времени в силу развития или неразвития механизмов принятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависимости от того, какая форма закрепляется, можно выделить типы педагогов с терпимым, толерантным или не толерантным отношением.
Мы хотим предложить вашему вниманию психологическую характеристику типов педагогов. Предлагаемая психологическая характеристика типов педагогов не преследует цель обидеть педагогов или указать на их недостатки. Эта характеристика необходима для понимания причин появления недостатков в работе и для предостережения педагогов от ошибок.
- вам необходимо отметить типы педагогов с терпимым, толерантным или не толерантным отношением к воспитанникам.
Отметим еще раз: первостепенная роль в процессе адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования принадлежит педагогу: от того, насколько он сам гармоничен и терпим, зависит психологическое здоровье и его самого и воспитанников. Чем больше таких педагогов, тем более гуманистичная образовательная среда и общество в целом, поскольку основы взаимоотношений, взаимовосприятия, самооценки закладываются в дошкольном детстве. Это тот базис, с которым ребенок затем вступает в школьную жизнь, и обеспечить ему безболезненное вхождение – задача педагога. Дело за малым – педагог должен любить детей, профессию, образовательное учреждение, где работает, и, конечно же, совершенствоваться, развиваться и двигаться вперед.
7. Способы снятия напряжения (отработка практических навыков)
Цель: отработать навыки конструктивного общения с «проблемными» детьми и способы снятия эмоционального напряжения.
Педагог-психолог:
- Основными способами развития терпения через использование приемов саморегуляции является:
• управление дыханием;
• управление тонусом мышц, движением;
• воздействие слова.
Использование педагогом методов и приемов снятия эмоционального напряжения способствует развитию безопасного психологического микроклимата в группе.
8. Упражнение «Преимущества и препятствие» (работа в подгруппах)
Цель: формирование представлений педагогов относительно преимуществ и трудностей в процессе совместного воспитания и обучения детей.
Учитель-дефектолог:
- Сейчас мы предлагаем вам подумать, обсудить и записать на своих листках преимущества совместного воспитания и обучения для типично развивающихся детей и детей с ОПФР, а также касательно воспитателя.
9. Игра «Разные мнения»
Цель: формирование понятия, что дети с различными образовательными потребностями могут быть успешно включены в различные виды деятельности, способствующие их самореализации.
Педагог-психолог:
- Вы работаете с детьми, у которых различные особенности психофизического развития. У нас на стенде размещены характеристики детей, вам необходимо подобрать подходящие для них занятия.
Не смотря на то, что все дети разные, с различными проблемами и особенностями, для всех них есть способ самореализации.
10. Упражнение «Мост»
Цель: в работе с детьми с особыми образовательными потребностями необходима слаженная работа всех специалистов.
Учитель-дефектолог:
- Вам необходимо построить мост, который должен выдержать прокат мяча.
- Легко ли было строить мост? Почему?
- Как видите, для получения результата в любой работе необходимо участие всех членов команды: четкое распределение ролей и план действий.
Заключение
11. Упражнение «Кубик-Рубика»
Цель: визуализация многогранности понятия «толерантность»
Педагог-психолог:
- Вам необходимо сформулировать понятие о толерантности и записать их на гранях кубика.
Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение.
12. Рефлексия «Пазл"
- Охарактеризуйте свои эмоции от участие в семинаре одним словом.