Татьяна Горячева
Семинар-практикум для воспитателей «Гражданское воспитание средствами декоративно-прикладного народного творчества в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
“Пусть ребенок чувствует красоту
И восторгается ею, пусть в его сердце
И в памяти навсегда сохраняются образы,
в которых воплощается Родина. ”
В. М. Сухомлинский
Уважаемые коллеги! В рамках Недели народной культуры в нашем детском саду проводился семинар- практикум для воспитателей «Гражданское воспитание средствами декоративно-прикладного народного творчества в ДОУ». С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. Ведь через близкое народное творчество дети учатся чувствовать общее, человеческое. Народное творчество не случайно используется в воспитании детей. Проблема формирования нравственных и гражданских качеств у дошкольников всегда была в центре внимания педагогики. И в настоящее время эта проблема достаточна актуальна. В связи с этим возрастает значение такой раздел работы с детьми, как ознакомление их с декоративно - прикладным творчеством русского народа.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Гражданское воспитание средствами декоративно-прикладного народного творчества в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Не секрет, что молодые воспитатели недостаточно хорошо знакомы с методикой проведения занятий по декоративному рисованию и лепке по мотивам народных промыслов. Да и опытные воспитатели порой испытывают затруднения. В связи с этим мы решили провести такой семинар, чтобы познакомить педагогов с методикой и обучить их некоторым приёмам. Кроме теоретической части подготовила и практическую часть. Практические приемы рисования и лепки показывали педагоги с многолетним стажем. Домашним заданием для педагогов было подготовить обзор дидактических игр по ознакомлению детей с декоративно-прикладным народным творчеством, имеющихся в группе.
Семинар-практикум:
«Гражданское воспитание средствами декоративно-прикладного народного творчества»
1. Теоретическая часть:
«Гражданское воспитание средствами декоративно-прикладного народного творчества»
отв. : воспитатель
2. Практическая часть:
1) «Мозговой штурм»: загадки о народных промыслах, формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством. отв. зам. зав. по ВМР
2) методика лепки дымковской барышни и коня (практически)отв. воспитатель
3) Методика рисования городецкого узора (практически)отв. воспитатель
4) Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством (обзор + наличие в группах) отв. воспитатели, зам. зав. по ВМР.
Загадки о народных промыслах
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Свистульки – петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные.
Всем по нраву
Глиняные забавы!
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша!
Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка –
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица –
Для маленькой темница.
Тук да тук, щёлк да щёлк,
Мужик, медведь, коза и волк…
Деревянные игрушки:
И лошадки, и Старушки –
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат.
Кто ответит на вопрос,
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий:
В середине - цветом жарким
Он сияет, а вокруг - словно дети встали в круг,
Много маленьких цветочков,
И травинок, и листочков,
И узорная кайма по подносу пролегла?
Отвечаем на вопрос -
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
-Беседы;
- непосредственно образовательная деятельность, основанная на принципе интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
- Просмотр видеопрезентаций;
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами: глиной, деревом и т. д. ;
- развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
- загадывание и отгадывание загадок;
- Использование физминуток с текстами на данную тему.
Методика лепки дымковской барышни.
1. Лепку барышни начинают с юбки, которая представляет собой широкий у основания пустотелый корпус. Юбку всё время вращают в процессе лепки для выравнивания стенок.
2. Затем на юбку насаживают торс и оттягивают шею.
3. На шее укрепляют шарик - голову.
4. Руки, скатанные в колбаски, прикрепляют к плечам сначала торчком в стороны, потом осторожно сгибают и складывают на талии.
Методика лепки дымковского коня.
1. Сначала лепят большую колбаску, надрезают её с двух сторон- спереди и сзади и формируют ноги коню.
2. На заготовку туловища прилепляют голову и шею.
3. Уши делают конусообразные,а гриву и хвост - из крученого жгута.
4. Можно сделать и всадника, посадить его на коня - получится ещё одна игрушка.
Методика рисования городецкого узора
Все элементы Городецкой росписи рисуются сразу кистью без предварительного рисунка. При рисовании городецкого узора понадобится палитра для смешивания красок. Розан выполняется -розовым цветом, а купавка- голубым. Центр изображают чистой краской, без белил. Лепестки изображаются обычно той же краской, что и центр. Оживка - обязательный элемент городецкой росписи,выполняется чаще белилами, но также используют и черную краску. Она заставляет празднично засиять весь рисунок.
Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством
.
В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические игры распределяются на группы:
1. Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с русскими народными промыслами.
2. Игры, направленные на развитие воображения.
3. Дидактические игры, направленные на развитие ручной умелости.
4. Игры, развивающие чувство ритма, умение составлять ритмическую композицию.
5. Дидактические игры, помогающие сформировать представления о симметрии (центральной, осевой).
Литература:
1. П. И. Уткин, Н. С. Королева “Народные художественные промыслы” Москва, “Высшая школа” 1992.
2. А. П. Усова “Русское народное творчество детскому саду” издательство “Просвещение”, Москва 1972.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” Санкт–Петербург, издательство “Детство-Пресс ”, 2000.
4. Л. С. Куприна, О. Н. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова, Санкт – Петербург, издательство “ Детство-Пресс ”, 2004.